Где лучше покупать подержанное ТС?
Самый распространенный способ, который ранее не имел альтернатив – это покупка с рук. Покупатель сам ищет подходящую машину через объявления, связывается с продавцом и оговаривает условия сделки. Основное достоинство этого варианта заключается в возможности поторговаться с нынешним владельцем машины и несколько снизить ее цену. О тонкостях торгов и о способах экономии при покупке авто читайте в этом материале.
Тем не менее, присутствуют и некоторые минусы:
- При приобретении машины с рук высокие риски ее неисправности. При внешнем осмотре может быть тяжело заметить определенные дефекты, а прохождение техосмотра до заключения сделки многие водители не считают необходимым.
- Есть риск попасть на мошенников. Покупатель, не являющийся специалистом в автомобилях, может не выявить проблем с машиной. Она может быть привезена из-за рубежа без необходимых таможенных формальностей или находиться в розыске. В дальнейшем это может привести к серьезным проблемам с законом.
Покупка б/у автомобиля в салоне является более безопасной для покупателя, чем приобретение с рук. Любая машина, которая поступает в продажу в салон, сначала проходит комплексную диагностику. При выявлении определенных дефектов они сразу устраняются.
Кроме того проводится тщательная проверка юридических аспектов. Специалисты автосалона определяют место производства авто, количество его прошлых владельцев, реальный пробег, обслуживание и так далее.
Покупка автомобиля в салоне лишает будущего владельца ряда неприятностей.
О покупке машины в салоне или с рук мы подробно рассказывали тут.
Тем не менее, цена наверняка будет выше, чем при приобретении у частного лица. На практике более удачный вариант – купить машину в салоне, пусть и на несколько тысяч дороже, но получить спокойствие в отношении законности сделки и исправности автомобиля. Также достоинство этого варианта – в возможности получить бесплатное гарантийное обслуживание в сервисе продавца.
Риски при покупке поддержанного авто в салоне
Чем больше и известнее салон, тем меньше шансов столкнуться с обманом и непрофессионализмом менеджеров. Крупные дилеры нацелены на долгосрочный бизнес и ведут борьбу за каждого клиента. Покупка подержанного автомобиля в некоторых центрах ничем не отличается от приобретения нового.
В маленьком или недавно появившемся автосалоне вполне могут предложить некачественный товар. Непрофессиональная подача достоинств, нечестность в информировании о дефектах и истории владения, порой откровенное хамство при определении стоимости машины – здесь нередко встречаются.
Но если покупать б/у ТС не в салоне, а у перекупщиков, то здесь еще больше подводных камней, например:
- завышение стоимости;
- перебитые номера, скрытые дефекты, скрученные пробеги и прочее;
- хитро составленные договоры;
- неисполнение обязательств.
Самое опасное, что все они стараются ни за что не отвечать. Можно только догадываться, сколько накручивают на подержанные машины. Поэтому полагаться нужно только на себя, а машину, документы и договор тщательно проверять, желательно с помощью экспертов.
На что стоит обращать внимание
Не будем рассказывать, как купить подержанный автомобиль. Но объясним, на что следует обращать внимание.
- Изучите документы на машину.
- Осмотрите автомобиль снаружи. Лакокрасочное покрытие должно быть одного цвета и оттенка, без видимых переходов. Поищите следы ржавчины. Проверьте маркировку на стеклах, ширину зазоров, плотность прилегания дверей, капота, багажника и бамперов. Убедитесь в равномерном износе протекторов.
- Откройте капот и осмотрите моторный отсек. Потёков здесь быть не должно. Обратите внимание на вмятины, нестандартный крепеж агрегатов и наличие самодельных устройств.
- Проверьте работу фар, ламп и стоп-сигналов.
- Сравните пробег по одометру с указанным продавцом, проверьте работу электроники, приборов и зажигания.
- Запустите двигатель. Звук должен быть ровным и негромким, без стуков и подергиваний. Убедитесь в работоспособности кондиционера, отопителя салона и дворников.
- Осмотрите днище на предмет течей, дыр и коррозии.
- Проведите тест-драйв. Оцените работу мотора, коробки и подвески. Проверьте управляемость, приемистость и торможение. Больших кренов и заносов в поворотах, стуков при проезде неровностей, рывков при переключении и забросов/падения оборотов двигателя быть не должно.
Не нужно быть большим специалистом, хотя его советы не помешают. Прислушайтесь к своим ощущениям и оцените предложение как бы со стороны. В крайнем случае предложите заехать на какую-нибудь станцию для диагностики.
Плюсы и минусы приобретения в салоне
Решив купить подержанную машину в автосалоне, покупатель должен оценить достоинства и недостатки подобной сделки. Из плюсов этого решения отмечается:
- Проверка юридического прошлого машины. Автосалоны заботятся о своей репутации и тщательно отбирают машины, поступающие в продажу. Риски приобрести проблемный автомобиль сводятся к минимуму.
- Диагностика автомобиля перед его выставлением на продажу. Квалификация специалистов официального дилера не должна вызывать сомнений.
- Наличие гарантии. Делая покупку в салоне, вы можете быть уверены в том, что при выявлении значительных проблем дилер предоставит ее ремонт либо вернет денежные средства.
Наряду с плюсами имеются и некоторые отрицательные стороны:
- Вряд ли вам разрешат провести тест-драйв машины. Это связано с отсутствием страховки и необходимостью сохранить показатели одометра.
- Также будет проблематично провести детальную проверку машины. Дилер может не разрешить замерить компрессию или выкрутить свечи.
- Повышенная цена автомобиля. Салоны редко снижают цены на б/у машины, чего не скажешь о частных продавцах.
Чем отличается покупка в автосалоне машины с пробегом от новой
Собственно, принципиальной разницы нет, порядок продажи б/у машины такой же, как и новой. Только салонов, торгующих подержанными авто, гораздо меньше. К тому же не будет гарантии, если заводская окончилась или слетела. Все этапы сделки – выбор машины, тестирование, подготовка, оплата и оформление – идентичны. Также клиент может оформить кредит или купить авто за наличные.
В салоне автомобиль проверяется на юридическую чистоту, после чего на него оформляется договор купли-продажи. Дальше производится оплата и отдаются ключи клиенту. Это краткий сценарий покупки подержанного авто.
Способы приобретения
Существует несколько способов для приобретения б/у машины в салоне.
В мелких салонах
Этот вариант относится к наиболее нежелательным. Обычно подобные организации скупают наиболее дешевые машины со значительными дефектами и реализуют их с большой наценкой. Но в данном случае вопрос не только в цене. Ремонт таких авто проводится максимально бюджетно.
Вряд ли кто-то будет тратить существенные средства на машину, которая в дальнейшем будет продаваться. Отсюда возможные технические проблемы в дальнейшем. С документам также не все так просто. Мелкие салоны и перекупщики обычно не оформляют машину в собственность.
До непосредственного оформления машина остается во владении предыдущего хозяина. Перекупщик же при этом будет стараться избежать упоминаний о себе в бумагах и продавать машину с подписью предыдущего владельца по фиктивному договору.
Эта схема обычно работает, и новый хозяин без проблем ставит авто на учет. Тем не менее, в определенных случаях бывают недоразумения.
Допустим, старый владелец может устать ждать продажи и аннулировать регистрацию машины на себя. Тогда новый покупатель столкнется с серьезными проблемами при постановке на учет. А вот получить средства от перекупщика назад будет почти невозможно.
В целом покупка машины у перекупщика – допустимый вариант. Но перед заключением договора важно произвести детальную диагностику авто и потребовать от продавца осуществление сделки от собственного имени с указанием полной цены автомобиля в документах.
В относительно крупном центре
В крупных салонах все значительно проще с документами. Обычно компания заключает с владельцем договор комиссии машины или договор об оказании услуг продажи.
Внимание! В таких договорах отдельным пунктом обсуждается то, что предыдущий владелец не должен прекращать регистрацию машины, а также то, что он гарантирует отсутствие любых притязаний на автомобиль от третьих лиц.
В таких салонах техническое состояние машины обычно значительно лучше, нежели у мелких компаний и перекупщиков. Крупные организации переживают о собственной репутации и не берут на продажу машины со значительными дефектами.
Но мелкие недостатки, не имеющие значительного влияния при эксплуатации машины, такие как царапины, могут маскироваться, чтобы вид автомобиля соответствовал его цене. Качество такого ремонта также не всегда отвечает необходимым требованиям.
Кроме этого крупные салоны предоставляют покупателю гарантию на крупные детали и узлы машины. Она, по сути, является временем для проверки товара, но во многом оберегает потребителя от покупки продукции низкого качества.
Таким образом, покупать машину с пробегом в крупном салоне можно. Для будущего владельца это гарантированная юридическая чистота авто и защита от серьезных дефектов непосредственно после покупки. О том, как проверить юридическую чистоту и техническое состояние автомобиля, мы рассказывали здесь.
Но стоит помнить, что у салонов нет информации о том, как обслуживалась и использовалась машина, поэтому никто не может гарантировать вам, что вы будете долго и без проблем ее эксплуатировать. Кроме того цены в таких компаниях могут быть значительно выше, чем в мелких салонах.
По системе трейд-ин
Это самый безопасный вариант покупки машины с пробегом. По данной системе автомобили сдаются не в силу их полной негодности к эксплуатации, а для получения скидки на новое авто. Обязательным требованием при этом является отсутствие у сдаваемой машины серьезных проблем и ее готовность к активной эксплуатации в дальнейшем.
Нужно учесть, что салоны, которые преимущественно реализуют новые машины, не занимаются ремонтом подержанных. Автомобили продаются в том виде, в котором их сдают прошлые собственники. Соответственно, имеющиеся дефекты вы заметите сразу и можете сделать выводы о том, целесообразно ли покупать конкретное авто.
Работающие с системой трейд-ин салоны также обычно предлагают адекватные цены, так как их цель – оперативная продажа и компенсация убытков, понесенных по причине предоставления скидок.
Покупка автомобиля в мелких автосалонах типа «автостоянка» или у перекупщика
Пожалуй, самым нежелательным вариантом действий является покупка авто на открытом рынке типа «автостоянка» или у частных перекупщиков. Как правило, подобные люди и организации скупают совсем дешевые автомобили, имеющие существенные технические проблемы, ставят их «на ход» и продают с драконовской наценкой. Однако вопрос здесь не только в высокой выходной цене. Дело в том, что ремонт подобных автомобилей осуществляется в максимально бюджетном варианте Никто не будет тратить значительных финансовых средств на автомобиль, который готовится к продаже. Прогнившие участки металла могут быть не заварены, а замазаны шпаклевкой и прокрашены антигравием, изуродованные сиденья прикрыты самыми дешевыми чехлами, в двигатель могут быть добавлены присадки, временно уменьшающие дымность изношенного и неисправного силового агрегата.
Что касается документов, здесь тоже не все гладко. Дело в том, что перекупщики и мелкие автосалоны не оформляют автомобиль в собственность. До момента оформления транспортное средство формально остается оформленным на старого владельца. При этом перекупщик будет пытаться избежать какого-либо упоминания о себе в документах, продавая автомобиль по фиктивному договору с подписью старого хозяина. В большинстве случаев подобная схема работает, и новый покупатель без проблем ставит автомобиль на учет. Однако в отдельных случаях могут возникать накладки. Так, например, устав ждать продажи, старый владелец может просто аннулировать регистрацию автомобиля на свое имя. Во время постановки на учет данного транспортного средства у покупателя возникнут серьезные проблемы. Но получить обратно свои деньги от перекупщика будет практически нереально.
В качестве вывода можно сказать, что покупать транспортные средства у откровенных перекупщиков в принципе можно. Однако перед покупкой требуется провести тщательную диагностику автомобиля, а также потребовать, чтобы продавец осуществлял сделку от своего имени с указание полной стоимости авто в договоре купли – продажи.
Как купить машину с пробегом у официального дилера?
Покупка подержанной машины у официального дилера предполагает определенную последовательность действий.
Можно ли проверить авто самостоятельно?
Чаще всего провести полный техосмотр автомобиля невозможно. Покупатель может только осмотреть транспортное средство. При ознакомлении с потенциальной новой машиной важно обратить внимание на такие моменты:
- Внешний вид авто. Осмотрите кузов на потертости, сколы, вмятины. Также оцените покраску машины – блики могут говорить о наличии аварийного прошлого.
- Подвижные механизмы. Стоит осмотреть двери, капот, багажник и т.д.
- Соответствие номеров данным, указанным в ПТС.
- Салон. Оцените обтяжку, под которой могут прятаться дефекты.
- Показатели одометра.
- Багажник. Оцените расстояние от кузова до деталей. Не допускаются ржавчины внутри багажника.
Осмотр машины позволит определить ее слабые места, с которыми будет легче справиться в дальнейшем. Об осмотре, проверке и тест-драйве авто при покупке мы писали тут, о тонкостях проверки коробки передач при покупке машины рассказано здесь.
На что обращать внимание при подписании ДКП?
Перед подписанием договора купли-продажи важно изучить все его пункты и примечания. Это необходимо, даже если документ уже предоставлялся менеджером для ознакомления, так как он может существовать в двух экземплярах – для осмотра и для подписи. Версия для подписи может включать в себя правки, нежелательные для покупателя.
По закону «О защите прав потребителя» покупатель может вернуть купленную машину на протяжении 15 дней после заключения сделки. Возврат возможен, если пункт об этом имеется в договоре.
Что делать после подписания договора о покупке мы писали здесь.
Какие документы проверить?
При покупке б/у машины в салоне необходимо проверить следующие бумаги:
- Справка о снятии авто с учета в МРЭО. При ее отсутствии нужно запросить документ, подтверждающий, что автомобиль не пребывает в угоне.
- Сервисная книжка. Этот документ включает информацию обо всех работах, проводившихся с машиной. Данные помогут определить слабые места ТС и в дальнейшем уделить им внимание.
Все о покупке автомобиля с пробегом, в том числе, как найти подходящее ТС и правильно оформить документы, читайте тут, а о диагностике ТС перед покупкой машины с пробегом узнайте здесь.
Если вы решили приобрести автомобиль, то вам могут помочь наши полезные статьи о покупке машины без номеров, за счет материнского капитала, с аукциона, о передаче денег при сделке, приобретении нового авто в салоне, о переговорах, о страховке при покупке авто.
Где покупают б/у автомобили
Прежде чем рассказывать о достоинствах или недостатках покупки подержанного авто в салоне, стоит уточнить, где вообще ведется торговля транспортными средствами (ТС). Сегодня это можно сделать:
- на авторынке;
- через интернет;
- по знакомству;
- у компаний, распродающих автопарки;
- на аукционе;
- на штрафной площадке;
- в автосалоне.
В последнем случае предлагается два варианта:
- Комиссионная продажа.
- Программа Trade-in.
Смотреть на вторичный рынок?
Вторичный рынок обычно повторяет те же тенденции, что и первичных (пусть и с некоторой задержкой). Как показывает статистика, в июле-августе в России был зафиксирован всплеск сделок купли-продажи автомобилей на вторичном рынке. Это вполне логично – доходы населения упали, кто-то потерял работу, кто-то вообще остался без денег. В этой ситуации продажа неиспользуемого автомобиля может стать спасением. Для покупателя это тоже интересно – в период кризиса на новый автомобиль собрать намного сложнее.
Однако с точки зрения покупателя вторичный рынок тоже не идеальный выбор:
- льготный автокредит недоступен, а обычный будет дороже (так как подержанный автомобиль дешевле нового);
- риск попасть на недобросовестного продавца;
- неизвестное точное техническое состояние автомобиля;
- из-за нового роста числа заболевших коронавирусом есть риск, что застраховать и переоформить авто будет сложно (так как пункты ТО, страховые компании и отделения ГИБДД могут снова закрыть для посетителей).
Что касается плюсов вторичного рынка, они достаточно очевидны, и главный плюс – более низкая цена
(хотя все зависит от возраста автомобиля). Еще на вторичном рынке бывает проще подобрать подходящую модель и комплектацию (а у дилера остается выбирать из того, что есть в наличии или оформлять заказ и ждать несколько месяцев).
Тем не менее, для многих автомобиль в период кризиса стал настоящим спасением – это и способ подработки (курьер, такси), и способ выехать за город на период самоизоляции. И в такой ситуации совершенно не важно, новый автомобиль у семьи или подержанный. Поэтому в кризис лучшая рекомендация – делать покупку исключительно по своим возможностям,
и не забывать о некоторых обязательных расходах.
Например, при покупке нового авто
нужно отложить некоторую сумму на минимальный набор дополнительного оборудования, ОСАГО и ТО-0. Покупая
подержанное авто,
нужно потратиться на полную диагностику и замену расходников в самых важных узлах.
Госпрограммы – хорошо, но если без перебора
Один из ключевых драйверов рынка новых автомобилей – государственные программы льготного автокредитования. По сути, государство решает сразу несколько проблем – помогает автопроизводителям, населению, банкам и даже страховым компаниям (полис Каско при покупке авто в кредит – практически везде обязательное условие).
Всего программ 2:
- «Первый автомобиль» – право на льготу имеет любой покупатель-заемщик, кто до этого момента не владел автомобилем;
- «Семейный автомобиль» – купить машину со скидкой может заемщик, у которого есть несовершеннолетние дети (хотя бы один ребенок).
Недавно добавилась и программа для медработников
.
Если заемщик подходит под эти параметры, он может купить автомобиль в кредит и получить на него скидку в размере 10% от стоимости (кроме регионов Дальнего Востока, где скидка составит уже 25%).
Правда, есть и дополнительные условия:
- это обычный автокредит, поэтому покупатель авто должен проходить по всем требованиям банка к заемщикам (доходы, стаж работы на последнем месте, и т.д.). Правда, автокредит предполагает, что приобретаемый автомобиль идет в залог к банку, поэтому получить одобрение не так уж сложно;
- стоимость автомобиля – не более 1,5 миллионов рублей, причем он должен быть новым. Новый автомобиль – это если ему меньше 1 года, и он еще ни разу не регистрировался за владельцем;
- автомобиль должен быть собран в России, причем не просто собран – есть определенные требования к производителям по условным баллам локализации (то есть, машину должны не просто собирать в России, а, например, штамповать, сваривать и окрашивать кузов или производить двигатель внутри страны). Также обязательное условие – наличие специнвестконтракта с производителем;
- по программе работает не каждый банк, это нужно уточнять на месте.
Большинство крупных автодилеров указывают цены на авто с пометкой «от…», это означает, что скидка в 10% по госпрограмме будет уже включена в стоимость. Эту сумму не выдают на руки покупателю, ее получит автодилер от банка, который, в свою очередь, получит компенсацию от государства.
Учитывая ограничения по стоимости в 1,5 миллиона рублей, под программы попадают достаточно много моделей, и не только бюджетных. Например, меньше 1,5 миллионов рублей стоит Hyundai Creta, Renault Kaptur, или Kia Optima
– при том, что они попадают под критерии госпрограмм. А если стоимость авто с дополнительным оборудованием окажется выше 1,5 миллионов рублей, то некоторые автодилеры даже готовы «разделить» кредит, чтобы он прошел по программе.
Однако на практике уже есть серьезные перегибы. В одном из tg-каналов рассказали, что ряд дилеров АвтоВАЗа практически прямым текстом отказывают клиентам продавать авто не в кредит – чтобы выбрать нужный объем по госпрограммам. Другой пример недобросовестного поведения – автомобили, которые попадают в программу, растут в цене, а клиентам навязывают страхование жизни. В итоге цены на тот же Kia Seltos выросли буквально до верхней границы по госпрограмме
.
В итоге клиент получает скидку от государства, которой по факту не видит – она «растворяется» в повышении цен на авто, обязательной и «навязанной» страховке.