Выплатят ли страховку, если виновник был в состоянии алкогольного опьянения?

  • 1. Почему виновнику нельзя получить выплату за своё авто?
  • 2. Когда виновник может получить выплату? 2.1. Если вина обоюдная
  • 2.2. Если нарушение есть, но это не причина ДТП
  • 3. Выплатит ли ОСАГО, если я ударяю свою машину на другом авто?
  • Важные факты из статьи

    1. ОСАГО покрывает ответственность водителя, а не его имущество. Именно поэтому в стандартных случаях виновник получить возмещение ущерба не может.
    2. Но страховая выплачивает виновнику в 2 определённых, но редких ситуациях.
    3. Если вы ударили свой собственный автомобиль другой своей же машиной, то в этом случае компенсации не будет.

    ОСАГО страхует ответственность водителя. Именно поэтому такой вид страхования именуется «автогражданской ответственностью». Это значит, что вы защищены соответствующей организацией от риска возмещения ущерба при вашей виновности в различных дорожных инцидентах, именуемых дорожно-транспортными происшествиями. То есть страховая компания возмещает причинённый вами вред за вас потерпевшему. Но в определённых случаях по ОСАГО страховая выплатит и виновнику ДТП. В каких случаях нарушитель получает выплату по страховке и почему нельзя получить возмещение в обычных случаях, мы и выясним в этой статье.

    Что означает обоюдная вина в ДТП в 2021 году?

    С одной стороны всё очень просто. Это тот случай, когда все участники аварии признаны её виновниками… Даже если в разной степени.

    С другой стороны, самого определения термина «обоюдная виновность» вы не найдёте ни в одном законе или нормативно-правовом акте России:

    • ни в самом главном законе – ФЗ-40 Об ОСАГО не содержится определения термина обоюдной вины в ДТП,
    • ни в Гражданском кодексе нет такого,
    • ни в ПДД, разумеется, и иных правовых актах.

    Тем не менее, законодательство 2021 года вполне чётко регулирует все вопросы, связанные с этим. И «обоюдкой» считается 2 случая:

    • когда виновность того или иного участника ДТП установить не удалось (это не совсем правильный с точки зрения правового поля случай, и его следовало бы обжаловать в суде),
    • когда все водители признаны виновниками аварии – эта ситуация чаще всего называется обоюдной виной.

    При этом, не имеет значения, сколько всего машин попало в происшествие: 2 или больше. Если в ДТП участвовало, например, 10 автомобилей, то обоюдным данную аварию можно назвать только тогда, когда у всех 10 определена виновность в этом происшествии – что, конечно же, большая редкость.

    А если, к примеру, в инциденте 3 участника, но только двое из них признаны виновниками, то само ДТП не является обоюдным, но таковой является вина этих двоих водителей.

    Кто решает, что виновность взаимная?

    Исключительно судья. Здесь развеем одно из самых распространённых заблуждений среди автолюбителей. Сотрудники ГИБДД на дороге ни в каких случаях не имеют право устанавливать обоюдную вину в ДТП. Более того, они вообще не признают никого виновным, и вы не найдёте такого права у полицейского ни в одном законе.

    Виновность в происшествиях уполномочен устанавливать только суд. И именно судья своим решением резюмирует о степени виновности лиц, участвовавших в аварии.

    Однако, это не значит, что все вытекающие из «обоюдки» последствия в виде возмещения вреда тоже идут через суд. Вовсе нет. Если никто из участников происшествия не обратиться в судебный орган, то просто выплата будет в равных долях. Об этом мы ещё поговорим ниже.

    При «обоюдке» никто никому ничего не должен – это правда?

    Нет, неправда. Так, статья 1064 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность возместить вред, причинённый незаконными действиями.

    При обоюдном ДТП вред причинён? Да, причинён. Незаконными действиями? Именно таковыми! Чьими незаконными действиями? Всех участников ДТП.

    Из этого следует, что при «обоюдке» в 2021 году не работает правило, что никто из водителей не платит другим и просто сам восстанавливает свой автомобиль. Наоборот, из нормы статьи 1064 ГК РФ следует, что каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновником. Соответственно, и он возмещает вред, и ему. Однако, не в полной мере, а согласно степени вины.

    Судебная практика: не любое нарушение влечёт уменьшение возмещения!

    Однако, обратите внимание, что в ситуации, когда все участники признаны виновниками (сотрудниками ГИБДД), не всегда ДТП считается обоюдным. Потому что не любое нарушение является причиной именно вины в аварии.

    Объясним проще. В законодательстве 2021 года есть 2 меры ответственности за то или иное нарушение:

    • административная или уголовная – устанавливается государством,
    • гражданская – в виде возмещения причинённого таким нарушением вреда.

    Например, водитель проехал на запрещающий сигнал светофора и устроил аварию. В этом случае он несёт 2 меры ответственности:

    • платит штраф в размере 1 000 рублей за проезд на красный (или жёлтый),
    • возмещает ущерб за другой автомобиль, в который он въехал (либо это делает его страховка ОСАГО).

    Так вот, при наличии нарушения ПДД, к примеру, административное наказание при его наличии в действующем КоАП РФ наступит в любом случае. Но вот не всякое нарушение влечёт ответственность гражданскую.

    Вернёмся к вышеописанному примеру ещё раз. Допустим, что второй водитель был без действующего полиса (в то время, как первый в него врезался, выехав на перекрёсток на красный сигнал светофора). Но это уже не повлечёт обоюдной вины в этом ДТП.

    Здесь всё очень просто. При дорожном происшествии для наличия последствий в виде гражданской ответственности должна быть установлена причинно-следственная связь допущенного нарушения с причинением вреда имуществу или здоровью других лиц. Есть ли такая связь, если у участника ДТП нет страховки ОСАГО? Нет. Равно как её не будет, например, если водитель был в нетрезвом виде, скрылся, был не пристёгнут и тому подобное.

    Таким образом, обоюдное ДТП может быть только в том случае, когда оба допущенных нарушения ПДД стали причиной аварии. Именно так считает и Верховный суд. В судебной практике есть Определение №24-КГ18-17, где ВС указал буквально следующее:

    При этом факт привлечения участников дорожно-транспортного происшествия к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб, причинённый в результате действий (бездействия), за которые они были привлечены к административной ответственности.

    Таким образом, одно лишь наличие протокола и/или постановления ГИБДД у второго участника не является основанием для признания вины в ДТП обоюдной. Его ответственность за причинённый ущерб появляется только в том случае, когда такое нарушение стало причиной данного происшествия.

    Страховая выплата виновнику ДТП по КАСКО?

    Если у водителя есть оформленный полис КАСКО, то тогда степень его вины в дорожно-транспортном происшествии не так важна. Страховая выплата виновнику ДТП будет назначена в любом случае, в соответствии с условиями подписанного договора страхования. У каждой СК есть свой перечень условий, которые должны соблюдаться при подаче сведений о произошедшем случае.

    Нередко водитель пытается сэкономить на стоимости страховки, выбрав более дешевый вариант КАСКО, и не вчитываясь в полные правила предоставления услуги. Страховщики, в свою очередь, уменьшают стоимость полиса за счет введения франшизы. Это означает, что при наступлении страхового события потерпевшему (даже если он же является и виновником) будет выплачена не вся сумма ущерба, а за вычетом определенной части. Соответственно договору, эта часть может рассчитываться как в твердой денежной сумме, так и в виде пропорции относительно общего ущерба.

    Стоит заметить, что наличие страховки КАСКО не отменяет обязанности водителя застраховать свою ответственность по ОСАГО, т.к. эти два вида страхования не пересекаются между собой. КАСКО страхует сам автомобиль от ущерба, угона, уничтожения, а ОСАГО страхует ответственность водителя по нанесению ущерба третьим лицам и их имуществу.

    Кто платит при «обоюдке»?

    Теперь выясним, как именно происходит распределение выплат при взаимной ответственности всех водителей-участников аварии.

    Если у обоих водителей есть страховка ОСАГО?

    Итак, в этой ситуации страховое возмещение получат оба водителя. Но какой будет расчёт и кто из страховых будет платить компенсацию?

    Всё очень просто. Пункт 22 статьи 12 закона Об ОСАГО устанавливает, что в этом случае выплата будет либо в равных долях по количеству участников, либо обратно пропорционально степени вины каждого из них.

    И снова утверждение требует пояснений.

    • В том случае, если ДТП оформлено с помощью европротокола или сотрудниками ГИБДД, и водители согласились с этим, никто никуда не обращался далее за обжалованием или установлением степени вины, то страховые компании обоих участников выплатят потерпевшим в равных долях по количеству этих самых участников. Например, если в аварию попали 2 автомобиля, то оба их владельца получат по половины рассчитанного ущерба их машинам. Если 3, то по 1/3 от полного возмещения.
    • Однако, если вину в данном происшествии определило решение суда, то он же, как правило, устанавливает и степень виновности каждого водителя. И в этом случае каждый потерпевший получает возмещение в той степени, в какой он не виновен.

    Абсолютно аналогично положения этой нормы статьи 12 разъяснены в судебной практике Верховного суда в пункте 46 Постановления Пленума №58.

    К примеру, один из водителей не уступил дорогу при выезде с прилегающей территории, а другой ехал в нарушение ПДД задним ходом. Приехавшие инспекторы ДПС выписали обоим постановления за нарушения. При этом, если бы оба из них не обращались за решением в суд за установлением степени вины, то им выплатили бы по 50% от ущерба. Но один из водителей подал в суд, который посчитал, что не уступивший дорогу виноват на 70%, а двигавшийся задним ходом – на 30%. И тогда расчёт страхового возмещения будет произведён следующим образом:

    • допустим, повреждения автомобиля не уступившего дорогу посчитаны на 100 000 рублей, в этом случае он получит только 30 000 рублей, так как виноват на 70% – то есть процент виновности вычитается из размера ущерба,
    • а повреждения машины, двигавшейся задом, определены в размере 40 000 рублей, и он получает 28 000 рублей (40000 минус 30% его степени вины в этом обоюдном ДТП).

    Однако, здесь есть важная тонкость, когда вина по суду может полностью лечь на того, кто двигался задним ходом – эту тему мы обсудим ниже при описании порядка обжалования «обоюдки».

    Если один из участников аварии без полиса?

    Здесь также всё просто. Тот, у кого не было страховки ОСАГО, обращается за возмещением ущерба в страховую компанию второго участника. А тот, у кого есть полис, обращается напрямую к причинителю вреда, так как у последнего не застрахована ответственность.

    Но и при отсутствии страховки возмещению подлежит ответственность, обратно пропорциональная степени виновности. То есть здесь всё работает точно также, как в примере выше, только возмещает этот процент не страховщик при отсутствии у участника полиса ОСАГО, а сам причинитель вреда из собственного кармана.

    Нюансы

    К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе. Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

    Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

    Что грозит участникам при «обоюдке»?

    Всё то же, самое, если бы авария была обычной с одним виновником. Административная ответственность в любом случае будет грозить за допущенное нарушение Правил. А вот гражданская – как мы выяснили – будет уже частичная по степени виновности в аварии.

    Давайте в удобном табличном виде взглянем на различия стандартного происшествия от ДТП с обоюдной виной.
    Таблица сравнения ответственности при обычном и обоюдном ДТП

    ОтветственностьСтандартная аварияОбоюдное происшествие
    АдминистративнаяПостановление выпишут тому участнику, кто виновен в ДТП (например, въехал в зад впереди двигавшегося авто).Постановления выписывают всем участникам.
    Гражданская, если никто не обращался в судПричинитель вреда или его страховая компания возмещает ущерб потерпевшему.Все водители являются одновременно не только виновниками, но и отчасти потерпевшими. Поэтому частично и получают возмещения – в равных долях по количеству участников.
    Гражданская, если суд установил степень обоюдной виновностиКаждый потерпевший получает выплату по степени своей невиновности. К примеру, если суд установил вашу вину в 20%, то вы получите 80% от рассчитанной компенсации ущерба.

    Если ДТП с пострадавшими или смертельным исходом?

    Выше мы рассматривали исключительно административную и гражданскую ответственность при авариях. Мы специально не усложняли объяснения и примеры, потому что если произошло обоюдное ДТП, в котором вред причинён здоровью или жизни, то здесь всё работает абсолютно также. Просто каждый виновник будет отвечать за своё нарушение как причину пострадавших. Но здесь есть важный нюанс – в зависимости от того, кто пострадал:

    • если второй водитель, то за это отвечает первый (так как нести ответственность за вред, причинённый самому себе, не положено),
    • если, к примеру, пешеход, то оба автолюбителя.

    Если у виновника поддельный полис

    Допускается два решения проблемы. Если предоставляется поддельный полис на официальном бланке страховой компании, Верховный суд РФ обязывает произвести перечисление компенсации. При этом не учитывается, оформлял ли водитель полис в действительности.

    Если же и бланк является поддельным, придется договариваться о выплате лично с виновной стороной. В том случае, если проблему урегулировать не удается, поможет только обращение в ГИБДД для авторазбора и судебное разбирательство.

    Исходя из полученной информации, становится понятно, что делать, если попали в ДТП без страховки. Если у виновника нет полиса, предстоит длительное судебное разбирательство. При адекватной реакции и способности идти на контакт относительно быстро выплачивается компенсация. В суде можно серьезно увеличить сумму возмещения за счет штрафных санкций.

    Что делать, если произошла обоюдная авария?

    Разумеется, оформить её. Порядок здесь ровно такой же, как и при любой другой аварии, как предписывают пункты 2.5-2.6.1 ПДД:

    1. немедленно остановить автомобили и не перемещать их,
    2. выставить аварийный знак и включить «аварийку»,
    3. вызвать ГИБДД (если есть пострадавшие/погибшие или нет возможности или желания составить европротокол).

    А вот по дальнейшим действиям у многих автовладельцев могут возникнуть вопросы. Хотя и в данном случае ничего особенного нет. Итак, давайте выясним дальнейший порядок действий при взаимной вине в происшествии.

    Важное замечание!

    • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
    • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
    • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

    На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

    Спросить у юриста

    или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8.

    В какую страховую компанию обращаться?

    В свою, если выполняются условия для этого, предписанные статьёй 14.1 ФЗ Об ОСАГО:

    • пострадали только автомобили,
    • у всех участников есть действующие полисы ОСАГО,
    • при ДТП было взаимодействие (непосредственное столкновение, а не бесконтактное) машин.

    Таким образом, не имеет значения, обоюдной признана виновность в аварии или же виновник – один участник. Правила обращения по прямому возмещению убытков не зависят от этого, и, если выполняются условия для этого, вы обязаны обращаться в свою страховую компанию.

    Обратите внимание, что при выполнении указанных выше критериев, у вас не появляется право выбора, куда идти за выплатой, а обязанность ехать только к своему страховщику. И наоборот, если хотя бы один из критериев не выполняется (например, у вас нет ОСАГО или было бесконтактное ДТП), то только к страховщику другого участника.

    Мне выплатят или направят на ремонт?

    Форма компенсации ущерба также не зависит от ответственности и вины. При обоюдном ДТП работают те же правила: по умолчанию страховщик обязан выдать направление на ремонт, а выплата положена, если есть условия из пункта 16.1 статьи 12 ФЗ-40:

    • в ДТП были пострадавшие со средним или тяжким вредом здоровью или погибшие,
    • произошла тотальная гибель автомобиля,
    • если потерпевший – инвалид,
    • если по расчёту сумма ущерба превысила максимальный лимит в ОСАГО,
    • если потерпевший и страховая компания заключили соглашение о выплате по обоюдному согласию,
    • а также если у страховщика нет автосервисов, удовлетворяющих требованиям закона (в той же статье 12).

    Мне придётся доплачивать?

    Мы выяснили, что даже при обоюдной вине в ДТП вас могут отправить на ремонт. Но как быть, если размер компенсации при этом положен не полный. Неужели и автомобиль отремонтируют только наполовину?!

    Вовсе нет! Но и страховщик не обязан доплачивать из собственных средств. В этом случае СТО либо полностью восстановит вашу машину за вашу же доплату, либо будет выплата деньгами. То есть вы имеете право доплатить за полный ремонт – именно право, а не обязанность. Это нам говорит подпункт «д» пункта 16.1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

    Таким образом, при ободном ДТП вы можете выбрать:

    • выплату деньгами,
    • либо доплатить, и вам отремонтируют автомобиль полностью.

    А вот частично восстановить авто по понятным причинам законом не предусмотрено.

    Как понять, что мне выплатили достаточно?

    Итак, вы обратились с заявлением к страховщику, и вам в результате выплатили определённую сумму денег. Но как понять, что вам всё правильно посчитали и не обманули, не доплатив? Ведь вы уже знаете, что сумма ущерба будет уменьшена на долю виновности. Но конкретных сумм не видели.

    Так увидьте их! Дело в том, что пункт 4.23 Правил страхования обязывает страховую компанию ознакомить вас с результатами расчёта, выдав копию акта по его готовности в течение 3 дней с даты вашего письменного запроса.

    И именно в акте вы увидите как полную сумму ущерба без вычета процентов, так и после вычета и сможете понять, не занизила ли страховая выплату.

    Что делать для получения выплаты по ОСАГО, если виноват сам

    При возникновении дорожно-транспортного происшествия ни в коем случае нельзя паниковать. Важно трезво оценить обстановку и действовать по установленному порядку. Он установлен в пункте 2.5 Правил дорожного движения:

    1. Остановите автомобиль, включите аварийную сигнализацию, заглушите мотор и поставьте знак аварийной остановки. В условиях недостаточной освещённости необходимо надеть светоотражающий жилет. Такие действия призваны не допустить еще одно ДТП.
    2. При наличии пострадавших им необходимо предоставить первую медпомощь и вызвать скорую помощь.
    3. Сообщите об инциденте в дорожную полицию. Вызвать ГИБДД можно с городского телефона либо таксофона по номеру 02, при использовании мобильного необходимо позвонить на 112. У разных операторов мобильной связи номер может отличаться. Это может быть 002, 020 или 902.
    4. Уведомьте о ДТП страховую компанию. Для этого нужно позвонить по обозначенный в полисе номер. Сделать это нужно безотлагательно.
    5. Нельзя перемещать транспортное средство и имеющие отношение к ДТП предметы до приезда полиции. Осмотрите автомобиль, запишите информацию и контактные данные возможных свидетелей.
    6. Предпочтительно зафиксируйте детали происшествия посредством фотосъёмки и видеосъёмки.

    Если вы решите сделать фото, то они должны отвечать таким требованиям:

    • Общий план. На нём должны быть различимы повреждённые авто и дорога. По фотографии должно быть легко видно, является ли это место парковкой, оживлённой улицей либо двором жилого дома.
    • Сделайте фото дорожного покрытия, разлетевшихся осколков стекла и обломков деталей, а также тормозного пути.
    • Сделайте общие фотографии спереди, сзади и со стороны. Номерные знаки автомобилей ложны быть видны.
    • Сделайте съёмку повреждений крупным планом.

    Как оспорить обоюдную вину?

    Абсолютно также, как если бы вина была только ваша. Здесь нужно понимать, что именно вы хотите оспаривать:

    • если саму обоюдность ДТП (то есть чтобы виновником был только другой участник), то вам нужно обжаловать вынесенное в отношении вас постановление,
    • если же степень виновности, то вы подаёте иск о её установлении, где приводите доводы.

    Тонкость, когда оспаривать «обоюдку» не можно, а нужно!

    Взаимную вину очень часто признают инспекторы, которые не хотят разбираться в тонкостях законодательства – конкретно ПДД. Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда одному из водителей вменяют нарушение, когда он не уступил дорогу другому.

    Между тем, в судебной практике уже давно устоялось правило «нарушитель не имеет преимущества». Это означает, что обязанность уступать дорогу тому, кто не имеет права на движение, отпадает. Приведём законодательную основу этого утверждения.

    1. Сам термин «уступить дорогу» из ПДД требует уступать её только тем, кто имеет приоритет.
    2. Между тем, приоритет там же определяется как «преимущественное право на движение».
    3. Так вот, если водитель не имеет права на движение, то и преимущественного такого права он в принципе иметь не может.
    4. Следовательно, и обязанность у другого водителя уступить пропадает – нарушения просто нет.

    Именно такую последовательность необходимо указать в суде при обжаловании обоюдной вины. Но главное – сослаться на соответствующий судебный акт, которым нижестоящие суды обязаны руководствоваться. Именно указанную нами выше последовательность трактований ПДД даёт Верховный суд в недавнем Постановлении Пленума №20 (пункт 14).

    Можно ли оформить европротокол при обоюдном ДТП в 2021 году?

    Да. Обоюдная вина в ДТП никак не ограничивает право заполнить извещение европротокола без сотрудников ГИБДД. Но должны быть выполнены следующие условия (из статьи 11.1 закона):

    • в ДТП должно участвовать только 2 автомобиля – не больше и не меньше,
    • у обоих есть действующие страховки ОСАГО,
    • вред причинён только автомобилям (не другому имуществу и не здоровью),
    • между машинами был прямой контакт,
    • не превышен лимит 100 тысяч рублей (больше вы не получите) или 400 000, если оформляется с помощью приложения,
    • отсутствуют разногласия по обстоятельствам ДТП.

    Обратите внимание на последний пункт. Он на практике 2021 года означает, что оба участника должны признавать свою обоюдную вину. Хотя, закон прямо этого не указывает, однако, страховщики часто именно признание вины в том числе относят к разногласиям.

    Если у меня есть Каско?

    И здесь всё просто. Вы можете просто обратиться по договору Каско и получить полную компенсацию, вне зависимости от вашей виновности в аварии. Это, конечно, зависит от условий такого договора, но почти никогда в них не устанавливаются такие ограничения как обоюдная авария.

    После обращения ваш страховщик по Каско взыщет со страховой второго участника ДТП вместо вас ущерб, но также, как взыскали бы и вы – в той доле, какая степень виновности установлена для второго виновника.

    Можно ли просто уехать с места ДТП?

    Исходя из вышеописанного, можно смело предположить, что небольшую обоюдную аварию лучше вообще не оформлять. Посудите сами – если ущерба у каждой машины, к примеру, на 5 000 рублей, то каждый получит по половине этой суммы, да ещё и за счёт КБМ в течение последующих нескольких лет стоимость страховки будет выше. Явно суммарно это будет стоить больше, чем 2 500 рублей. Ещё и штрафы ГИБДД за нарушения прибавить к этому.

    Получается, что лучше вообще никому не обращаться в страховые и не оформлять такое ДТП и просто уехать дальше по своим делам? Почти так, но лучше всё-таки оформить аварию и даже чаще всего получить штраф.

    Всё дело в том, что в конечном итоге это может обойтись дороже, если в ГИБДД выяснят, что было ДТП и вы скрылись с него. Это грозит лишением прав на длительный срок. Думаете, что это маловероятно? А теперь представьте недобросовестного второго участника аварии, который таким образом решит избавиться от «обоюдки» тем, что в последующем обстоятельствами ДТП никто не будет заниматься либо он скроет свою виновность.

    То есть сценарий возможный здесь приблизительно такой:

    1. вы, например, попали в аварию с превышением скорости и неуступлением дороги,
    2. решили разъехаться, решив, что оба виноваты и из-за незначительных повреждений,
    3. второй водитель возвращается на место аварии и вызывает полицию,
    4. те оформляют ДТП и далее привлекают вас за оставление места происшествия,
    5. при этом, сам факт скрытия, конечно же, не делает вас виновником, но в ряде случаев такая махинация позволит второму участнику скрыть свою виновность (например, дать «правильные» показания и переставить машину).

    Что делать в таком случае? Вариантов, на самом деле, немало.

    • Вы, действительно, можете разъехаться, но напишите расписку, что в данном ДТП нет пострадавших, и у вас нет необходимости оформлять инцидент. ПДД дают такую возможность. Но обратите внимание, что пункт 2.6.1 Правил требует, чтобы для этого выполнялись условия для оформления европротокола.
    • Вы можете написать европротокол, договорившись, что никто из вас не будет обращаться, чтобы не повысился КБМ. Здесь, конечно, тоже есть базис для обманных действий.
    • Вы можете оформить аварию и с сотрудниками ДПС, но также не обращаться в страховые компании за выплатой ущерба. Однако, в этом случае приехавшие сотрудники выпишут штрафы за нарушения, которые привели к обоюдному ДТП.

    Что делать, если виновник ДТП без страховки

    Важно знать, как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет страховки. В этом случае не применяется прямое обращение в СК, поскольку отсутствует договор. Полис потерпевшего к делу отношения не имеет и не учитывается, так как он страхует только автогражданку в случае причинения ущерба другой стороне.

    Многие водители интересуются, что произойдет, если я виноват и попал в ДТП без страховки. В этом случае лучше всего будет добровольно возместить ущерб, чтобы не столкнуться с судебным разбирательством и серьезными издержками.

    Чтобы гарантированно получить возмещение по закону, не прибегая к длительным судебным разбирательствам, можно оформить КАСКО. Это дает возможность обратиться напрямую к страховщику, не учитывая полис другой стороны. Если ответственность виновный водитель нести не намерен, придется добиваться справедливого решения через суд.

    Судебная практика по обоюдным ДТП

    Давайте, помимо Верховного суда, рассмотрим ещё практику обычных судов по рассмотрению таких дел, взглянув на пару примеров.

    • В Башкирии суд сделал интересное заключение. В 2021 году максимальный лимит выплаты по имуществу по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Так вот, судья указал, что при обоюдной виновности в ДТП максимальный размер должен быть учтён не при расчёте, а при конечной сумме выплаты. То есть, если страховая насчитала ущерба на 500 тысяч, а степень вины 50%, к примеру, то выплатит должны 250 тысяч, а не 50% от максимального лимита – то есть 200 тысяч.
    • В Тульской области суд вынес решение по делу об аварии, когда 2 автомобиля двигались задним ходом и совершили столкновение. При этом, нарушили пункт 8.12 ПДД. Наказания за это нарушение действующий КоАП РФ не предусматривает. Поэтому приехавшие инспекторы выписали определение об отказе в возбуждении дела. На основании такого отказа один из участников пытался оспорить обоюдную виновность. Однако, это не удалось, так как суд установил, что оба нарушения привели к аварии, и отказ в возбуждении дела не несёт за собой отмены вины.
    • Рекомендуем прочитать полностью ещё одно интересное решение суда в Кемеровской области. Там и бесконтактное ДТП с попыткой обращения в свою страховую потерпевшим, и обжалование обоюдной вины, когда водителю вменили превышение скорости (а другому – перестроение).

    Когда виновнику ДТП положена страховая выплата?

    Говоря о страховой выплате виновнику ДТП, можно выделить 3 варианта развития событий:

    • виновному водителю не выплачивают ничего (по полису ОСАГО);
    • участнику-виновнику ДТП присуждается частичная компенсация (по полису ОСАГО, чаще всего после решения суда);
    • инициатору аварии выплачивается полная стоимость ущерба (при наличии полиса КАСКО и соблюдении ряда условий).

    Закон об ОСАГО уведомляет, что в случае ДТП денежная выплата положена тому участнику, который невиновен в произошедшем. То есть, если оба участника имеют только стандартные полиса ОСАГО, то виновное в аварии лицо не получит никакого материального возмещения. Кроме этого, при следующей покупке полиса, к такому водителю будет применяться повышенный коэффициент «бонус-малус», и страховка обойдется дороже.

    По этой причине некоторые водители предпочитают не оформлять мелкие аварии официально, даже с использованием «европротокола», а стараются решить вопрос на месте. Для молодых водителей с маленьким стажем виновность в ДТП может повысить стоимость следующего полиса ОСАГО в 1,5 раза.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]