Тонировка – способ затемнения стекол для ограничения обзора снаружи и предотвращения попадания большого количества солнечных лучей в салон. Специальное покрытие позволяет избегать перегревания машины от солнца. Тем не менее, чрезмерное затемнение стекол противоречит законам Российской Федерации и несет за собой наказание в виде штрафа. Последний закон о тонировке стекол вступил в силу 1 января 2021 года. В чем заключаются запреты, и какая тонировка разрешена, рассмотрим в статье.
Зачем тонируют автомобильные стёкла
Тонировка стёкол популярна среди автолюбителей уже много лет. Её практичность заключается в том, что салон машины меньше греется на солнце, необязательно ехать в светозащитных очках. А среди водителей распространена шутка, что тонированный автомобиль является залогом счастливой семьи. На дорогах Российской Федерации можно встретить множество автомобилей разных категорий с тонированными стёклами. Тонировка может быть различной, начиная от непроницаемой и заканчивая лишь лёгким покрытием. Лет десять или пятнадцать назад наиболее продвинутые водители хвастались тем, что их стекла полностью покрывались зеркальной плёнкой, ослепляющей не только других водителей, но и пешеходов. Но постепенно такая мода сошла на нет.
Следует сказать о том, что активная борьба властей с тонировкой стёкол автомобилей является преимущественно российским ноу-хау. В подавляющем большинстве других стран с ней практически не борются. В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании, Японии, Австралии, Новой Зеландии можно часто встретить на дорогах автомобили с зеркальной тонировкой. Законы этих стран не запрещают использование хромированных деталей машин, а ведь они бликуют на солнце, ослепляя других водителей. Возможно, столь толерантное отношение в экономически развитых странах является данью демократии. Лет десять назад власти Великобритании пытались на законодательном уровне запретить тонировку стёкол автомобилей. Но это вызвало бурю негодования среди автовладельцев и таксистов. Поэтому до принятия закона так и не дошло. Власти Украины и Беларуси давным-давно приняли законы, которые запрещали зеркальную тонировку автомобильных стёкол и устанавливали нормы тонировки обычной. Но на практике получается, что эти законы подзабыли и практически никак не контролируют их соблюдение.
Тонированные стёкла очень практичны
Требования к тонировке стекол автомобиля
Суть нового закона заключается в регулировании уровня светопропускания тонированного стекла. ГОСТ разделяет стекла автомобиля на два типа:
- Cтекла для обзора переднего вида.
- Cтекла для обзора заднего вида.
Существуют определенные коэффициенты разрешенной тонировки:
- тонировка лобового стекла – 75%;
- тонировка боковых передних стекол – 70%;
- неограниченная тонировка задних стекол при наличии обзорных зеркал;
- верхнюю часть лобового стекла можно тонировать без ограничений, но не более 140 мм.
Законом не запрещено использование шторок и жалюзи для задних окон, при наличии зеркал.
Нормы тонировки автомобильных стёкол в России
Не особо искушённые в законах водители полагают, что тонировать автомобильные стекла нельзя вообще. Но они неправы. Существуют определённые нормы тонировки стёкол машины, а вот нарушением станет их превышение.
На данный момент разрешена тонировка заднего стекла машины любым способом, за исключением зеркальной плёнки. Тонировочная плёнка не ограничена в нормах светопропускаемости. Точно так же можно тонировать задние боковые стекла машины. При этом есть одно но. Это допускается только в том случае, когда на автомобиле есть оба зеркала заднего вида. Даже когда тонировка заднего и боковых задних стёкол автомобиля минимальна, обзор при помощи зеркала заднего вида, установленного в салоне автомобиля, значительно ограничен. Поэтому необходимо, чтобы его задачи дублировались внешними боковыми зеркалами. Если инспекторы ГИБДД останавливают автомобиль с тонированным задним стеклом, у которого есть только одно зеркало заднего вида, это будет считаться нарушением Правил дорожного движения. В этом случае есть два варианта избежать штрафа: либо поставить на глазах у инспекторов ГИБДД недостающие зеркало, либо при них снять тонировку.
