Почему ГИБДД отказывается выезжать на ДТП?


Скучный, но правильный совет

Павел Бикетов, директор департамента экспертизы и урегулирования убытков страховой

Павел Бикетов, директор департамента экспертизы и урегулирования убытков страховой

Если виновник ДТП скрылся и у потерпевшего нет полиса автокаско, следует дождаться сотрудников ГИБДД, так как по европротоколу без установления второго участника ДТП и факта страхования его гражданской ответственности получить страховую выплату нельзя. Дожидаясь сотрудников ГИБДД, нужно запомнить или зафиксировать максимальный объем информации о виновнике ДТП (марка, модель ТС, цвет, тип кузова, госномер, особые приметы), постараться найти свидетелей ДТП и записать их контактные данные, обратить внимание на наличие камер видеонаблюдения на расположенных рядом зданиях, если ДТП не записано на видеорегистратор».

Порядок составления схемы и протокола ДТП

  1. На схеме ДТП должны быть обозначены контуры проезжей части, название улиц (дорог и т.д.), направление движения, расположение транспортных средств (далее ТС) «А» и «В» в момент столкновения и конечные положения указанных ТС, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, ширина проезжей части, предметы, имеющие отношения к данному ДТП, ограждения, тротуары, следы торможения, расположение поврежденных деталей и т.д.
  2. Как осуществлять выезд на место ДТП и составлять схему и протокол, подробно изложено в Приказе МВД, которым утвержден административный регламент по осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
  3. Схема ДТП должна быть составлена тщательно, с указанием всей необходимой информации. Участвуя в составлении схемы, внимательно смотрите, что в ней отражается.
  4. Непосредственно на схеме должно быть указано, что это «схема ДТП» или «схема к протоколу осмотра места происшествия». Необходимо указать на схеме место происшествия, дату и время.
  5. После схемы необходимо указать, кто составил схему ДТП, если присутствовали понятые, свидетели, указанных лиц также указать в схеме и они должны расписаться. Участники ДТП должны указать, согласны они со схемой ДТП или нет, и соответственно расписаться. Также в схеме должны быть указаны условные обозначения и их расшифровка.

Помимо схемы ДТП сотрудниками ГИБДД составляется протокол осмотра места ДТП, если причинен вред здоровью потерпевшего. Схема является приложением к указанному протоколу:

При составлении протокола должны присутствовать два понятных или же должна вестись видеозапись.

В протоколе указывается:

  • ­ дата и место составления,
  • ­ фамилия и инициалы и должность лица, которое составило протокол,
  • ­ информация о лице, которое управляло ТС в момент совершения ДТП, а также тип, марка, модель, госномер ТС,
  • ­ ФИО и адреса понятых, свидетелей и потерпевших,
  • ­ описывается непосредственно само происшествия, а именно, когда, в какое время, в каком месте, что произошло,
  • ­ статья, предусматривающая ответственность за совершенное правонарушение,
  • номер полиса ОСАГО,
  • ­ номер водительского удостоверения;
  • ­ информация о месте работы и номере телефона.

Также в протоколе должны быть отражены:

  • ­ действия должностного лица и их порядок.
  • ­ в каком состоянии и какого качества дорожное полотно,
  • ­ имеется ли дорожная разметка,
  • ­ насколько освещен участок дороги места ДТП,
  • ­ если ДТП совершено на перекрестке, то какой это перекресток (регулируемый или нерегулируемый), работает ли светофор, какие знаки имеются,
  • ­ также могут быть указаны иные обстоятельства, имеющее существенное значение. В частности в протоколе отражается информация об осмотре ТС, какие повреждения имеются у ТС и др. информация.

Лица, которые участвуют в осмотре, могут сделать заявления, которые должны быть отражены в протоколе. Кроме того, указанным лицам должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем должна быть сделана запись в протоколе.

Если в ходе осмотра применяется видеосъемка или фотосъемка об этом делается отметка в протоколе.

Протокол подписывается должностным лицом и лицами, которые участвовали. Копии протокола вручаются лицам, которые управляли ТС в момент ДТП.

