Что можно и нельзя сразу после ДТП в 2021 году?
Итак, первые действия при дорожно-транспортном происшествии довольно чётко регламентированы, хотя и содержат некоторые неожиданные требования (скоро о них узнаете):
- в первую очередь, пункт 2.5 ПДД требует остановиться, включить «аварийку» и выставить аварийный знак,
- далее уже по ситуации – если нет пострадавших, нужно решать: либо вызывать ГИБДД, либо оформлять европротокол, либо вообще разъехаться, если соблюдён ряд условий,
- если причинён вред не только имуществу, то остаётся только один вариант – вызывать полицию,
- далее вам укажут либо приехать в ближайшее отделение или пост ГАИ для оформления, либо сотрудники сами приедут.
Есть ещё ряд условий при наличии пострадавших в ДТП, а также отдельные требования, перечисленные в пунктах 2.5-2.6.1 Правил. Настоятельно рекомендуем их внимательно изучить даже для повторения.
Для возможности заполнения европротокола без вызова ГИБДД есть отдельные условия, перечисленные в статье 11.1 закона Об ОСАГО. Но обратите внимание, на пункт 2.6.1 ПДД. В нём указано, что вы имеете право не оформлять ДТП после аварии, но вовсе не при условии, что не имеете друг к другу претензий, а в том числе, если соблюдены те же условия для оформления европротокола: отсутствие разногласий, вред причинён только имуществу, участников ДТП только двое, и у обоих есть действующие полисы страховки.
Ниже мы ещё не раз затронем эту тонкость законодательства. А пока давайте поговорим об отдельных действиях – что можно, а что нельзя делать непосредственно в самое ближайшее время после ДТП.
Не останавливаться, если это опасно
Здесь есть некоторое противоречие внутри требований ПДД:
- с одной стороны пункт 2.5 прямо обязывает вас остановиться сразу после столкновения в ДТП,
- с другой, есть иные пункты, запрещающие остановку – например, на автомагистрали; но и к вынужденной остановке по определению этого термина остановка после ДТП не относится.
Конечно, вас вряд ли оштрафуют сотрудники ГИБДД за прекращение движения в нарушение Правил из-за аварии из-за такой правовой коллизии. Однако, в нашем случае речь идёт о создании опасности для движения. Например, если вы попали в происшествие на МКАДе с плотным скоростным движением, то соблюдение ПДД может привести к ещё одному или даже массовому ДТП.
Но можно ли проигнорировать требование немедленно остановиться? На самом деле, в Административном кодексе есть статья 2.7, которая запрещает наказывать водителей, в частности, если правонарушение было совершено в целях предотвращения больше опасности, чем создало данное нарушение. Но при условии, что последствия предотвращённой опасности были соизмеримо меньше допущенной нарушением. И в данном случае данная статья должна работать. Вот только удастся ли вам апеллировать ей на практике, вопрос другой. Прогнозировать можно смело вероятность успешного избегания наказания как 50/50.
С другой стороны, пункт 2.6.1 Правил предписывает освободить проезжую часть в том случае, если вы создаёте препятствие для других машин, предварительно сфотографировав обстоятельства происшествия и всё, что имеет отношения к делу (повреждённые автомобили, дорожные знаки и разметку, общий вид, осколки и так далее).
Таким образом, ПДД запрещают игнорировать требование пункта 2.5 остановиться. Но вы можете сделать всё быстро, чтобы убрать машины с дороги и не допустить ещё столкновений с вашими повреждёнными авто. В конце концов, не ваша вина в том, что другие водители не соблюдают пункт 10.1 Правил.
Выставить вместо аварийного знака другой предмет
Это рационально в целях предупреждения других водителей о стоящем повреждённом автомобиле выставить при отсутствии знака аварийной остановки любой другой предмет: канистру, бутылку с водой – что угодно. Но, к сожалению, незаконно.
Пункт 2.5 чётко говорит о том, что вы обязаны поставить аварийный знак, а пункт 7.7 Перечня неисправностей обязывает возить его всегда с собой.
За данное нарушение предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.
Убрать автомобиль
Возвращаясь к 2.5-2.6.1 ПДД, обращаем внимание, что это обязанность участников ДТП. Но убирать машину можно только после фотофиксации всех обстоятельств ДТП, а в случае наличия пострадавших – в том числе после вызова ГИБДД, оказания тем первой помощи и отправки их на попутном авто в больницу, если это необходимо.
Обратите внимание, если ваша машина создаёт препятствие на дороге, но вы не выполнили обязанность убрать её после остановки, то это также может повлечь штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП.
Заводить машину
А это уже никак не запрещено. Разумеется, вы можете греться (или, наоборот, охлаждаться) в заведённом автомобиле или просто завести его без объективных на то оснований.