Ограничения существуют только для лобового стекла и передних боковых стёкол автомобиля. Их можно полностью тонировать, но при условии, что светопропускающая способность плёнки не ниже 70%. На боковые стёкла может быть нанесена плёнка, ширина которой не превышает 14 см. На неё не распространяется ограничение светопропускания, а ширина может быть и меньше.
В 2015 году нормы для тонировки стёкол автомобиля несколько изменились. До этого разрешалась тонировка со светопропускаемостью не ниже 75%.
Заднее стекло можно тонировать в любой степени
Тонировка автомобильных фар
Тонировка фар имеет прямое отношение к безопасности дорожного движения. К терроризму, естественно, затемнённые фары никак привязать нельзя. Но российское законодательство считает, что тонировочная плёнка, наклеенная на фары автомашины, является гораздо более серьёзным правонарушением, чем её тонированные стекла.
Бывалые водители и эксперты в сфере безопасности дорожного движения в один голос утверждают, что тонировка автомобильных фар не имеет никакой целесообразности. В большинстве случаев она становится данью моде, не неся никакого практического предназначения.
Российские водители тонируют фары довольно часто. Цвет плёнки, как правило, гармонирует с цветом самого автомобиля. Некоторые хотят контрастный цвет. Водителям нравится, что свет их автомобиля не похож на свет других машин. При тонировке автомобильных фар используется специальная плёнка, устойчивая к высоким температурам, или лак, обладающий теми же характеристиками. Виниловая плёнка защищает фары от попадания на них мелких камней, а в случае необходимости удаляется сравнительно просто. Гораздо сложнее удалить специальный тонировочный лак, в этом случае, скорее всего, придётся заменить сами фары.
Если о норме тонировки автомобильных стёкол в российском законодательстве написано много, то регламентирующие статьи, касающиеся тюнингованных фар, содержащиеся в Административном кодексе Российской Федерации, довольно размыты. Более подробно претензии к тонированным фарам описываются в Техническом кодексе и регламенте проведения технического осмотра транспортного средства.
Самым большим нарушением считается тонирование передних фар автомобиля в красный цвет. Плёнку другого цвета наносить можно, но только если она занимает не более четверти площади и её светопоглощение не выше 15%.
Тонирование задних фар не запрещено, но сотрудники дорожной полиции могут выписать полтысячи рублей штрафа или ограничиться устным предупреждением, если задние осветительные приборы не выполняют своих функций. Кроме того, если произошло дорожно-транспортное происшествие, когда один автомобиль сзади наезжает на другой, оборудованный тюнингованными стоп-сигналами, то в этом случае ремонт наехавшего автомобиля оплачивается водителем тонированной машины.
Если фары были тюнингованы изготовителем, то это не вызывает претензий у ГИБДД
Опытные водители редко прибегают к тонировке фар. Они прекрасно знают, что в условиях ограниченной видимости тюнингованные осветительные приборы могут привести к ДТП, ведь искажается цветовое восприятие для других водителей, участвующих в дорожном движении. Искажение приведёт к созданию аварийной ситуации. В случае аварии её виновником с большой долей вероятности будет признан владелец автомобиля с тонированными фарами. Ни в коем случае нельзя заниматься тюнингом фар самостоятельно. Ведь будет очень сложно измерить светопропускаемость. Но далеко не всегда тонированные фары являются проблемой. В том случае, когда автомобиль выпущен с завода уже с тонированными фарами, то никакие штрафные санкции на водителя не накладываются. Ведь при выпуске автомобилей автосборочное предприятие руководствуется регламентирующими документами. Но это только тогда, когда сборка автомобиля происходила на территории Российской Федерации. Если же автомобиль завезён из-за рубежа, то могут действовать совершенно иные нормы тонировки. Но и в этом случае водитель автомобиля не будет оштрафован, ведь все импортируемые машины должны соответствовать нормам, действующим на территории Российской Федерации. Официальный автодилер не станет нарушать закон и продавать автомобили, не соответствующие требованиям.
Тонировка автомобильных фар может вызвать трудности при прохождении технического осмотра. Технический кодекс определяет требования, предъявляемые к световым приборам автомобилей, а во время техосмотра их проверяют. В частности, изучается надёжность их крепления и работоспособность. Одним из пунктов, на основании которого техосмотр будет считаться не пройденным, является неисправность осветительной техники. А одной из причин её неисправности может стать наличие дополнительных элементов на фарах, то есть тонировочной плёнки или лака.
Как правильно тонировать стёкла и фары
Перед тем как решиться на тонировку автомобильных стёкол или фар, следует изучить характеристики тонировочной плёнки, а также самого стекла автомобиля. Ведь оно тоже не совсем прозрачно априори. Уровень светопропускания стёкол на разных автомобилях различен, эта величина не статична. Большая роль при измерении этого показателя отводится качеству стекла, его производителю, толщине и некоторым другим параметрам.
После тюнинга желательно проверить светопропускаемость
Обычно незатонированное стекло имеет светопропускание на уровне 93–96%. Если же при тюнинге будет использоваться дополнительная плёнка, характеристики светопропускания которой равны 70%, то в конечном счёте светопропускание станет равно 65%. В данном случае речь идёт уже о нарушении Правил дорожного движения и штрафе. Кроме того, водителя ждёт неприятный сюрприз, ведь он был уверен в том, что по этим параметрам его машина полностью соответствует установленным требованиям. Да и деньги, потраченные на тонировку, можно сказать, выброшены зря.
Бывает так: учтены все характеристики светопропускаемости стекла и плёнки, все параметры полностью соответствуют нормам. А при проверке вдруг выясняется, что уровень светопропускания совсем не тот, что был при расчёте. В чём же причина? Некачественная работа мастеров часто становится причиной отклонения от предполагаемых параметров тонировки и уровня светопропускания. Поэтому желательно обращаться к мастерам высокой квалификации, которые дают гарантию на свою работу. Очень важно после наклеивания тонировочной плёнки замерить уровень светопропускания. Если он не будет соответствовать норме, то нужно сразу же предъявить претензии и работу переделать, но уже за счёт недобросовестных исполнителей. При обращении к мастерам следует сначала поинтересоваться, есть ли у них приборы для измерения светопропускаемости. Также не помешает узнать о том, сертифицированы ли они.
ГОСТ при тонировке
Уровень тонирования стёкол автомобиля на законодательном уровне определён ГОСТом 32565–2013. Он чётко регламентирует уровень тонировки лобового, левого бокового и правого бокового стёкол автомашины. В документе учитываются все параметры, начиная от теххарактеристик автомобильных стёкол и заканчивая всеми возможными производителями. В нём оговариваются также параметры материалов, которые применяются при тонировании. ГОСТ не действует при тонировании передних и задних фар автомобиля.
Ограничений по тонировке стоп-сигналов нет, но она может создавать аварийные ситуации
Правовые основы
На вопросы «какая тонировка разрешена на передние стекла, допустима ли на боковых и задних стеклах зеркальная тонировка» отвечают следующие документы:
- ГОСТ 32565-2013. Информация об изменениях в настоящем стандарте публикуется в информационном ежегодном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок можно найти в одноименном ежемесячном издании;
- Правила дорожного движения;
- ФЗ «О полиции» № 68-ФЗ;
- Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» Таможенного союза;
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Как и где проверяется светопропускаемость
Инспекция технического состояния автомобиля строго регламентирована соответствующими законами и нормами. Приказ МВД № 1240, до недавнего времени регламентировавший проверку тонирования, был отменён. Сотрудники ГИБДД руководствуются Приказом по МВД № 1123. Этот документ отменил некоторые нормы, действующие до его вступления в силу. В частности, речь идёт о праве сотрудников дорожной полиции снимать номера государственной регистрации с автомобилей, у которых были превышены нормы тонировки. Именно это обстоятельство очень пугало российских водителей.
