Как в России получить права на мотоцикл

АвтоЮрайт.рф / Водительские права

Назад

Опубликовано: 31.12.2018

Время на чтение: 5 мин

0

1602

По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.

  • Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
  • С какого возраста можно управлять мотоциклом
  • Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2021 году Права для мотоцикла с коляской
  • Права на мопед и скутер
  • Требования к водителю
  • Получение прав: специфика
      Документы будущего водителя
  • Порядок оформления водительского удостоверения
  • Сдача экзаменов: поэтапно
  • Когда можно обойтись без специального обучения
  • Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?
  • Цена вопроса
  • Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?

    Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.

    Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.

    Даже не надейтесь, что слабенький движок вашего скутера станет смягчающим обстоятельством при встрече с сотрудниками ГИБДД. Возрастные ограничения тоже никто не отменял.

    Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.

    Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.

    С какого возраста можно управлять мотоциклом

    Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.

    Скутеры, мопедыОбъем двигателя не выше 50 кубовС 16 лет
    Легкие мотоциклыОбъем двигателя до 125 кубовС 16 лет
    МотоциклыОбъем двигателя больше 125 кубовС 18 лет
    Трициклы, квадроциклыОбъем двигателя от 50 кубовС 18 лет

    Еще по теме: Как взять справку из наркологического диспансера?

    Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.

    Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2018 году

    Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.

    Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.

    Категория «М»
    Появилась в 2013 году
    Объем двигателя не выше 50 кубовМопеды (трициклы, мотороллеры); квадрациклы; мокики; скутеры
    Категория «А1»
    (самая распространенная среди подростков)
    объём двигателя от 50 до 125 кубов;
    максимальная мощность – до 11 кВт.
    Легкие мотоциклы
    Категория «А»объём двигателя до 125 кубов;
    масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг
    Мотоциклы

    Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.

    Права для мотоцикла с коляской

    Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.

    Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.

    Права на мопед и скутер

    Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.

    Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.

    Какие ТС входят в категории А, А1 и М

    Мотоцикл

    Перед тем, как поступать в автошколу, будущему водителю не помешает узнать все подробности про открытие категории А водительских прав и что это вообще такое. В категорию А входят тяжёлые мотоциклетные ТС. Это полностью оборудованное средство передвижения может весить до 400кг, а объём двигателя рабочий – более 125 см кубических.

    Такой мотоцикл может также оборудоваться и коляской (или боковым прицепом), хотя последние несколько десятилетий это приспособление используется мотоциклистами крайне редко. В эту же категорию входят и мощные 3- и 4-колесные ТС, но с общим весом в пределах тех же 400кг.

    Категория А даёт право водителю управлять ТС ещё двух категорий:

    1. А1 является подкатегорией. Это те же мотоциклы, только с меньшими показателями объёма двигателя – в диапазоне 50-125 см. куб., а мощность допускается до 11 КВт. Сюда же относятся и 3-колёсные ТС с весом до 550 кг, максимальная скорость которых ограничена 45км/ч.
    2. М – мопеды, скутеры и прочие лёгкие ТС, чей двигатель в объёме не выше 50 см. куб. Лёгкие квадроциклы находятся в этой же категории. С некоторых пор все эти средства передвижения получили огромную популярность среди водителей, так как не требовали подготовки и ношения шлема. Но именно столь широкое распространение вынудило законодателей ужесточить правила.

    Для каждой категории мотоциклов имеются свои возрастные стандарты:

    1. Права категории А смогут получить граждане с 18 лет.
    2. Категория прав А1 доступна с 16 лет. Автоматически открывается, если получить категорию А.
    3. Категория М предусматривает специальное обучение только для граждан с возраста 16 лет или более старших людей, не имеющих никаких водительских прав, так как автоматически открыть её можно, имея удостоверение на любую категорию вождения.

    На каждую из категорий классификации обучение можно пройти и раньше указанного возраста (в 14-15 лет на А1 и М, с 16 – на А), но сдать экзамен и получить документ (удостоверение водителя) получится только при достижении положенной даты.

    Когда водитель получает категорию А, А1 или М, отметка об этом делается на обратной стороне удостоверения, в соответствующей строке и графе. В столбец рядом заносятся ограничения.

    Требования к водителю

    • Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.

    Проходя медосмотр предупредите медицинскую комиссию о желании открыть категорию «М». Если этого не сделать, категория не появится в ваших правах. Управлять мопедом вы не сможете.

    • Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
    • Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.

    Получение прав: специфика

    Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.

    До тех пор, пока новоявленный мотоциклист не сдаст теоретический курс, к практическим испытаниям он допущен не будет. Пересдача теории в случае провала допускается через 2 недели.

    Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.

    Документы будущего водителя

    До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.

    • Копия паспорта.
    • Справка с заключением от медкомиссии.
    • 2 фотографии 3х4.
    • Заявление.
    • Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
    • Платежка за внесение госпошлины.
    • Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.

    Порядок оформления водительского удостоверения

    Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.

    • Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
    • Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
    • Первый этап экзаменов – теория;
    • Второй этап– практика на специальном полигоне;
    • Получение водительских прав.

    Сдача экзаменов: поэтапно

    Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.

    Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.

    На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.

    При допущении ошибок на 2 вопроса ко времени добавляется 10 минут и 10 вопросов. При промахе на 3 вопроса – экзаменуемый отправляется на пересдачу.

    Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.

    Минус 1 балл за:

    • неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
    • позднее торможение перед стоп-линией;
    • не включенный ближний свет огней.

    Минус 3 балла за:

    • заглохший двигатель в начале экзамена;
    • несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
    • игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
    • несвоевременное предупреждение о поворотах.

    Минус 5 баллов за:

    • заезд и переезд стоп-линии;
    • касание земли ногой;
    • наезд на оградительный знак;
    • игнорирование левого поворотного сигнала;
    • значительный недоезд до стоп-линии.

    При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.

    Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.

    Процедура получения прав

    Тем, кто интересуется, как получить права на мотоцикл, необходимо знать, что изначально проходиться обучение. После чего собирается пакет документов и отводится время на прохождение экзамена.

    В некоторых мотошколах обучение проходит во все сезоны, кроме зимнего, т. к. подразумевает большое количество практических заданий, которые зимой выполнить проблематично.

    Важно знать, что помимо обучения следует пройти полное медицинское обследование. Цель врачей – увидеть, можно ли по состоянию здоровья человеку управлять легкомоторным автотранспортом.

    К езде на мотоцикле не допускаются люди с такими отклонениями.

    1. Плохое зрение. Если у потенциального водителя острота зрения будет от 0,2 до 0,6 единиц, ему не разрешат управлять ТС. Если будет выявлено, что он видит на 70 — 100 %, к вождению допускается.
    2. Хронические глазные заболевания. Это аберрации, амблиопия, астенопия, англиопатия, астигматизм, блефавит, миопия и т. д.
    3. Явно выраженное косоглазие.
    4. Признаки дальтонизма.
    5. Глаукома глаз.
    6. Ограниченные возможности кругозора (до 20 %), что не позволяет водителю видеть других водителей на дороге.
    7. Деформация черепной коробки.
    8. Инвалидность при отсутствии одной конечности.
    9. Полная или частичная глухота.
    10. Нарушения работы вестибулярного аппарата.
    11. Заболевания сердца.
    12. Бронхиальная астма и другие сопутствующие болезни, которые стремительно развиваются.
    13. Нарушения гинекологических функций.

    Медицинское обследование

    Особое внимание уделяется психическому состоянию будущего водителя. Не должно быть никаких отклонений, в особенности фобических расстройств. Это может создать аварийную ситуацию на дороге.

    После медосмотра человек получает сведение о состоянии здоровья, оформленное согласно приказу Министерства здравоохранения № 302.

    Обучение вождению мотоцикла

    Это первый шаг к получению водительского удостоверения. Обучение на все 3 категории в принципе сильно не отличается.

    Сначала обучают базовым навыкам управления мотоциклом. Изучаются основные технически-необходимые детали ТС (узлы, механизмы, запчасти). Главное – понять, как именно работает мотоцикл и какие есть особенности вождения транспорта при разных категориях.

    Управление мотоциклом подразумевает изучение таких аспектов:

    • строения ТС;
    • законодательной базы;
    • предоставления первой медицинской помощи;
    • правильного расположения водителя и других пассажиров на транспорте;
    • бокового зрения;
    • навыков торможения, с использованием заднего и переднего тормоза (вплоть до полной остановки);
    • безопасного старта;
    • вождения одной рукой (основные принципы);
    • быстрого переключения передач;
    • поворотов на мотоцикле на минимальной и максимальной скорости;
    • езды на ТС в чрезвычайных ситуациях;
    • поведения водителя при ДТП;
    • балансировки на крутых поворотах;
    • отработки чувства габаритов выбранного транспортного средства (изучается специальный комплекс упражнений и манёвров);
    • особенностей проездка по мосту и через железные пути;
    • навыков вождения по кольцевому маршруту и т. д.

