Факт прохождения технического осмотра с января 2012 года подтверждает не талон (как это было ранее), а так называемая диагностическая карта. В карте содержится информация о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
Если автомобиль соответствует этим требованиям, то допускается к участию в дорожном движении. На документе обязательно указывается и срок действия диагностической карты, поэтому пропустить очередной техосмотр довольно сложно.
Чем грозит водителю езда без техосмотра, то какова ответственность за отсутствие диагностической карты в принципе? Что будет в случае, если эта карта была просто забыта дома или на работе? Есть ли ответственность за просроченный техосмотр? Обо всем этом по порядку.
Техосмотр в разрезе современного законодательства
Вопросы прохождения технического осмотра транспортных средств сегодня освещает Федеральный закон № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 1 июля 2011 года. В частности, в этом законе установлен порядок и сроки прохождения техосмотра для транспортных средств разных категорий.
Чаще других проводить технический осмотр должны владельцы транспортных средств, которые перевозят опасные грузы или других людей (пассажиров). Каждые 6 месяцев обновлять свою диагностическую карту обязаны:
- легковые такси и автобусы;
- грузовые автомобили, оборудованные с целью перевозки пассажиров не менее 8-ю местами для сидения (помимо водительского кресла);
- автомобили специального назначения, которые перевозят опасные грузы.
Для обычных легковых автомобилей и грузовиков с массой менее 3,5 тонны, а также для мотоциклов, прицепов, полуприцепов периодичность прохождения техосмотра следующая:
- первые 3 года после выпуска ТС — техосмотр проводить не нужно;
- ТС, выпущенные от 3 до 7 лет назад — ТО проводится каждые 2 года (24 месяца);
- ТС, выпущенные более 7 лет назад — ТО проводится каждый год (12 месяцев).
Проходить технический осмотр каждый год обязаны и автомобили, оборудованные специальными звуковыми и световыми сигналами, а также авто, предназначенные для обучения водительскому искусству.
Кому и когда по закону положено проходить техосмотр?
В ст. 15 № 170-ФЗ “О техническом осмотре…” говорится, что для юридических и физических лиц частота проведения ТО легковых, а также грузовых автомобилей (до 3,5 т), находящихся в собственности, напрямую зависит от «возраста» ТС.
Возраст автомобиля, лет | Срок действия диагностической карты |
Менее 3 | Не нужно проходить ТО |
3-7 | 2 года |
Более 7 | 1 год |
Первая часть указанной статьи говорит о необходимости ежегодного прохождения ТО для следующих транспортных средств (независимо от возраста):
- грузовые машины с разрешенной массой более 3,5 тонн;
- учебные автомобили;
- спецмашины, оснащенные приборами для подачи звуковых и световых сигналов.
В ст. 15 ч. 1 №170-ФЗ сказано, что подвергаться техосмотру через каждые 6 месяцев должны следующие группы ТС:
- автобусы;
- легковые такси;
- грузовые автомобили, оборудованные для перевозки 8 и более человек (не считая места водителя);
- транспортные средства и прицепы к ним, предназначающиеся для транспортировки опасных грузов.
Согласно п. 6 ст. 15 №170-ФЗ каждый водитель имеет право обратиться в специализированную организацию для прохождения техосмотра, не дожидаясь окончания срока действия предыдущего ТО.
Штраф за отсутствие техосмотра
Начиная с 1 января 2012 года для всех личных транспортных средств штраф за отсутствие или просрочку технического осмотра отменен. Однако штраф за езду без ТО по-прежнему ожидает водителей следующих категорий транспортных средств:
- автобусы;
- легковые такси и грузовые такси (грузовики, предназначенные для перевозки пассажиров и оборудованные как минимум 8-ю местами для сидения, помимо водительского кресла);
- автомобили (обычно грузовые), предназначенные для перевозки опасных грузов.