Государственный регистрационный номер является неотъемлемой частью автомобиля. При его отсутствии эксплуатировать транспортное средство нельзя. Соответственно, снятие автомобильных номеров подразумевало препровождение автомобиля на штрафплощадку или отсутствие возможности его дальнейшей эксплуатации. Забрать автомобильные номера в полиции было довольно непросто, для этого следовало предоставить убедительные доказательства того, что транспортное средство приведено в норму и тонировка стёкол либо вообще отсутствует, либо соответствует установленным законом требованиям. Но убрать тонировку без передвижения автомобиля нереально. В общем, пострадавшие водители выкручивались как могли. Многие старались решить вопрос на месте с сотрудниками дорожной полиции. И это часто подразумевало (чего греха таить) значительную коррупционную составляющую. Поэтому на российских дорогах ощущался просто произвол, когда сотрудники ГИБДД целенаправленно останавливали практически все автомобили, у которых были затемнённые стёкла. Но после отмены нормы о снятии номерных знаков интерес сотрудников ГИБДД к подобным автовладельцам резко упал.
Сегодняшние нормы позволяют проверять уровень светопроницаемости стёкол любому сотруднику полиции, в том числе ГИБДД. Проверка происходит, естественно, не на глаз. Для этого применяются средства технической диагностики, которые должны иметь соответствующие сертификаты, а также проходить периодическую техническую проверку. Каждый прибор вносится в Госреестр. В паспорте прибора должна быть отметка об очередной диагностике его работоспособности. Раньше замерить светопропускаемость стёкол можно было только на стационарном посту, теперь эта норма отменена — замер разрешается проводить в любом месте. Замеряют светопропускаемость автомобильных стёкол только тогда, когда поверхность стекла является чистой и сухой. Во время дождя или на грязной от мокрого снега дороге получить точные показания попросту невозможно.
Сотрудники ГИБДД имеют право проверять светопропускаемость, но только по установленным правилам
Если водителя останавливают и при этом сотрудники дорожной полиции хотят измерить светопропускаемость автостёкол, то необходимо настаивать на предъявлении необходимых документов: сертификатов соответствия, технического паспорта прибора, применяемого для диагностики. Особое внимание следует обратить на наличие в нём отметки о прохождении периодического технического регламента. Полицейские должны представить разрешения на подобные действия. При отсутствии любого из вышеперечисленных документов результаты диагностики светопропускаемости автомобильных стёкол будут далеки от законности.
При проверке светопропускаемости автомобильных стёкол к ним прикрепляются специальные датчики. Необходимо обратить внимание на то, чтобы они не имели искусственного затемнения и на них отсутствовала внешняя плёнка. Когда же водитель считает, что точность прибора далека от идеальной, то он вправе потребовать проведения повторных или контрольных замеров. В данной ситуации сотрудники ГИБДД должны следующие замеры провести при двух понятых. В обязанности водителя не вменяется их поиск. Поэтому полицейские стараются остановить автомобили и попросить их водителей выступить в роли понятых. Поступление просьбы (подчёркиваем: именно просьбы) от сотрудника полиции не обязывает водителя с радостью становиться понятым. Он может отказаться, аргументировав это тем, что он спешит на самолёт, на встречу, на работу и так далее. Поэтому полицейские понимают, что найти понятого на оживлённой трассе не так-то просто. Да и среди водителей существуют определённые неписаные правила, которые не рекомендуют топить своих коллег, ведь никто из водителей не может быть уверен в том, что при следующей встрече с патрулём Госавтоинспекции он не станет собратом по несчастью. Понятно, что найти двух понятых часто бывает проблематично. Потенциальный нарушитель в ожидании, сотрудники полиции ищут понятых…
Если процесс затягивается, а водителя полицейские не отпускают, то он имеет право напомнить им о наличии статьи 28.5 КоАП РФ, которая считает длительную задержку транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции для составления протокола неправомерной. Особо настойчивым инспекторам можно предложить связаться с их руководством, чтобы прояснить сложившееся положение. Когда водитель просит полицейского предоставить ему номер его непосредственного командира, то интерес к водителю, как правило, сразу почему-то пропадает. Желательно также иметь с собой номера горячей линии МВД, по которым можно высказать свои претензии к действиям сотрудников дорожной полиции.