    Обучение вождению мотоцикла

    После этого проходят тестирование (это ещё не экзамен, а учебные проверочные тесты). Если результат будет успешным, ученика допускают к практическим занятиям.

    На практике студенты обучаются вышеперечисленному и основным манёврам:

    • проезд «змейкой»;
    • проезд по доске;
    • остановка на линии «стоп» и т.д.

    Мотошколы предлагают разный пакет обучения. Он может быть базовым или упрощённым. Обычно состоит из 10 — 12 занятий продолжительностью до 90 минут. Если курс углублённый или полный, то обучение рассчитано на 15 — 20 занятий, где 6 — 8 уроков будут посвящены практической отработке освоенных теоретических знаний. Каждый урок практики длится минимум 1,5 часа, но чаще 2.

    Нацеленность обучения – успешное прохождение экзамена в ГАИ и выработка навыков бесстрашного вождения мотоцикла выбранной категории.

    Необходимые документы для получения прав

    После того, как курсы окончатся, нужно собрать необходимый пакет документов. Его отправляют в ГИБДД.

    Понадобятся такие документы:

    1. Заявление на бланке утверждённой формы. Образец берут в автошколе, на сайте или отделении ГИБДД.
    2. Паспорт с регистрацией.
    3. Чек или квитанция об оплате госпошлины. Её размер равен 2 000 рублей.
    4. Свидетельство о прохождении обучения и его окончании. Подаётся копия вместе с оригиналом.
    5. Медицинская справка. Так же, как и свидетельство, нужны и копия, и оригинал.
    6. Две фотографии размером 3,5 на 4,5 см.

    В порядке очереди эти документы регистрируют. Если не окажется никаких проблем (отсутствие какого-то документа, их подделка и прочее), сотрудник ГИБДД назначает место, дату и время проведения экзамена. Учитывается место жительства или регистрации будущего водителя.

    Процедура прохождения экзамена

    К прохождению экзамена допускаются ученики, которые прошли весь курс обучения и получили медицинское свидетельство, подтверждающее, что их можно допускать к управлению мотоциклом. Экзамен состоит из 2 частей – теоретической и практической. В случае неуспешной сдачи теории к прохождению практической части тестирования человек не допускается, а отправляется на пересдачу.

    От чего зависит успешная сдача экзамена в ГИБДД? Читайте об этом и многом другом в материале нашего специалиста.

    Теоретическая часть

    Состоит из 20 вопросов. Претенденту разрешается сделать максимум 2 ошибки. Сейчас тестирование проходит на компьютерах. В программе есть более 500 вопросов на проверку знаний ПДД, строения транспорта и т. д.

    Если же человек сделает больше 2 ошибок, экзамен автоматически прекращается. На это указывает программа, которая автоматически выключается. В таком случае ученик отправляется на пересдачу. Она назначается не раньше, чем через 5 дней после предыдущего тестирования.

    Результаты теоретического тестирования действуют лишь 3 месяца. После этого срока для прохождения практической части экзамена придётся заново проходить тесты по теории.

    Теоретическая часть

    Практическая часть

    Подразумевает исполнение соответствующего комплекса манёвров. Классический набор состоит из упражнений по маневрированию в ограниченном пространстве. Включает в себя 4 манёвра, из которых экзаменатор выбирает 3. Их перечень:

    1. Габаритная восьмёрка. Задача кандидата – проехать по заданной траектории, не съезжая за её границы. Экзаменатор выставляет 4 конуса, которые человек должен объехать по траектории в виде восьмёрки.
    2. Змейка. Создаётся траектория в виде «змейки» с использованием 3 конусных фигур.
    3. Габаритный коридор. Включает в себя правильное проделывание нейтральной передачи и удерживание ТС в неподвижном состоянии.
    4. Скоростное маневрирование. По мнению учеников, самый сложный манёвр. Делается расстановка из 5 конусов, которые нужно объехать с правой или левой стороны. В процессе претендент проезжает габаритные ворота в количестве 3 штук. Время выполнения этого манёвра составляет 35 секунд и меньше.