То есть своевременно проходить техосмотр по-прежнему обязаны только те транспортные средства, деятельность которых связана с перевозкой людей и опасных грузов (периодичность ТО для них — каждые шесть месяцев). В соответствии с частью 2 статьи 12.1 КоАП РФ ответственность за просроченную диагностическую карту для них — административный штраф в размере от 500 до 800 рублей.
Понятно, почему именно для этого транспорта оставлено наказание за просроченный техосмотр. В силу своей специфики у них гораздо больше ответственности за надлежащее техническое состояние. В противном случае может пострадать очень много людей.
Общая информация
В августе 2021 года появилась информация о грядущих изменениях, касающихся технического осмотра автомобилей. Пока имеющиеся задумки остаются лишь на бумаге, но это не мешает инспекторам ГИБДД обращаться к водителям с незаконными требованиями, в том числе по представлению диагностической карты. Сотрудники ДПС объясняют свое желание требованием КоАП РФ (статьи 12.1), где оговорен штраф за отсутствие техосмотра. Вопрос в том, может ли работник ГИБДД ссылаться на этот документ.
По действующим правилам о прохождении техосмотра вместо талона водители получают диагностическую карту. При этом в РФ работает закон, позволяющий владельцам машин в возрасте до трех лет не проходить техническое обслуживание. Периодичность ТО зависит от категории машины. После завершения действия диагностической карты автовладелец обязан ее продлить. В ином случае страховщик отказывает в выдаче полиса ОСАГО.
Авто весом до 3,5 тонн проходят техосмотр через такие временные промежутки:
- Для машин в возрасте 3-7 лет — через каждые два года.
- Для ТС от 7 лет и более — раз в год.
Если транспорт (грузовик или автобус) перевозит больше 8 человек, он подлежит ТО раз в 6 месяцев.
Зачем же теперь нужен ТО владельцам личных авто?
Владельцам частного легкового и грузового транспорта, которому еще не исполнилось 3 года, технический осмотр не нужен вовсе. Считается, что автомобили в течение 3 лет после выпуска с завода находятся в отличном техническом состоянии. Но зачем водителям проходить ТО, если их автомобилю уже более 3 лет? Ответ прост. С начала 2012 года без диагностической карты невозможно получить страховой полис ОСАГО.
Такой порядок получения ОСАГО вполне оправдан, так как страховые компании заинтересованы в выдаче своей страховки владельцам автомобилей именно в исправном, нормальном техническом состоянии. Иначе количество страховых случаев, а значит и выплат страховой компенсации, значительно бы увеличилось.
Пользоваться автомобилем сейчас без страховки ОСАГО не допускается. За это положена ответственность в рамках части 2 статьи 12.3 КоАП РФ — устное предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.
Получается, что без технического осмотра обойтись все же не получится. Если водитель не готов ездить без полиса ОСАГО и при каждой остановке инспектором ГИБДД платить штрафы по 500 рублей.
Но даже в случае если владельцу транспортного средства удалось каким-то образом приобрести страховой полис ОСАГО без оформления диагностической карты, то при попадании в ДТП, причиной которого послужило плохое техническое состояние его автомобиля, ему придется из собственного кармана возмещать ущерб.
Страховка пострадавшему участнику движения, конечно, будет выплачена, но после этого страховая фирма обязательно предъявит виновнику дорожно-транспортного происшествия с отсутствующим ТО требование о регрессной выплате расходов. То есть попытается возместить свои убытки за счет этого водителя.
Не стоит и покупать диагностическую карту у сомнительных компаний. Вся информация о технических осмотрах хранится в единой автоматизированной базе (в информационной системе ЕАИСТО). При покупке карты без фактического прохождения ТО информация в эту базу, конечно же, занесена не будет.
Ответственность за непройденный ТО
Наказание за непройденный техосмотр назначается водителям, транспортные средства которых необходимо подвергать ТО через каждые полгода. Ответственность для них предусмотрена в ст. 12.1 ч. 2 КоАП РФ. Согласно этому правовому акту сумма штрафа за отсутствующий или просроченный техосмотр составляет 500-800 рублей. Для собственника ТС, если не он находился за рулем, взыскание не предусмотрено.