Однако, и здесь есть нюанс. Если ДТП произошло во дворе или жилой зоне, то стоянка с работающим двигателем в таких местах запрещена пунктом 17.2 Правил. Правда, в этом случае вас уж точно вряд ли оштрафуют.
Можно ли отъехать с места происшествия?
Данный вопрос также очень спорный. Многие автолюбители знают, что за оставление места ДТП можно лишиться прав – такое наказание предусматривает часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Так вот, грань между таким скрытием и отлучением весьма тонка.
Дело в том, что, согласно судебной практики 2021 года лишение прав на 1-1,5 года идёт вразрез с умышленной целью именно скрыться с места аварии, дабы избежать ответственности. Например, для потерпевших, не виновных в происшествии, такое наказание применяют редко.
Тем не менее, даже если вы решили уехать, например, в соседний магазин за водичкой или сигаретами и затем сразу же вернуться к месту происшествия, настоятельно не рекомендуем этого делать. Равно как крайне нежелательно уходить куда-то пешком, даже оставляя на месте машину (к примеру, домой покушать в ожидании приезда инспекторов ГИБДД).
В то же время, если вы просто решили убрать автомобиль с дороги, даже вопреки требованиям ПДД (не сфотографировали обстоятельства ДТП перед этим или ваше авто не создавало помех), то в этом случае статья с лишением прав также не должна применяться, так как вы не покинули место аварии. Здесь должна быть применена законно только часть 1 этой же статьи со штрафом 1 тысяча рублей.
Пить
Употреблять алкогольные напитки и наркотические вещества строго и прямо запрещено Правилами в период времени сразу после ДТП и до приезда сотрудников ГИБДД (или до вашего приезда в отделение для оформления). Так диктует пункт 2.7 ПДД.
Но на практике были случаи, когда происшествие оформлялось, к примеру, путём заполнения европротокола днём, но вечером в этот же день к участнику приезжали сотрудники ГАИ и освидетельствовали того на состояние опьянения, а затем лишали прав. Это редкие и исключительные случаи, а также незаконные, разумеется. Тем не менее, они в 2021 году есть.
Посадить другого водителя за руль
Можно ли подставить вместо себя другого водителя, если у вас, например, нет права управления, вы не вписаны в страховку ОСАГО, пьяны или по иным причинам? По закону, конечно же, отвечать за причинённый вред в гражданском и административном (а иногда и в уголовном) поле должен, собственно, причинитель такого ущерба.
Однако, если второй участник не против такого расклада, нет свидетелей, которые радеют, чтобы подтвердить, что за рулём во время ДТП был другой человек, то фактически ничего не мешает взять вину на себя подставному лицу. ГИБДД никак не узнает, кто был на самом деле за рулём машины в момент столкновения.
Отвезти пострадавшего в больницу
Возвращаемся к упомянутой выше главной тройке пунктов ПДД – точнее, к одному из них. В нашем случае 2.6 не просто разрешает, но и обязывает отвезти пострадавших в медучреждение, но при определённых условиях. В приоритетном порядке по убыванию вы должны выполнить следующие действия:
- вызвать скорую помощь сразу после ДТП, как будет известно о вреде здоровью людей и необходимости медицинской помощи,
- в случае необходимости вам нужно везти в первую очередь не на своей машине пострадавшего в больницу, а отправить на попутной,
- и только если невозможно выполнить 2 пункт (например, вы стоите на пустой дороге), то вы обязаны отвезти травмированного на собственном автомобиле, но затем обязательно вернуться на место ДТП.
Ну и во всех 3 случаях перед этим необходимо выполнить требования пункта 2.5 Правил: остановиться (иначе, как вы выясните о наличии пострадавших), включить аварийку и выставить аварийный знак, позвонить в полицию и сообщить о происшествии.
Действия автолюбителя после ДТП
Согласно, ст. 12 Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ и Правил ОСАГО потерпевший автолюбитель должен обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия не позже чем за 15 рабочих дней с момента аварии для подачи письменного заявления о страховых выплатах.
К заявлению необходимо приложить пакет документов:
- справку о ДТП;
- паспорт гражданина РФ;
- водительские права;
- полис ОСАГО;
- извещение о ДТП;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- техпаспорт машины;
- банковские реквизиты счета, на который необходимо перевести страховую компенсацию.
Если водители оформляют дорожно-транспортный инцидент по упрощенной процедуре без привлечения сотрудников ГИБДД, то оформленный Европротокол нужно доставить в свою страховую компанию на протяжении 5 рабочих дней. К Европротоколу прилагается аналогичный пакет документов, за исключением справки о ДТП, которую выписывает только инспектор ГИБДД.
Страховщик обязан на протяжении 5 рабочих дней, с момента получения заявления о страховых выплатах провести осмотр или организовать независимую экспертизу поврежденной машины. Осмотр автомобиля проводит оценщик страховой компании. На основании проведенного осмотра рассчитывается размер страховки.
Когда между автовладельцем и страховщиком возникает спор о размере компенсации причиненного вреда, то страховая компания организовывает независимую экспертизу. Автолюбителю выдается направление на проведение экспертного исследования. Потерпевший водитель организовывает проведение независимой экспертизы на протяжении 5 рабочих дней.
Можно ли разъехаться и уехать с места ДТП без последствий?
Как мы уже писали выше, пункт 2.6.1 (абзац 2) позволяет оставить место происшествия и не сообщать никуда и никому об этом. Но только при соблюдении следующих условий:
- в результате ДТП вред причинён только автомобилям, и их 2 – не больше и не меньше,
- обстоятельства происшествия не вызывают разногласий,
- у обоих есть действующие полисы ОСАГО.
Вообще, 2.6.1, вероятно, был написан таким образом, чтобы участники заполнили европротокол перед тем, как разъехаться после ДТП. Однако, буквально данный пункт описали лишь в виде критериев для оформления европротокола как условий покидания места происшествия – то есть заполнять извещение не обязательно.
Если я потерпевший и просто не хочу ждать – можно ли покинуть аварию?
Разумеется, выше не зря упомянут один из критериев – отсутствие разногласий по обстоятельствам ДТП. Если второй участник хочет вызвать сотрудников полиции, то и вам не следует уезжать. Тем более, это сейчас вы думаете, что попали в аварию не по своей вине. Однако, инспекторы могут решить иначе. И тогда уже не избежать лишения прав на долгий срок.
Если есть пострадавшие
Во всех случаях, если после аварии есть вред здоровью людей, следует вызвать сотрудников ГИБДД и следовать их указаниям. Пункт 2.6 как раз содержит требования при наличии пострадавших, и в нём чётко прописана указанная обязанность.
Бывает и так, что вы попали в ДТП и решили разъехаться со вторым участником, решив, что тот виноват, а у вас к нему претензий нет, либо если он возместил вам причинённый вред на месте. Но тот вернулся на место происшествия и вызвал полицию. Как результат, изначальный виновник представил обстоятельства в выгодном для себя свете, и… виновником уже становитесь вы. А, так как вы уехали с места аварии, то вам будет грозить лишение прав. Самое лучшее «лекарство» от таких автоподстав – расписка с указанием всех данных: о дате и времени ДТП, повреждениях, о виновнике, выполнении условий для оформления европротокола, отсутствии претензий у каждой из сторон и возмещении вреда одним из участников другому с указанием суммы.
От чего зависит стоимость
Стоимость ремонта зависит от полученных повреждений в результате ДТП. Чтобы определить сумму ущерба, проводится оценка одним из способов:
- Самостоятельно. Водитель может визуально оценить ущерб, без вызова сотрудников ГАИ. Для этого составляется Европротокол, по которому максимально от страховой компании можно получить компенсацию в 50 000 рублей. Важно учитывать, что в документах нельзя допускать ошибки, которые могут стать причиной отказа от выплаты.
- Экспертами. Согласно последним изменениям в правилах об ОСАГО, проводить оценку ущерба нужно у эксперта, назначенного страховщиком. В случае судебного разбирательства проводится независимая экспертиза в сторонних организациях.
Европротоколом водители пользуются редко по причине сложности оформления документов. Малейшие ошибки приведут к отказу страховщика от выдачи направления на ремонт автомобиля.
Доказывать свое право придется в судебном порядке, но данный способ имеет существенные недостатки:
- длительное разбирательство, включающее составление искового заявления, подбор доказательств, проведение экспертизы и т.д. Судебные тяжбы могут продлиться несколько месяцев;
- необходимо оплатить расходы на составление иска, проведение экспертизы;
- разбирательство не всегда заканчивается в пользу истца или страховщика обязывают выплатить сумму меньше, чем фактически нанесено ущерба автомобилю.
Учитывая недостатки Европротокола, водители отдают предпочтение классическому варианту, состоящему из оформления места происшествия сотрудниками дорожной полиции.
В этом случае оценка ущерба проводится профессиональными экспертами, работающими со страховой компанией.
И чтобы узнать стоимость ремонта, потребуется подать заявление в течение 5 дней с момента аварии и предоставить необходимые документы. В них входит акт осмотра автомобиля на месте ДТП.