Видео об общении с ГИБДД при проверке светопропускаемости
Прибор для измерения светопропускаемости и особенности его работы
Приборы, которыми измеряют светопропускаемость автомобильных стёкол, называются тауметрами. Обычно полицейские используют «Блик». Он портативный, небольшого размера, работает, как правило, от прикуривателя остановленного автомобиля. Поэтому полицейские просят водителя присоединить штекер прибора к внутренней сети автомобиля. В этом случае двигатель машины работать не должен. Прибор показывает уверенные параметры работы только в том случае, когда внутренняя сеть автомобиля не ниже 12 вольт. В этом случае водитель может аргументировать невозможность замера, информировав сотрудника дорожной полиции о том, что его аккумуляторная батарея крайне слаба и не может дать соответствующую мощность. В этом случае можно спокойно попросить полицейского использовать аккумулятор патрульного автомобиля и его электросистему. Вряд ли сотрудники полиции станут заниматься этим.
Прибор «Блик» используется в температурном коридоре от -10 до + 40 градусов. Замеры светопропускаемости автомобильного стекла проводятся в трёх различных точках. В качестве показателя светопропускания применяется среднее арифметическое.
При проведении диагностики водитель должен внимательно наблюдать за действиями инспектора. При фиксировании какой-либо ошибки можно не говорить о ней. Когда же сотрудник ГИБДД начнёт составлять протокол, то в нём нужно написать своё несогласие с выводами и аргументировать их процессуальными ошибками, допущенными во время замера светопропускаемости. Отстаивание своих прав в подобной ситуации гораздо менее проблематично. Полиция может либо отпустить водителя, либо потребовать проведения нового замера, но уже с участием двух понятых.
Тауметр — прибор небольшого размера
Новый ГОСТ
Новый ГОСТ связан с разделением авто стекол на несколько категорий:
- №1 – это стекла, обеспечивающие обзор для водителя спереди.
- №2 – это стекла, которые обеспечивают, соответственно, обзор сзади.
Тонировка передних стекол – светопропускаемость не меньше чем 70%, при этом автовладелец имеет право применять практически все виды затемнения, самое главное, придерживаться установленных нормативов. Есть еще один вопрос, который часто задают люди, разрешается ли зеркальная тонировка? Здесь стоит сказать о техническом регламенте, который предусматривает недопустимость создание стеклами автомобиля зеркального эффекта. Это связано с безопасностью вождения, ведь, когда впереди едущее авто отражает свет фар, это обеспечивает неожиданное ослепление водителя. Это может привести к неприятным негативным ситуациям. Многие автомобилисты отдают свое предпочтение особой тонировки – хамелеон. Такой вариант разрешен законом, так как данные пленки обладают достаточно высоким коэффициентом светопропускания, он равен 80%. Такой показатель соответствует принятым нормам и правилам.
Для того, чтобы избежать возникновения неприятностей, необходимо сначала потребовать у поставщика продукции сертификат. Так вы сможете получить полную уверенность в том, что вы становитесь обладателем продукции, которая соответствует высоким требованиям безопасности.
Какая разрешена тонировка? В верхней части ветрового стекла разрешает делать любую тонировку, но ширина покрытия имеет некоторые ограничения – до 140 мм. Важно обратить свое внимание на то, что новый стандарт дает возможность тонировать по собственному усмотрению заднее стекло.
Штрафы и другие санкции за тонировку
В разное время российская дорожная полиция старалась в той или иной степени вести борьбу с тонированными стёклами автомобилей. До 2014 года с машин, у которых тонировка превышала установленные нормы, даже снимали номерные знаки. А было время, когда тонировка вообще не вызывала никакого интереса у властей. Борьба с ней ведётся по команде федеральных властей, что в чём-то напоминает старое доброе время СССР, ведь тогда любые действия на местах инициировали свыше, превращая часто во всесоюзную истерию.