ч.2 ст.12.1 КоАП РФ не предполагает ужесточения наказания за повторное совершение нарушения. Сумма взыскания в таком случае остается неизменной.
Не назначается штраф за отсутствие техосмотра водителям категории «В», которые управляют частными легковыми автомобилями, а также грузовыми машинами с разрешенной массой менее 3,5 тонн. Несмотря на это правило, следует вовремя проверять состояние ТС, ведь без действующей диагностической карты невозможно заключить страховой договор (ОСАГО или КАСКО).
За езду без полиса штраф уже предусмотрен. Согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ он составляет 500 руб. (если полис существует, действует, но отсутствует у водителя). Взыскание выше, если документ не оформлен в принципе или просрочен. В этом случае придется заплатить 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
Ответственность владельца ТС за непройденный техосмотр предусмотрена тогда, когда его машина используется для коммерческих перевозок и, несмотря на отсутствие необходимого документа, выпущена на линию. Штраф в этом случае составляет 50 тыс. рублей (ст. 12.31 КоАП РФ). Он распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей.
Наказание за неимение и просрочку диагностической карты может назначить только инспектор ГИБДД. Камеры ФВФ не способны определить и зафиксировать отсутствие техосмотра.
Наказание за отсутствие или просрочку техосмотра назначается только некоторым категориям водителей. Несмотря на это, регулярное прохождение ТО необходимо для приобретения страховки. Также процедура позволяет удостовериться в том, что машина пригодна для безопасного использования.
В качестве итога
Владельцам частных ТС, которые не занимаются перевозкой людей и опасных грузов, брать диагностическую карту техосмотра с собой не нужно. Равно как и предъявлять ее инспекторам ГИБДД. Но проходить ТО все равно необходимо для оформления или продления страховки ОСАГО и для того, чтобы обезопасить себя от значительных финансовых потерь при попадании в дорожную аварию.
Владельцы легковых и грузовых такси (в том числе маршрутных такси), автобусов и специальных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, по-прежнему обязаны регулярно проходить ТО. В противном случае им будет назначено наказание за отсутствие техосмотра в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей. И штраф за это административное правонарушение будет оплачивать именно водитель, а не фирма, которая фактически владеет транспортным средством. То есть раскошелиться водителю с просроченным ТО придется из собственного кармана.
Кому стоит опасаться
Согласно действующему законодательству, опасаться штрафов за отсутствие техосмотра с 1 января 2021 года следует практически всем автомобилистам, вне зависимости от марки, возраста и категории их ТС. Исключением в данном случае можно назвать:
- Машины текущего года выпуска;
- Транспортные средства, владеющие полисом КАСКО.
Остальные же автомобили обязаны проходить ТО в установленный период (просрочивать текущую диагностическую карту можно лишь в том случае, если ОСАГО оформлено на срок более одного года). Наибольший интерес сотрудники Госавтоинспекции проявляют к следующим видам ТС:
- Старым машинам, чей возраст достигает 20-30 лет;
- Коммерческой технике, предназначенной для перевозки грузов или пассажиров.
Важно знать! В обоих перечисленных вариантах ТС чаще всего пребывают в плохом состоянии, а потому проблемы с прохождением ТО для них являются вполне нормальными. Инспекторы дорожной полиции пользуются этим, выписывая водителям штрафы за техосмотр.
Кто может быть оштрафован
Наибольшие изменения произошли в разделе, предусматривающем штраф за отсутствие техосмотра. С недавнего времени платить за отсутствие диагностической карты, пришедшей на смену талону ТО, обязаны далеко не все водители. Обязательным остался этот штраф для тех, кто управляет:
- перевозящим пассажиров автомобилем или автобусом;
- такси;
- автомобилем, перевозящим опасный груз.
Строгость мер в отношении водителей таких транспортных средств вполне логична. Степень их ответственности за безопасность намного выше, чему владельцев личных авто. Для последних штраф за техосмотр больше не является обязательным. Нарушение сроков техосмотра выведено из числа правонарушений.