Этот документ содержит важную информацию:
- сведения об осмотре пострадавшего автомобиля и данные собственника;
- основания для проведения независимой экспертизы (дорожное происшествие в виде столкновения двух или более автомобилей);
- подробное описание места происшествия;
- сведения о полученных повреждениях, которые визуализируются на момент осмотра (к ним относятся вмятины, сколы, царапины);
- информация о возможных скрытых повреждениях автомобиля (должно быть указано, в какой части ТС могут быть получены внутренние повреждения);
- данные о внешних факторах, позволивших определить причину ДТП и виновную сторону;
- подписи сторон о согласии с указанной информации и ФИО сотрудника, оформившего документ.
К акту осмотра обязательно прикладываются фотографии с места происшествия, на которых визуализируются:
- номерные знаки автомобилей, участвующих в ДТП;
- общий план повреждений;
- каждое повреждение крупным планом.
Учитывая специфику работу страховых компаний и правила получения выплаты по ОСАГО, на стоимость ремонта влияют факторы:
- количество и вид полученных повреждений;
- отсутствие ошибок в документах;
- полнота информации в акте осмотра;
- качество информации с места ДТП.
Многое зависит и от добросовестности страховщика. Нежелание производить выплату приводит к длительным судебным тяжбам и уменьшению размера компенсации.
Страховщик может взимать комиссию за банковский перевод, проведение платежа и другие мнимые услуги.
Страхователь должен знать, что по правилам ОСАГО, страховая компания обязана возместить полностью все расходы, связанные с восстановлением автомобиля после ДТП. Оплачивать из своего кармана ничего не нужно!
Что будет, если оформить ДТП после аварии?
Если по тем или иным причинам вам не удалось зарегистрировать аварию сразу (а произойти это может по совершенно различным причинам), то ничего не запрещает при наличии согласия всех участников оформить ДТП позднее: через несколько часов, на следующий день, через несколько дней, неделю и так далее. Главное, не запустить этот срок, чтобы страховая компания не отказала по той причине, что повреждения явно получены ранее, чем дата происшествия.
А вот оформить ДТП задним числом не получится, если вы вызываете сотрудников ГИБДД. В случае же европротокола ничего не мешает провести такую махинацию.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Спросить у юриста
или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8.
Подведем итоги
И в завершении хотелось бы отметить несколько важных моментов. Чинить свое транспортное средство до момента, пока не проведена автомобильная экспертиза и, если возникли сложности, не было вынесено судовое постановление, категорически нельзя.
Причина этому проста – после ремонта транспортный экипаж крайне сложно обследовать на предмет наличия каких-либо повреждений, которые были причинены машине во время дорожного происшествия.
Автовладелец должен знать:
- запрещен ремонт до тех пор, пока страховая компания не проведен осмотр и оценку транспортного средства;
- нельзя приступать к ремонту машины до проведения независимой экспертной оценки, с помощью которой можно получить реальную картину касаемо повреждений автотранспорта после ДТП;
- когда виновнику ДТП можно ремонтировать машину – только после проведения независимой экспертизы, но при этом необходимо собрать все платежные документы, подтверждающие факт проведения ремонтных работ;
- отремонтировать машину после тяжелых повреждений можно только после того, как закончится судопроизводство по установлению виновной в аварии стороны.
Поспешив с ремонтными работами, автовладелец, чья машина попала в дорожно-транспортное происшествие, может лишиться страховых выплат и, соответственно, все расходы полностью ложатся на плечи водителя.
Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют пройти все инстанции на пути к страховым компенсациям и только после этого приступать к ремонтно-восстановительным работам своего четырехколесного коня.
Удачи вам на дороге!
Вам может быть интересно:
Как и в каких случаях можно требовать возмещение убытков с виновника ДТП?
К какому страховщику обращаться за выплатой?
Как долго ждать выплату от страховщика после аварии?
Как получить компенсацию, если виновник аварии не застрахован?
Комментарии
Кому можно получить страховку при аварии?
В 2021 году страхование работает таким образом, что возмещение причинённого вреда могут получить:
- потерпевший по ОСАГО, если у виновника есть действующий страховой полис,
- виновник, если у него есть страховка Каско.
Разумеется, виновник по ОСАГО ничего не сможет получить, потому как этот вид страхования предусматривает риск наступления ответственности после ДТП, а не страхует собственное имущество. Исключение – обоюдная вина. В этом случае каждый участник получает выплату в равных долях по количеству участников (например, по 50% от размера возмещения, если участников двое), либо согласно степени вины, если её устанавливал суд.
Можно ли взыскать с виновника и что?
Непосредственно причинитель вреда возмещает ущерб потерпевшему в следующих случаях:
- у виновника не было страховки ОСАГО (в этом случае не имеет значения его наличие у потерпевшего) – если виновник был просто не вписан в действующую страховку, то выплата будет (а затем будет регресс),
- если речь идёт о разнице между реальным размером ущерба автомобилю и расчётом страховой с учётом износа – увы, но с недавних пор Конституционный суд постановил, что взыскивать разницу по износу законно,
- когда речь идёт о моральном вреде при причинении ущерба здоровью или смерти пострадавших (ОСАГО моральный вред не компенсирует).
Можно ли ездить на машине после ДТП?
И снова возвращаемся к ПДД – точнее, теперь уже к одному из его приложений – Перечню неисправностей, при которых нельзя эксплуатировать авто. Можете просто прочитать все пункты и выяснить, можно ли при конкретно ваших повреждениях после ДТП передвигаться на автомобиле.
Но есть здесь и хорошая новость – пункт 2.3.1 ПДД указывает, что вы можете проехать от места ДТП до стоянки или до места ремонта с неисправностями, которые возникли в результате этой аварии. Но здесь есть исключения: если после ДТП не работают фары (хотя бы одна фара не горит или вы едете без неё) или задние габариты в тёмное время суток, тормозная или рулевая система, тогда ехать нельзя никак. Только эвакуатор!
Таким образом, есть 2 варианта возможности передвигаться:
- сразу после ДТП, чтобы доехать до дома или до автосервиса, вы имеете право при любых неисправностях, кроме случаев, если вы едете без фар, задних габаритов в тёмное время, а также с нерабочими тормозами или рулевым управлением,
- в последующем можно ездить, если повреждение после аварии не перечислено в Перечне неисправностей.
Например, при следующих последствиях после ДТП можно ездить на машине:
- если повреждён бампер, крыло и почти любые другие кузовные детали,
- если выстрелили подушки безопасности (а вот с нерабочими ремнями безопасности ездить нельзя),
- разбито стекло (только если отсутствует, передвигаться запрещено).
В противном случае вам может грозить штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Отдельная эпопея происходит с госномерами. Ездить без них запрещается. Если у вас отсутствует бампер или повредилась крышка багажника, то лучше прикрепить их приблизительно в то место, где они должны находиться, будучи на месте деталь, к которым они крепятся. Главное, не передвигайтесь с номером под лобовым или задним стеклом – это может грозить лишением прав на 1-3 месяца или штрафом 5 000 рублей по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ.
Можно ли ремонтировать авто?
А это уже будет зависеть от того, кем вы признаны в результате ДТП: виновником или потерпевшим, а также от способа оформления аварии.
Если вы в результате происшествия стали потерпевшей стороной и собираетесь получить страховое возмещение причинённого ущерба, то вам нельзя ремонтировать автомобиль самостоятельно. При этом, возможны 2 варианта развития событий:
- вам в любом случае запрещено восстанавливать машину после ДТП и до проведения осмотра или экспертизы повреждённого транспортного средства (пункт 11 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО),
- и после оценки автомобиля, если вы ещё не выяснили форму возмещения вреда, также пока ещё нельзя приступать к ремонту; только после того, как будет произведена выплата деньгами, можно начинать восстанавливать авто, если же вам выдают направление на ремонт, то в автосервисе вам и сделают машину.
В противном случае будет вполне законный отказ в страховом возмещении по ОСАГО на основании пункта 20 статьи 12 закона.
Через сколько разрешено приступать к ремонту машины виновнику?
Для виновника всё несколько строже по возможным последствиям. Хотя, большинство автолюбителей не совсем понимают работу законодательства в 2021 году. Но это касается только европротокола.
Здесь у вас как виновника ДТП есть 2 основные обязанности, регулируемые уже статьёй 11.1 указанного выше Федерального закона:
- не ремонтировать свой автомобиль в течение 15 календарных дней, кроме праздничных нерабочих, после ДТП и предоставить его на осмотр по требованию своей страховой компании,
- по истечении указанных 15 дней вы имеете право восстанавливать машину, но у вас всё ещё остаётся обязанность показать его страховщику по его требованию – хоть даже уже отремонтированным.
И виновника за неисполнение одной из этих обязанностей может ждать регресс. Пункт 1 статьи 14 ФЗ даёт такую возможность страховой организации. Но напомним, что речь идёт только об оформлении аварии с помощью европротокола.
Когда можно ремонтировать машину после аварии?
Большинство водителей после дорожно-транспортного происшествия стремятся как можно быстрее организовать ремонт своего четырехколесного «друга». Однако, это решение является неправильным.
В первую очередь оценка полученного ущерба и его стоимость доносится собственнику транспортного средства от компании страховщика, где осуществлялась покупка полиса ОСАГО. С таким документом автовладелец должен обратиться в ремонтные мастерские.
В свою же очередь, специалист на станции технического обслуживания оценивает сложность и объем работ, необходимых для возвращения автомобилю первичного вида, в котором он был до ДТП.