    Маневрирование исполняется на автоматизированном автодроме или закрытой площадке. Если сдача экзамена прошла успешно, человек получает водительское удостоверение. Выдача прав осуществляется спустя 5 — 7 рабочих дней после предъявления паспорта. Пакет нужных документов передаётся мотошколой в МРЭО.

    Если ученик не сделал все 3 манёвра, то он отправляется на пересдачу. Дата назначается через 5 дней после первой попытки сдачи тестирования.

    Практическая часть

    Когда можно обойтись без специального обучения

    От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.

    Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.

    Не любите переплачивать, но хотите иметь категорию «М» в своем арсенале? Экономьте, «открывайте» категорию «А» и выше, и «М» вам предоставят в качестве бонуса. Сдавать дополнительных экзаменов не потребуется.

    Во сколько обойдётся получение прав?

    Многих водителей интересует, сколько стоят права на мотоцикл в 2019 году. Хотя само транспортное средство не очень дорогое (в сравнении с автомобилем), придётся потратить много денег для получения прав на вождение.

    Основные статьи затрат:

    Название статьи затратРазмер оплаты
    ГоспошлинаВ стоимость также входит получение пластикового водительского удостоверения. Общая стоимость – 2 000 рублей.
    Медицинская справкаВ 2021 году в среднем обходится в 1,5 — 2 000 рублей. Если клиника приватная, оплата может быть в 2 раза выше.
    Оплата обученияВ зависимости от пакета обучения цена меняется. Многие мотошколы делают заманчивое предложение – заплати немного больше, но сразу получи не только категорию А, но и А1 и М. Это очень удобно для водителей. В среднем цена на обучение составляет 15 — 25 000 рублей. Но в некоторые сезоны или за несколько дней до начала обучения при наличии свободных мест делают скидки (обычно до 30 %), что также позволит сэкономить.
    Оплата сдачи экзаменовТеория обходится дешевле. Вместе с практикой цена варьируется от 3 до 5 000 рублей.

    Обучение может осуществляться курсом или отдельными уроками. Средняя оплата 1 занятия 500-1 000 рублей. Время проведения 45 — 50 минут. Обычно подобное предложение действует при желании пройти дополнительные практические занятия.

    Если просуммировать, то получение водительского удостоверения категорий А, А1 и М обойдётся в 25 — 30 тысяч рублей. Это в 2 раза дешевле, чем обучение на вождение автомобилем, где только траты на прохождение теории и практики равны 27 — 40 тысячам рублей.

    Стоимость прав на мотоцикл

    Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?

    Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.

    Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.

    Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?

    Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.

    Водительское удостоверение на мотоцикл

    В нашей стране любые виды водительских удостоверений выдается в отделениях ГИБДД. Для их получения необходимо пройти все квалификационные испытания. В настоящее время вся процедура по выдаче прав любой категории регламентируется законом о правилах сдачи всех необходимых экзаменов и выдаче водительских прав. Он был принят в конце прошлого века. Однако в силу он вступил в начале нового тысячелетия. Он действует с 2001 года.

    Для того чтобы получить права категории A необходимо пройти специальное обучение в учреждениях, предназначенных для подготовки мотоциклистов. Допуск к экзаменам человек получается лишь тогда, когда под руководством специалистов мотошколы он прослушает всю теоретическую часть и получит навыки управления мототехники.

    После теоретической и практической части в обязательном порядке необходимо подать документы для проведения регистрации. В ГИБДД права категории A выдаются всем, кому уже исполнилось шестнадцать лет.

    Если у вас есть категория B, то вы имеет возможность управлять автотранспортными средствами, вес которых не превышает трех с половиной тонн. С такими правами количество пассажиров в транспортном средстве не должно превышать восьми человек. Если Вы устали от, бесконечных пробок и хотите пересесть на более маневренную технику, то при наличии категории B, получить водительское удостоверение не составит труда.

    У Вас появится одно очень серьезное преимущество. Оно заключается в том, что в некоторых случаях обладателям таких прав не нужно сдавать теоретические правила управления транспортными средствами.

    Внимание: Данное правило выдачи водительских прав на мототехнику при наличии категории B действует лишь тогда, когда срок сдачи теоретических экзаменов для ее получения не превышает трех месяцев.

    Если срок сдачи теоретической части экзамена был более трех месяцев назад, то получение прав категории A проводится по общим правилам.

    Цена вопроса

    Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.

    • Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
    • Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
    • Медицинское учреждение, где получена справка.

    Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: