Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.
Соответствующий закон — Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.
В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.
Ограничения за езду не по сезону
До 2015 года Закон не предусматривал штрафов за езду на зимней резине летом, хотя попытки его введения были ещё в 2013 году. В 2014 был принят Технический регламент Таможенного союза, по которому с начала 2015 года вводится штраф за вождение авто на несезонных покрышках.
Регламент предусматривает положения, согласно которым запрещено ездить на летней резине в зимние месяцы — декабрь, январь, февраль, и на зимней резине летом — июнь, июль и август соответственно. То есть езда на любой резине осенью или весной нарушением не считается.
В положении также указывается, что правила использования сезонных покрышек могут быть откорректированы согласно погодным условиям каждого региона.
Понятно, что где-нибудь в северных регионах страны никто не ездит на летней резине ввиду вечной мерзлоты, однако поправки к положению должны приниматься каждым регионом отдельно, поэтому в первое время после его принятия возможно, возникнут недопонимания с сотрудниками ГИБДД.
Стоит ли использовать зимние шины зимой
Меняя покрышки, владелец автомобиля повышает удобство и безопасность вождения. Зимой важен хорошо управляемый и предсказуемый авто.
Что дает шипованная резина:
- Управляемость на скользкой и заснеженной дороге;
- Снижение тормозного пути, улучшение трогания с места;
- Проходимость на покрытых снегом участках пути;
Безопасность – главная цель использования зимних шин в холодную погоду.
Можно спорить о том, какая резина лучше – шипованная или липучка, но по снегу и льду стоит ездить на зимней – однозначно.
Шипы значительно повышают сцепление с дорогой на ледяном покрытии, буквально «врезаясь» в лед. При температуре -21 -18 градусов металлический «трудяга» отлично вгрызается в поверхность и позволяет сохранять устойчивость и маневренность автомобиля на льду.
На занесенной снегом трассе шипованная резина менее эффективна, здесь в значительной мере будет играть роль форма протектора, предназначение резины (трасса, бездорожье) и мастерство водителя.
Езда на зимней резине допустима и без шипов, но снижается сцепление и маневренность на дороге. При утере шипованности, колеса «липучки» становятся более эффективны.
Отметим, что помимо шипов, резина обладает и дополнительным более мягким составом и бОльшим, по сравнению с летней, количеством ламелей, для взаимодействия с дорожным полотном
Можно ли ездить летом на липучках: данные ПДД
По мнению большинства автолюбителей, липучки летом эксплуатировать можно. Действительно, до недавнего времени законодательных запретов этому не было.
В 2021 году законодательство было изменено. Из технического регламента было убрано упоминание о зимней шипованной резине и оставлено понятие «зимняя резина» в целом. В результате возник запрет на эксплуатацию липучек с начала июня по конец августа. Полиция больше не будет спускать с рук подобные нарушения. Нарушителю для начала выдадут предупреждение, а затем полагающийся штраф.
Когда переходить на зимнюю резину по закону?
Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.
Итак, что можно понять из данного пункта:
- В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
- В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2021 года ограничение не действует.
- Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.
Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:
- Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
- Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
- Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.
Рассмотрим таблицу с периодами возможного использования резины в течение года:
Летние | Зимние ошипованные | Зимние неошипованные | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени, т.е. с сентября по ноябрь.
Рекомендуем: Как снять стеклоподъемник на Приоре
Обратную замену резины следует выполнить в течение весны, т.е. с марта по май.
Есть ли штрафы за езду летом на зимней резине?
КОАП не имеет пунктов, которые бы позволяли штрафовать водителей за езду на транспортном средстве, имеющих резину не по сезону.
Некоторые депутаты только планируют ввести наказание для водителей не успевающих вовремя поменять покрышки, согласно сезону. Инициаторы хотят дополнить статью 12,5 Кодекса, таким содержанием: ввести штрафы на водителей от инспекторов ГИБДД за управление транспортом, у которого присутствуют нарушения требований к эксплуатации колес. Размер наказания — 2 тысячи рублей.
Поправки так и не были приняты, поэтому нет как такого штрафа за езду летом на зимней резине.
Почему нельзя ездить на зимней резине летом
Общеизвестно, что летняя резина зимой делает авто менее управляемым из-за маленькой глубины протектора и твёрдости покрышки.
Чем же опасно использование зимней резины летом? Сплав зимней резины по своей структуре является более мягким, чем летней и это грозит следующими последствиями:
- Увеличенный тормозной путь из-за более сильного плавления резины.
- Слабая управляемость ввиду плохого сцепления с асфальтом.
- Сильный нагрев покрышек.
- Быстрый износ — протектор зимней резины сотрется за несколько поездок, и покрышка попросту станет непригодной.
Стоит ли ездить на зимней шине летом?
Эксплуатация зимней резины не по назначению ведет к целому ряду пагубных для автомобиля и водителя последствий: высокий риск аварийности на дорогах, трудности с управлением, быстрый износ и выход из строя целого ряда систем автомобиля, увеличенный расход топлива и, наконец, штраф.
Вопрос, почему надо менять зимнюю резину на летний комплект, имеет однозначный ответ – такие поездки по асфальту в жаркое время года не принесут ничего хорошего. Однако, многое зависит от того, где эксплуатируется автомобиль и в каких климатических условиях. На дорогах в северных широтах, в зоне «вечной мерзлоты» стоит придерживаться здравого смысла и установленных для конкретного региона правил.
Аналогично решается вопрос: когда менять шины на летние. Есть распространенное мнение о сроках замены сезонной шины: 15 марта – переход на летнюю шину, 15 ноября – на зимнюю. Однако в законе нет точно установленной единой даты, и надо менять резину, с учетом особенности климата конкретного региона и конкретные погодные условия.
Покупать каждый год по два комплекта резины достаточно дорого, особенно в кризисные времена. Не удивительно, что все больше водителей решают сэкономить и ездят летом на изношенной зимней резине. Почему люди предпочитают “зиму” летом не так сложно догадаться — это все из-за экономии. Убрать из своих расходов покупку комплекта летних шин, значит сэкономить практически половину месячной зарплаты среднестатистического россиянина. Однако в использовании зимних шин летом есть множество подводных камней, о которых мы сегодня и поговорим.
1. Реакция руля становится не такой четкой
Зимние шины сделаны из более мягких сортов резины, а протектор изобилует большим количеством мелких бороздок. Это позволяет машине хорошо держать дорогу на снегу или промерзшем асфальте. При движении по прогретому солнцем дорожному покрытию зимняя резина работает как амортизатор, за счет этого создается эффект подушки между машиной и дорогой. Автомобиль приобретает “валкость”, а реакция автомобиля на работу рулем становиться размытой и замедленной. В среднем, эффективность управления летом на зимних шинах почти в 10 раз меньше, чем при использовании летней резины.
2. Тормозной путь.
При повышении температуры асфальта зимняя резина начинает очень быстро стираться, не давая должного сцепления с дорогой. При торможении это оборачивается увеличенным тормозным путем, а, следовательно, может повлечь аварийную ситуацию на дороге. Различные компании проводили испытания, в ходе которых удалось доказать, что тормозной путь летом при скорости 50 км/ч больше на 1,5 метра, а при скорости 100 км/ч уже на 6 метров больше, чем на летних шинах.
3. Шум в салоне
Не сложно заметить, что зимние шины имеют много кромок, в отличии от обтекаемых летних моделей. Каждая дополнительная грань покрышки при контакте с дорогой образует дополнительный шум. Чем больше таких граней, тем шумнее автомобиль на дороге. Шипованные шины издают еще больше шума.
4. Расход топлива
Чем меньше сцепление с дорогой, тем сложнее автомобилю двигаться по дороге. За счет мягкой фактуры и сильно “изрезанного” протектора зимняя резина затрудняет автомобилю сцепление с дорогой. Двигатель раскручивается сильнее для набора той же скорости, следовательно расходуется и больше топлива.
5. Износ
При температуре выше 7 градусов резина сильно стирается. Если в планах использовать шины на будущий зимний сезон, то велика вероятность, что износ будет максимальным и резину останется только выкинуть.
6. Прохождение поворотов
Зимняя резина плохо справляется с сильным боковым ускорениям, поэтому при прохождении поворотов лучше выбирать более низкую скорости иначе велик риск сильного сноса автомобиля и аварии.
На этот вопрос многие автолюбители ответят утвердительно, сославшись на то, что ничего особо страшного не случится, ведь не прилипнет же автомобиль к асфальту, в самом деле. К сожалению, такое мнение глубоко ошибочно и что хуже всего, подобное безрассудство может быть даже опасным, и для самого водителя, и для пешеходов. Водители, эксплуатирующие летом зимнюю резину, поступают опрометчиво, учитывая что:
- 1. Это опасно — при возникновении непредвиденной ситуации в условиях летней жары зимние шины с высокой вероятностью подведут вас.
- 2. Это дорого — эксплуатация летом зимней резины обойдется вам значительно дороже любых возможных штрафов.
- 3. Это неприятно — даже ультрасовременная иномарка в условиях жары на зимней резине будет плохо управляемой.
Рекомендуем: Заливает свечи бензином: почему и как запустить двигатель
И на этом последствия необдуманной езды не заканчиваются. О прочих неприятностях, которые могут возникнуть, остановимся более подробно.
Аварийность
Зимняя резина совсем не рассчитана на эксплуатацию при температуре, превышающей +7 градусов, и об этом производители заявляют открыто и не дают гарантию на их надежность. На эту тему журнал «За рулем» неоднократно проводил испытания. В итоге: уже при температуре чуть более +10 градусов автомобиль на руль реагирует вяло, при маневрах заносит, ко всему прочему еще и плохо разгоняется. Тормозной путь значительно удлиняется (приблизительно на две длины корпуса).
Статистика ГИБДД неутешительна — поздней весной резко повышается случаи ДТП с летальным исходом для пешеходов, внезапно появляющихся перед машиной, вовремя не переобутой на летнюю резину. Летом ситуация еще более плачевная. В условиях жары зимняя резина имеет свойство размягчаться, и даже небольшой камешек на дороге, совсем незаметный для летней шины, приводит к такой неприятной ситуации как тотальный разрыв шины. И представьте себе, что это произошло на большой скорости, на оживленной трассе?
Расход топлива
Сам принцип устройства зимней шины предполагает применение дополнительного усилия, для максимальной сцепки шины с дорожным покрытием. Если выражаться образно, зимняя шина чем-то схожа с морским ежом с его подвижными шипиками. Где же взять это пресловутое «дополнительное усилие»? Естественно, от мотора, а ему в свою очередь для этого потребуется дополнительный расход бензина или дизтоплива.
Летом дела обстоят еще хуже: резина размягчается, от этого сцепляющие с поверхностью шипы ослабевают и требуется еще больше усилий, чтобы привести их в действие. Что мы имеем в итоге? Расход топлива закономерно увеличивается на 5-10 %!, если дело касается шин-«липучек», и около 3%!на всесезонной резине. Теперь воспользовавшись простой арифметикой и зная расход топлива своего авто, вы можете подсчитать в какие затраты выйдет вам такая роскошь, как езда на зимней резине летом, и заодно сопоставить полученные значения со стоимостью работ по «переобуванию» вашего верного коня.
Можно ли ездить летом на зимней резине лишь изредка
Предположим, вы вовремя не заменили резину, а дела не терпят отлагательств. Если ехать аккуратно и совсем не часто, возможно ли избежать нежелательных последствий? Ну не облысеют же шины из-за разовой поездки на дачу!
Особенность износа зимней резины в условиях летней жары не ограничивается лишь только таким явлением, как «облысение». Если во время езды едва затронутый износом участок подвергается еще большему воздействию (скажем камень на дороге) запускается процесс так называемого креста напряжений на протекторе.
В итоге, не проехав и 100 км, ваша шина может деформироваться и превратиться в «нечто» квадратной формы. Об уровне комфорта езды на таких шинах говорить не приходится. Тряска будет солидной. Плюс прямая угроза, для подвески и ходовой части. Итог, в целом предсказуем, когда вы решитесь и поменяете шины, с высокой степенью вероятности вам придется вплотную заняться устранением разнообразных дефектов, ну и заодно оплатой немаленьких счетов СТО.
Универсальные шины
На так называемых «всесезонках» (универсальных шинах) допускается езда круглогодично. С единственной оговоркой. Климатические условия должны соответствовать среднеевропейским, на этом базируется универсальность данной резины. По статистике уровень аварийности не превышает нормальные значения, если дело касается использования универсальных шин. Однако есть и свои минусы. Во-первых, стоят такие шины дороже, во-вторых, — изнашиваются по сравнению с сезонными шинами заметно быстрее. Говоря простым языком, универсальные шины — это выбор для тех, кто не любит трудности и живет в местах с довольно мягким климатом.
Немного о правовых аспектах вопроса
Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока не запрещает. Хотя в Думе уже подумывают, чтобы сделать такую езду противоправной и наказывать нарушителей штрафами до 2 500 рублей. И для этого есть весомые основания, ведь шипованная зимняя резина в условиях летнего зноя способна прямо-таки «съедать» асфальтовое покрытие (до 2 см за сезон). Добавьте сюда и увеличение случаев ДТП с летальными исходами.
Сегодня во избежание проблем с представителями ГИБДД, вам достаточно налепить на лобовое и заднее стекло наклейку в виде треугольника с литерой «Ш». Хотя, даже нарушив это простое правило, оштрафовать вас не имеют право, лишь только провести разъяснительную беседу и предупредить.
Шипованная резина. Езда летом на шинах с шипами не является явным нарушением закона. Наказывать за это вас не станут. Вы сами себя накажете. К концу сезона такие шины растеряют все свои шипы и, в итоге, станут и не летними, и не зимними, а непригодными для дальнейшей эксплуатации. А расходы на ремонт дорожного покрытия обременят непосредственно вас, дорогие налогоплательщики. Думается, более о шипованной резине на летних дорогах говорить не имеет никакого смысла.
Шипы вылетают
Шипованные зимние покрышки имеют жесткий каркас, куда вставляются металлические шипы, и мягкий протектор с обволакивающими покрытие дороги ламелями. Благодаря им покрышка словно «прилипает» к асфальту.
В оттепель зимняя резина размягчается еще больше и теряет способность сопротивляться нагрузкам. Она плывет по асфальту, как ластик по бумаге. Если начать активно тормозить с резким продавливанием педали в пол, то протектор трется об асфальт и теряет поверхностный слой резины. Колеса оставляют грубый черный след на дороге. Естественно, тормозной путь возрастает и машина при торможении с 80 км/ч проигрывает примерно 1,5 корпуса себе самой, но на летних шинах.
Кроме того, шипы тоже получают повреждения. Они спроектированы таким образом, чтобы на твердом покрытии прятаться в гнезда во избежание проблем с управляемостью. Однако на теплом асфальте твердость удерживающего слоя падает. Шипы цепляются кончиками неровностей за асфальт и при торможении выдираются с корнем. Особенно часто это происходит в полдень при ясной погоде. Такой шип отлетает назад и может повредить попутные автомобили. На лакокрасочном покрытии остаются сколы, а на лобовом стекле в месте попадания образуются раковины.
Вопрос-ответ
Когда появятся шины, которые нельзя спустить?