Если результаты оценки ущерба и стоимости ремонтно-восстановительных работ совпадают, то можно приступать к реставрации машины. Но прежде чем ремонтировать авто, необходимо заручиться согласием виновного в аварийной ситуации стороны.
В том случае, когда виновник дорожного происшествия не согласен с оценкой страховой компании, то он должен обратиться в суд и подать иск на рассмотрение этого дела. Только так один из участников прецедента на дорожном полотне может отстоять свою точку зрения.
Подсчет износа
Как оценить ремонт транспортного средства после аварии? После того, как автолюбитель обратится в страховую компанию или к независимому эксперту, специалисты проведут расчеты и определят, насколько автомобиль пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия. Цель проведения подобных манипуляций – определение величины расходов на ремонтно-восстановительные работы.
Экспертная оценка всегда вызывает массу недовольств, поэтому власти в 2010 году разработали нормативный документ, именуемый «Правила установления размера расходов на материалы и зачасти при восстановительном ремонте транспортерных средств».
В этом регламентном документе прописаны правила и порядок определения износа запасных частей автомобиля. В том случае, если автовладелец внимательно изучит документ, то сможет собственными силами провести расчет, сколько потребуется потратить денежных средств на восстановление машины после прецедента на дорожном полотне.
Под износом автотранспорта подразумевается количественная мера физического старения при воздействии внешних или внутренних факторов. Износ получается при прямом использовании транспортного средства и характеризуется состоянием самого автотранспорта и его конструктивных элементов.
При оценивании износа эксперты выделяют следующие виды:
- морального типа;
- физического (естественного).
Любая запасная часть автомобиля подвергается износу в несколько этапов:
- проработка трущихся деталей;
- временной промежуток, когда детали полноценно функционируют (как правило, это 80-90% периода всей эксплуатации транспортного средства);
- усиленное изнашивание (аварийный износ).
Для расчета износа эксперты используют следующую формулу: Износ кузова машины в процентном соотношении = 100 * (1 – основание натурального логарифма – ((4 * возраст кузова) / (20 + 4 * гарантийный срок от коррозийных процессов)).
Чтобы рассчитать износ шин, можно использовать такую формулу: Износ = ((высота рисунка протектора – высота этого показателя по факту) / (высота рисунка протектора – минимальная высота этого показателя по законодательному регламенту)) * 100%.
Кроме этого износ будет увеличиваться и в зависимости от срока эксплуатации машины:
- 3-5 лет – на 15%;
- свыше 5 лет – на 25%.
Если учитывать коэффициенты, которые были утверждены законодательными документами, то можно сделать вывод, что за год эксплуатации автомобиля его стоимость будет снижаться на 5,5%. То есть за 10 лет амортизация транспортного средства отечественного автопрома будет составлять целых 55%.
Поэтому эксперты рекомендуют отдавать предпочтение более надежным машинам, коими и являются японские автомобили.
Во время расчета износа транспортного средства и его составляющих частей (при оценивании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия) необходимо руководствоваться нормативами Постановления ВР №361 от 24.05.2010.
Но при этом применять прописанные положения в реальности можно только после возникновения документации, перечня узлов, по отношению которых не применены поправочные коэффициенты.
Независимая экспертиза
Любой автовладелец может на вполне законных основаниях прибегнуть к помощи независимых экспертов в таких случаях:
Читать дальше: Контракт с генеральным директором ооо образец 2018
- при несогласии с проведенной экспертизой сотрудниками страховой компании;
- при необходимости определения реальной стоимость машины после ДТП;
- для оценки ущерба, причиненного в результате ДТП с целью определения суммы, которую нужно отдать за восстановление машины.
Шаги к выплате по ОСАГО.
Специалисты экспертных компаний проводят всю процедуру независимого исследования – от подписания договора с заказчиком до передачи готового результата в течение трех-пяти рабочих дней. Когда транспортное средство получило очень серьезные повреждения, которые предполагают наличие скрытых дефектов, то экспертиза может быть проведена за семь рабочих дней.
Дела судебные
В суд автовладелец может обращаться в том случае, если его не устраивают какие-либо результаты проведения оценки автомобиля, будь то со стороны страховщика, или же виновной в ДТП стороны. Именно судебная инстанция может поставить завершающую точку в определении суммы страховых выплат.
Как правило, при составлении иска, автовладелец требует компенсацию, с помощью которой можно будет покрыть:
- ремонтно-восстановительные работы автомобиля после аварии, оцененные в результате независимой экспертизы;
- расходы на оплату услуг экспертной фирмы;
- затраты на рассылку почтовых уведомлений заинтересованным лицам.
Можно или нельзя продать машину, не восстанавливая?
А теперь усложняем вопрос. Для потерпевшего здесь пока остаётся всё простым – вы можете продать автомобиль, и тогда право требования во восстановлению переходит новому собственнику.
Для виновника же всё сложнее. Пункт 3 статьи 11.1 закона не говорит прямо об обязанности не продавать авто. Есть только 3 обязанности:
- предоставить авто по требованию страховщика,
- не ремонтировать в течение 15 дней,
- не утилизировать остатки в течение этого же времени.
А вот об отчуждении машины речи нет. И всё же лучше не продавать автомобиль в течение указанного срока, потому как именно обязанность по предоставлению машины страховой компании будет в этом случае неисполненной. И тогда вопрос с регрессом может быть актуальным.
Что будет за нарушение этого закона?
За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется «регрессным требованием«.
Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.
Такой регресс предусмотрен подпунктом «з» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Это происходит следующим образом:
- вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
- страховщик требует предоставить машину для осмотра,
- вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
- представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
- если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.
Можно ли избежать регресса?
Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.
Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.
Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:
- ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
- ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.
Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.
Получится ли отозвать заявление и закрыть дело после ДТП?
Нет. Административное делопроизводство, в отличие от уголовного, не даёт возможности прекратить дело по мировому соглашению сторон. Это означает, что если ГИБДД, к примеру, осведомлено о скрытии с места ДТП виновника, то отозвать протокол на него не получится ни по заявлению потерпевшего, никак иначе.
Другое дело, что на практике 2021 года всё же иногда сотрудники идут навстречу участникам аварии, и можно уменьшить наказание в случае показаний потерпевших. Но не всегда.
Возможно ли оспорить вину в ДТП и обжаловать европротокол?
Да, конечно. Здесь нужно понимать самое главное – сотрудники ГИБДД никогда не определяют виновников происшествия, это делает только суд. Первые лишь выносят постановления. Однако, в общих случаях этого документа достаточно для обращения в страховую компанию за выплатой.
Тем не менее, если вы не согласны с тем, что в отношении вас вынесено такое постановление, то вы может его обжаловать. Делается это ровно также, как если бы вам просто выписали штраф на дороге или даже он вам пришёл бы с камер автофиксации. На обратной стороне полученной вами копии постановления (или определения – в зависимости от того, что конкретно выписали) есть реквизиты для подачи жалобы.
Если вам удастся отменить постановление, то дело обязаны направить на новое рассмотрение, где виновником станет уже второй участник.
Что лучше после аварии, деньги или ремонт
Выбирая между получением компенсации деньгами и согласием на ремонт, следует учитывать правила страхования. Многие страховщики не предоставляют выбора, выдавая после оценки направление на станцию технического обслуживания.
Если же есть возможность отдать предпочтение одному из двух вариантов, следует рассмотреть особенности обоих способов восстановления автомобиля.
Ремонт автомобиля по направлению страховой компании имеет нюансы:
- У страхователя отсутствует возможность выбора СТО. Автомобиль придется направить в мастерскую, с которой сотрудничает страховщик. А это не всегда удобно в плане отдаленности организации от дома, ее репутации и других параметров, на которое обычно обращает внимание водитель при выборе СТО.
- Страхователю придется оставить автомобиль на станции, не контролируя процесс восстановления машины. А это грозит некачественным ремонтом и пропуском скрытых повреждений.
- После проведения некачественного ремонта некому предъявить требование об исправлении недочетов. В страховой компании говорят, чтобы обращались на СТО. В мастерской утверждают, что сделали все на ту сумму, которая была перечислена от страховой компании.
- Ремонт оплачивается с учетом износа деталей, доплачивать придется за свой счет.
- На выдачу направления в мастерскую и ремонт автомобиля уходит немало времени. Страхователю иногда приходится ждать несколько месяцев. В лучшем случае, автомобиль на ходу и на нем можно осуществлять передвижения.
А если машина в ДТП сильно пострадала и не подлежит эксплуатации без ремонта, придется несколько недель обходиться другими средствами передвижения.
Получая на руки деньги, автовладелец может самостоятельно выбрать мастерскую и принять решение о необходимости ремонта. В некоторых случаях проводить восстановление машины бессмысленно, быстрее и выгоднее приобрести новый транспорт.
Самостоятельный выбор автомастерской позволяет сэкономить денежные средства, подобрав организацию, где услуги предоставляются по низким ценам.
А при некачественно проведенном ремонте есть с кого требовать возмещение ущерба или повторное проведение работ.
Но получение денежной компенсации актуально не всегда. В некоторых случаях денег не хватает на восстановление автомобиля, и приходиться доплачивать из личных средств.
Страховая компания обязана полностью покрыть все расходы, связанные с ремонтом машины после ДТП.
Но страхователю необходимо самостоятельно решать: воспользоваться предложением страховой компании или забрать компенсацию для дальнейшего ремонта автомобиля.