Как ускорить инспекторов?

Как бы цинично это ни звучало, но в скором и благополучном разрешении вопроса заинтересованы прежде всего вы — вам и проявлять инициативу.

Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»

Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»

Я рекомендую повторно сообщить о ДТП примерно через 30 минут после первого звонка в экстренные службы. Лучше обращаться по телефонам «02» или «112», поскольку такие обращения отслеживаются контролирующими органами более тщательно, чем звонки в территориальный отдел ГИБДД. Не факт, что «систематический обзвон» ускорит приезд экипажа, однако сделать это не помешает. Ваша заявка могла затеряться в череде других обращений, либо мог поступить другой сигнал о происшествии, до которого инспекторам ехать ближе.

Обязательно объясните диспетчеру, что ваш автомобиль находится на проезжей части и затрудняет проезд другим участникам дорожного движения. Самостоятельно передвигать машину вы не имеете права, поскольку второй водитель скрылся с места ДТП. Следовательно, вы создаете условия для возникновения других ДТП на этом участке дороги. Такая информация позволит сотрудникам ДПС правильно «расставить приоритеты»: первым делом им необходимо будет отработать ваш вызов, а уже потом отправляться на те ДТП, участники которых имеют возможность отогнать автомобили на обочину.

Почему ГИБДД отказывается выезжать на ДТП?

Несмотря на введение европротокола, автомобилисты продолжают сталкиваться с проблемой многочасовых ожиданий экипажей ГИБДД после дорожных происшествий.

Почему ГИБДД отказывается выезжать на ДТП?

Участники ДТП отмечают, что в последнее время ситуации, когда гаишники просто не хотят приезжать на место аварии, стали возникать чаще. Хотя не имеют на это права. Однако, как отмечают в правоохранительной среде, это происходит ввиду нехватки кадровых ресурсов госавтоинспекции.

Вместо того, чтобы оформить все на месте, сотрудники автоинспекции предлагают водителям заниматься этим самостоятельно, а затем ехать в ближайшее отделение со всеми бумагами. Но там водителям приходится проводить по несколько часов в бесконечных очередях с такими же товарищами по несчастью.

Иногда пострадавших в ДТП выручает европротокол. В рамках этой процедуры вызывать полицейских необязательно. Достаточно самим оформить все документы об инциденте или можно обратиться к аварийному комиссару. Но, как известно, для того, чтобы воспользоваться европротоколом, должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, в аварии участвовало не более двух автомобилей, во-вторых, оба участника застрахованы, повреждения получили только транспортные средства, водители не имеют разногласий по поводу обстоятельств и виновника ДТП.

Далеко не каждая авария соответствует всем этим параметрам. Например, часто водители не могут договориться, кто виноват. А это означает, что протокол должен составить инспектор. Либо один из автомобилей имеет страховку каско. Но на практике выходит, что нередко водители так и не дожидаются патрульную машину. Причем о том, что сотрудники ГИБДД не приедут, может прямо предупредить диспетчер, зная, что свободных машин нет.

Один из автолюбителей поделился историей своего происшествия, в котором он оказался пострадавшей стороной. Причем он был согласен покинуть место ДТП и заняться ремонтом своей машины самостоятельно. Однако у виновника был полис каско, поэтому требовалось оформить аварию в ГИБДД. Водителям предложили сделать фото и проехать в ближайшее отделение, где они в очередях провели более 9 часов.

Поскольку у многих участников аварий возникают разногласия, разборы затягиваются, рассказывают пострадавшие. Но часто автолюбители не решаются фиксировать ДТП самостоятельно, опасаясь потом получить отказ от страховой компании в выплате из-за якобы неправильно оформленных документов. В итоге в отделениях ГИБДД столпотворение, люди тратят не только многие часы в очередях, но и нервы. А также доверие к системе разбора дорожных происшествий. Между тем в руководстве ГИБДД признают, что выезжать на аварии — обязанность инспекторов, если автовладельцы требуют их присутствия. В то же время эксперты отмечают, что жаловаться на неповоротливость экипажей ДПС бессмысленно, поскольку ведомство всегда может сослаться на нехватку личного состава.

Судя по всему, в ближайшее время ситуацию кардинально улучшить не удастся. Однако в ГИБДД совместно с автостраховщиками рассчитывают на развитие института европротокола таким образом, что к 2030 году с его помощью будет оформляться до 100 процентов всех ДТП на российских дорогах.

Для этого вводятся новые параметры упрощенного оформления ДТП. В частности, в этом году лимит ущерба для применения европротокола повышен со 100 до 400 тысяч рублей. В дальнейшем экспертам предстоит работа по устранению других барьеров, препятствующих массовому распространению европротокола. Когда они будут преодолены, нагрузки и нареканий в отношении ГИБДД станет значительно меньше. И водителям будет проще.

Когда на место ДТП вызывают ГИБДД

Когда для оформления ДТП следует вызывать сотрудников ГИБДД?

Большинство водителей считают, что если на дороге произошла авария, то без участия ГИБДД не обойтись. Но это не совсем так.

Выделяются отдельные случаи, когда в вызове сотрудников правоохранительных органов нет никакой необходимости.

К таким случаям относятся:

  • Участниками происшествия на дороге стали только два автомобиля;
  • В результате аварии нет пострадавших (раненых, погибших);
  • Результатом ДТП стало повреждение автомобиля, ставшего виновником аварии;
  • Участники аварии являются владельцами страхового полиса ОСАГО;
  • Водители намерены самостоятельно урегулировать вопрос, так как пришли к единому мнению;
  • Оба автовладельца согласны оформить ДТП по упрощенному варианту.

В том случае, если какой-то из вышеперечисленных пунктов отсутствует, избежать обращения в ГИБДД не получится.

Чем занимаются сотрудники ГИБДД на месте аварии?

Если есть такая необходимость, участникам дорожно-транспортного происшествия приходится вызывать на место столкновения автомобилей сотрудников правоохранительных органов.

Опергруппа, которая обычно выезжает по вызову, состоит из нескольких сотрудников. В нее входят:

  • непосредственно сотрудники ГИБДД;
  • следователь из управления внутренних дел;
  • эксперты-криминалисты.

Не всегда виновники аварии бывают сознательными людьми. В том случае, если виновник скрылся с места происшествия, в опергруппу включают еще и сотрудника уголовного розыска.

Члены опергруппы, выезжая на место ДТП, выполняют следующие действия:

  • оформляют протокол первичного осмотра места аварии;
  • составляют схему ДТП, на которой фиксируется направление автомобилей, ставших участниками аварии, а также контур дороги;
  • заполняют справку по происшествию;
  • фиксируют результаты осмотра ТС в протоколе;
  • берут показания водителей, управлявших машинами в момент аварии;
  • записывают показания свидетелей произошедшего;
  • проверяют состояние водителей, проводят с ними тест на предмет алкогольного или наркотического опьянения.

Если происшествие не подлежит отчету (неотчетное ДТП), на место аварии вызывается только сотрудник ДПС.

У инспектора есть определенные обязанности. Он должен составить схему происшествия, записать показания участников и очевидцев.

Кроме этого, инспектор оформляет протокол об административном правонарушении. В этот документ вносится информация о повреждениях транспортных средств. Если будут обнаружены вещественные доказательства по делу, их также приобщают к остальным документам.

Инспектор ДПС не должен проводить тест на выявление алкоголя в крови кого-либо из водителей. Обычно это прерогатива медиков. Но если такая необходимость все же возникла, то инспектор может это сделать самостоятельно.

Правильно оформленная после ДТП документация – залог того, что происшествие будет расследоваться в отведенный законом срок и никаких преград для вынесения вердикта, не возникнет.

Для сотрудников оперативной группы важно грамотно собрать всю необходимую документацию по ДТП, правильно составить протокол и схему аварии. Участники аварии также не должны оставаться в стороне от подготовки документов.

Водители должны контролировать информацию, вносимую в документы. Если есть несоответствия с действительным фактами, на это следует сразу обращать внимание сотрудников ГИБДД.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: