Верховный суд разъяснил, кому не должны уступать водители, выезжающие со двора
В некоторых ситуациях, происходящих на дороге, зачастую разобраться очень непросто даже опытным сотрудникам Госавтоинспекции. Но в практике попадаются случаи, когда начинаешь сомневаться в профпригодности некоторых представителей правопорядка. Ярким примером очень странного решения по одному ДТП является постановление Верховного суда от 14 декабря 2021 года за номером 44-АД18-21.
Выезжая со двора, смотри в оба!
В городе Перми зимой прошлого года произошло рядовое на первый взгляд дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. Один из них выезжал с дворовой территории, другой ехал по главной дороге:
«В нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения, – говорится в материалах административного дела, – при выезде с прилегающей территории не уступила дорогу транспортному средству Volkswagen Passat».
Как видно, все очень прозаично и стандартно. Любой водитель, даже недавно получивший права автомобилиста, без труда скажет, кто виноват в данной аварии, достаточно руководствоваться одним пунктом ПДД:
«8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».
Иными словами, уступаем дорогу всем, а не только транспортным средствам.
Однако в нашем случае, попавшем в практику Верховного суда, был один весомый нюанс: Volkswagen Passat двигался по дороге с односторонним движением во встречном направлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения … Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
И кто теперь виноват в подобной ситуации? Для решения этой задачки необходимо ввести дополнительные вводные. Улица, на которую совершался выезд со двора, была односторонней. На выезде от домов стоял знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак, оповещающий о том, что улица, на которую совершается маневр, – с односторонним движением.
Водитель, а вернее водительница, посмотрев в сторону движения транспортных средств и пропустив все помехи, начала движение. Она не могла предполагать, что с другой стороны на нее вылетит нарушитель.
Смотрите также: Уступи помехе справа: правило работает не всегда
Логика подсказывает, что виноват в происшествии тот, кто ехал по встречке (ему сотрудники ГИБДД вручили протокол о нарушении Правил дорожного движения по части 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях), но также был оформлен протокол и на женщину по части 3 статьи 12.14 КоАП (Невыполнение требований уступить дорогу) и выписан штраф в 500 рублей.
То есть, по мнению сотрудников ДПС, водительница действительно должна была предвидеть подобную ситуацию и уступить дорогу в случае необходимости. Верна ли такая позиция?
По мнению судьи Свердловского районного суда г. Перми, далее судьи Пермского краевого суда и заместителя председателя Пермского краевого суда, сотрудники Госавтоинспекции сделали все верно и женщина нарушила ПДД. Однако дело об административном правонарушении дошло до Верховного суда, который постановил иначе.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В целях повышения уровня благоустройства придомовых территорий в городе Москве, а также обеспечения комфортной городской среды проживания, закрытие сквозного проезда путем установки двух шлагбаумов, оборудованных системой доступа и видеонаблюдения по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 86, осуществлено согласно постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», Решению Совета Депутатов муниципального округа Бибирево №4/9 от 24.04.2018 «О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: Алтуфьевское шоссе, дом 86.
1.2. Придомовая территория предназначена для совместного ее использования следующими лицами (далее в тексте настоящих Правил совместно именуемыми «жильцы»): 1.2.1. собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; 1.2.2. лицами, проживающими в доме на основании договоров социального найма; 1.2.3. лицами, проживающими с собственниками на основании постоянной регистрации; 1.2.4. лицами, арендующими жилые помещения в доме на основании договоров найма жилых помещений; 1.2.5. лицами, арендующими нежилые помещения на основании договоров аренды. Данный перечень является закрытым.
1.3. Придомовая территория может быть использована лицами, перечисленными в п.1.2 настоящих Правил, для следующих целей: 1.3.1. беспрепятственного въезда и выезда на личном транспорте, а именно: легковых автомобилях, мотоциклах, мопедах, скутерах и иных транспортных средствах с разрешенной максимальной массой менее 3,5 т; 1.3.2. временного хранения личного транспорта.
1.4. В рамках настоящих Правил личным транспортом являются следующие категории: 1.4.1. транспортные средства, принадлежащие жильцам на праве частной собственности (подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства); 1.4.2. транспортные средства, используемые жильцами на основе долгосрочных договоров лизинга или аренды между юридическим и физическим лицом. Долгосрочными договорами лизинга или аренды в рамках настоящих Правил являются договоры, заключенные на срок от 6 месяцев и более (подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства и договором лизинга или аренды); 1.4.3. транспортные средства, оформленные на физических лиц, состоящих в родстве с жильцами, но фактически используемыми жильцами (подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства, полисом ОСАГО, доверенностью на управление автомобилем (при наличии); 1.4.4. транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или на основе долгосрочных договоров лизинга или аренды юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками или арендаторами помещений в многоквартирном доме (подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства и соответствующими договорами).
1.5. Не являются личным транспортом транспортные средства, находящиеся в собственности у юридических лиц, за исключением случаев, если юридическое лицо является собственником или арендатором помещений в многоквартирном доме или если сдает транспортные средства в долгосрочный лизинг или аренду жильцам дома. Также не являются личным транспортом автомобили, предназначенные для коммерческого использования, а именно: такси с желтыми номерами, лицензированные под перевозку пассажиров, микроавтобусы и грузовые автомобили.
1.6. При эксплуатации ограждающих устройств обеспечивается круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб через диспетчерскую службу.
1.7. Ограждающие устройства являются общедомовой собственностью и их содержание, улучшение и ремонт производятся за счёт средств жильцов. В отдельных случаях финансирование содержания, улучшения и ремонта ограждающих устройств может производиться за счет третьих лиц, а именно, причинителей ущерба либо лиц, желающих по собственной инициативе внести вклад в улучшение и сохранение общего имущества.
Решение Верховного суда
«Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно пункту 8.3 Правил дорожного движения, нарушение которого вменено Борисовой Н.В., при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Смотрите также: Могут ли водителей штрафовать за одно и то же нарушение ПДД несколько раз в день
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения требование уступить дорогу (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (Правила дорожного движения)»,– говорится в постановлении.
Имел ли при этом водитель автомобиля, нарушающего Правила дорожного движения (доказано протоколом и схемой ДТП) и двигавшегося в противоположном направлении по односторонней дороге, преимущества перед кем-либо? Нет! Значит, и обязанностей у других водителей уступать ему дорогу на основании ПДД не было никаких. А стало быть, и постановление ГИБДД и последовавшие за ним решения судов подлежат отмене. Наложение штрафа также необоснованно.
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ.
2.1. Проезд через шлагбаумы возможен следующими способами: 2.1.1. Открытие посредством звонка с зарегистрированных в реестре мобильных или стационарных телефонов; 2.1.2. Открытие посредством приложения для смартфонов; 2.1.3. Открытие при помощи набора разового ПИН-кода на панели шлагбаума; 2.1.4. Открытие при помощи кнопки для вызова диспетчера (только для автомобилей экстренных и коммунальных служб, перечисленных в п. 1.5. настоящих Правил); 2.1.5. Открытие лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаума, по предварительной письменной заявке; 2.1.6. Открытие при помощи системы распознавания номеров (при наличии технической возможности); 2.1.7. Открытие при выезде осуществляется автоматически при помощи индукционной петли либо способами, аналогичными для въезда.
2.2. Для получения возможности открытия шлагбаумов необходимо внести мобильный или стационарный номер телефона, а также номер транспортного средства в реестр, который ведется лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов, кроме транспорта экстренных и коммунальных служб, перечисленного в пункте 1.5 настоящих Правил. Для внесения в реестр необходимо лично явиться с документами, подтверждающими право на пользование придомовой территорией, в комнату СМД, расположенную в 5-м подъезде.
2.3. Время приема ответственного за сбор денежных средств лица установлено по понедельникам, с 19.00 до 21.00 в период с сентября по октябрь включительно. Перед приходом необходимо получить подтверждение о приеме от лица, ответственного за сбор денежных средств. По согласованию с лицом, ответственным за сбор денежных средств, может быть согласовано иное время для приема с целью внесения данных в реестр.
2.4. Для внесения в реестр необходимо предоставить лицу, ответственному за сбор денежных средств, следующие документы: 2.4.1. паспорт гражданина РФ, подтверждающий регистрацию в доме; 2.4.2. свидетельство о собственности или выписку из ЕГРН (если собственник не зарегистрирован по месту проживания); 2.4.3. Свидетельство о регистрации транспортного средства; 2.4.4. Договор лизинга или аренды транспортных средств (для соответствующих случаев); 2.4.5. Полис ОСАГО (для подтверждения права пользования транспортным средством, не находящимся в собственности жильца); 2.4.6. Договор найма жилого помещения (для жильцов-арендаторов); 2.4.6. Договор аренды нежилого помещения (для арендаторов нежилых помещений); 2.4.7. В случаях, не предусмотренных настоящими правилами, могут быть затребованы дополнительные документы для подтверждения права лица на пользование придомовой территорией.
2.5. Новый собственник жилого/нежилого помещения или собственник, ранее не участвовавший в финансировании организации, оснащения и технического обслуживания ограждающих устройств может подать уполномоченному лицу заявление о внесении номеров его телефонов и транспортного средства в общий реестр телефонных номеров, обеспечивающий автоматизированное открытие шлагбаумов. После уплаты единовременного взноса на финансирование организации, оснащения ограждающих устройств, а также формирование резервного фонда, сведения о новом жильце, его транспортном средстве и номере телефона вносятся в реестр в срок, не превышающий 24 (двадцать четыре) часа с момента уплаты взноса.
2.6. Участие в финансировании организации и оснащения ограждающих устройств вместе с уплатой ежемесячных взносов за техническое обслуживание и услуги круглосуточной диспетчерской службы дает владельцам автотранспортных средств право: 2.6.1. въезда/выезда и нахождения на придомовой территории в любое время суток любыми способами, перечисленными в пункте 2.1. (за исключением открытия через вызов диспетчера с вызывной панели, предназначенного только для экстренных и коммунальных служб), но не является гарантией наличия парковочного места ввиду их ограниченного количества; 2.6.2. на включение на одно помещение до 2 (двух) номеров мобильных или городских телефонов в реестр телефонных номеров, обеспечивающий автоматизированное открытие шлагбаумов; 2.6.3. на включение на одно помещение до 2 (двух) номеров транспортных средств.
2.7. В случаях, когда в одной квартире проживают более 2-х собственников-автовладельцев, на каждого собственника вносится в реестр 1 (один) номер телефона и 1 (один) номер транспортного средства. Общее количество транспортных средств, зарегистрированных на одну квартире, не может превышать общее количество собственников такой квартиры.
2.8. О смене транспортного средства либо его регистрационных номеров жилец обязан заблаговременно (до начала проезда через шлагбаум) уведомить лицо, ответственное за эксплуатацию шлагбаумов, и удостовериться во внесении изменений в реестр.
2.9. Жильцы, не являющиеся владельцами транспортных средств, и НЕ принявшие участие в финансировании организации и оснащения ограждающих устройств, ИЛИ НЕ оплачивающие техническое обслуживание и услуги круглосуточной диспетчерской службы своевременно/в полном объеме, имеют право: 2.9.1. круглосуточного въезда/выезда автотранспортных средств при помощи набора ПИН-кода на вызывной панели шлагбаума для целей посадки/высадки маломобильных пассажиров либо погрузки/разгрузки, но не более 2 (двух) часов непрерывно; 2.9.2. на включение на одного жильца: 1 (одного) городского или мобильного номера в реестр телефонных номеров, обеспечивающий автоматизированное открытие шлагбаумов при помощи ПИН-кода.
2.10. В связи с ограниченным количеством мест на придомовой территории, предназначенной для временной стоянки личного автотранспорта, право парковки распространяется на личный транспорт жильцов с учетом следующих принципов: 2.10.1. парковочные места не являются закрепленными за конкретным жителем или автомобилем; 2.10.2. въезд на придомовую территорию при отсутствии свободных парковочных мест возможен для посадки/высадки пассажиров и других целей на время, не превышающее 15 минут.
2.11. Пропуск на придомовую территорию такси, служб доставки и транспортных средств иных служб и организаций, осуществляется при помощи разового ПИН-кода. Нахождение данных незарегистрированных в реестре транспортных средств на придомовой территории строго ОГРАНИЧЕНО на время для высадки/посадки маломобильных пассажиров, погрузки/разгрузки грузов, багажа и т.д., НО не более 2 (двух) часов непрерывно. Для лиц, принявших участие в финансировании ограждающих устройств, допустим пропуск на придомовую территорию вышеперечисленных транспортных средств при помощи приложения для смартфона.
2.12. Перед проездом через шлагбаум необходимо дождаться его полного открытия.
2.13. После проезда через шлагбаум необходимо сразу остановить автомобиль за шлагбаумом и дождаться его закрытия, во избежание проникновения на территорию посторонних транспортных средств и возникновения аварийных ситуаций.
Делаем вывод
Таким образом, для тех водителей, которые в момент ДТП не нарушали Правил дорожного движения, это решение суда может быть крайне полезным, ведь в правоприменительной «плоскости» нередко случаются казусы. Кому-то «везет» нарваться на незаслуженный небольшой штраф, а для кого-то чужая наглость может стоить прав или даже свободы.
Запомните: нарушитель Правил дорожного движения не может пользоваться преимуществом перед другими участниками дорожного движения. Доказано Верховным судом не раз!