Следует учитывать, что страховщики неохотно соглашаются на выплату денег, поэтому придется долго ждать поступления средств на свой счет.
А если переписать имущество, чтобы не возмещать ущерб?
Вам никто не запретит переоформить своё имущество. Однако, от возмещения ущерба вас это не спасёт. Самое печальное, что может ожидать вас в этом случае – это признание судом договора отчуждения (продажи, дарения, обмена и так далее – смотря как именно вы избавились от имущества) фиктивным и, вследствие этого, ничтожным. Так может произойти, если судья посчитает, что вы реально хотели избавиться от права собственности для того, чтобы избежать выплаты ущерба потерпевшим в ДТП.
Кроме того, ещё на этапе гражданского суда во время подачи иска потерпевший может подать ходатайство о наложении запрета на отчуждение на время судебных разбирательств.
Возможно ли восстановить тотальное авто и продолжать ездить?
Да. И любые происки страховых компаний в этом случае будут незаконными. Дело в том, что, если вашу машину признали тотальной после ДТП, это не означает её фактическую конструктивную гибель, и об этом знают страховщики, просто тщательно пытаются манипулировать клиентами.
Термин «тотальная гибель» – вообще сугубо экономический. Он означает, что стоимость ремонта автомобиля превышает цену самого авто (или близка к ней). Но ни в коем случае это не означает, что машину необходимо только утилизировать после получения выплаты по «тоталу». Это также подтверждает Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. (пункт 42).
Таким образом, по закону вы имеете право после признания тотальной гибели автомобиля:
- восстановить его,
- поставить на учёт в ГИБДД,
- продать или купить,
- оформить новый полис ОСАГО.
Впрочем, именно с последним действием могут возникнуть проблемы, согласно сложившейся практики – страховые очень неохотно продают полисы и отказывают в заключении договора на том основании, что машину признали тотальной. Это, как мы уже указали, незаконно. Но за восстановлением своих законных прав вам, возможно, придётся обращаться в суд.
Кто проводит оценку стоимости ремонта автомобиля после ДТП
Стоимость ремонта автомобиля рассчитывается после проведения оценки повреждений.
Как было сказано ранее, она осуществляется тремя способами:
- самостоятельно;
- экспертами страховой компании;
- независимыми экспертами.
Самостоятельная оценка ущерба возможна при незначительных повреждениях на общую сумму до 50 000 тысяч.
В этом случае основанием для получения компенсации или направления на ремонт от страховой компании является Европротокол.
Второй способ оценки ущерба – обращение к экспертам, сотрудничающим со страховой компанией. Как правило, услуга бесплатная, но имеет повышенный риск получения неверных расчетов.
Страховщикам невыгодно оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому часто размер ущерба сильно занижен. Доказать обратное можно только в судебном порядке.
Но писать исковое заявление стоит только в том случае, если страхователь уверен в неправильно сделанных расчетах, чтобы не понести расходы на ведение судебного дела.
Водителям бывает сложно доказать, что у автомобиля имеются скрытые повреждения. Оценщики упускают данный момент, указывая в акте только видимые царапины и вмятины.
Страхователю нужно лично проконтролировать данный процесс, опираясь на составленный после ДТП документ об осмотре транспортного средства.
Если водитель не согласен с назначенной суммой, потребуется обратиться в суд, который назначит проведение дополнительной экспертизы.
Водителю выгоднее обратиться к независимому эксперту, заплатив за его услуги. Это позволит получить актуальные сведения о стоимости ремонта. Но данная возможность предоставляется не всегда.
Согласно правилам ОСАГО, экспертиза может быть проведена только по направлению страховщика.
И если страховая компания дает разрешение на обращение в стороннюю организацию, то водитель может направить свой автомобиль к профессиональному эксперту.
Если попасть ещё в одну аварию после первой?
Сколько раз можно попадать в ДТП в течение определённого промежутка времени – например, года? Неограниченное. Законодательство в 2021 году никак не наказывает за частые аварии, даже если во всех них вы признаны виновником. То есть не последует никакого более жёсткого штрафа, лишения прав, ареста и других мер ответственности просто за то, что вы попали во второе и последующие ДТП. Только за то нарушение, которое привело к аварии.
Тем не менее, ваша виновность в происшествиях и страховые случаи вследствие этого прямо влияют на стоимость страховки ОСАГО. Дело здесь в специальном коэффициенте – КБМ. Максимальное его значение может быть 2,45. И это значит, что, если вы попадёте, например, в 4 происшествия в течение года, в каждом из которых вас признают виновным, а потерпевший обратиться за возмещением, то в следующий страховой период стоимость полиса вырастет для вас условно в 2,5 раза.