Сегодня за превышение установленных норм тонировки автомобильных стёкол и фар действуют меры, определённые ч. 3 ст. 12.5 КоАП. Самым большим правонарушением считается тонирование передних фар автомобиля в красный цвет. За это можно лишиться водительских прав на 6 месяцев или даже год. Сами же фары при этом будут конфискованы. Если автомобиль с тюнингованными красными фарами задержан сотрудниками дорожной полиции в тёмное время суток, то передвигаться на нём нельзя, он будет отправлен на штрафплощадку. Но уже в светлое время суток или на эвакуаторе. Этого можно избежать только немедленно сняв с фар плёнку.
Превышение нормы светопропускаемости лобового и передних боковых стёкол является правонарушением, приводящим к штрафу в 500 рублей. Если машина предприятия была выпущена на дорогу с техническими нарушениями, ответственному за состояние транспорта грозит штраф в 3000, а юридическому лицу — в 20 000 руб. Штрафных санкций за повторное правонарушение пока не предусматривается. Как и других мер наказания.
Видео о том, как избежать штрафа за тонировку
https://youtube.com/watch?v=mA1-yBKibHU
Законодательные инициативы
Впервые за последние несколько лет вопрос о тонировке стёкол был поднят в стенах Государственной Думы в 2021 году. Планировалось повысить штрафы за нарушение Правил дорожного движения, среди которых особое место отводилось превышению установленной нормы тонировки стёкол. Инициатором предполагаемых нововведений стал Вячеслав Лысаков, занимающий пост первого зампреда Госдумы. Предполагалось увеличить штрафные санкции за превышение установленных норм тонировки лобового и боковых стёкол машины в три раза: за первое нарушение — до 1,5 тысяч рублей, а при повторном уже до пяти. Также предлагалось ввести лишение водительских прав на срок до двух лет при третьей поимке водителя, не снявшего тонировку.
Неожиданно к борьбе с тонировкой автомобильных стёкол подключилось МВД, оказав таким образом помощь депутатам Госдумы. В данном случае речь уже шла не о безопасности дорожного движения, а о повышенном уровне террористической угрозы. Соответствующее предложение было внесено в российской законодательной орган депутатом Владимиром Петровым, ссылавшимся на опыт других стран. Он считает, что стёкла могут тонировать только спецслужбы и полиция Российской Федерации.
В ряде стран полностью запрещено тонировать автомобильные стекла. Речь идёт о тех государствах, которые регулярно переживают атаки террористов. Как показывает практика, они часто используют для своих атак автотранспорт с затемнёнными стёклами. Поэтому в связи с возросшей террористической угрозой инициатор предлагает запретить тонировку автомобильных стёкол частного автотранспорта, а также внести изменения в нормативы технического регламента.
Законопроект взорвал соцсети и вызвал бурные обсуждения в водительском сообществе России. Уже в первом чтении и в него было внесено множество корректив. В декабре этого же года Госдумой были приняты только определённые незначительные поправки в закон, касающийся тонировки автомобильных стёкол. Пункт о лишении водительских прав был отклонён. И несмотря на все инициативы, размер штрафов не изменился.
Видео о штрафах за тонировку стёкол автомобиля
Как оспорить действия сотрудников ГИБДД
Если, по мнению водителя, протокол о правонарушении, связанном с превышением нормы светопропускаемости стёкол, является неправомерным, то можно оспорить его в судебном порядке. Для этого закон выделяет двухнедельный срок. При оспаривании результатов проверки каждый водитель должен понимать, что его аргументами являются:
- во время проведения диагностики сотрудниками ГИБДД были неподходящие погодные условия: температура воздуха и атмосферное давление (не выше 750 мм ртутного столба), влажность воздуха (не более 80%);
- сотрудник дорожной полиции, проводивший диагностику стёкол автомашины, предварительно не сообщил водителю показатели температуры воздуха, атмосферного давления и влажности;
- по просьбе водителя не были предъявлены копии сертификатов соответствия, а также документов о периодическом техническом регламенте. Данные документы должны быть представлены только в оригиналах, использование копий недопустимо;
- сотрудник, проводивший диагностику, не имел допуска (тоже в оригинале) на проведение соответствующей проверки техсостояния авто;
- при повторном замере светопропускаемости автомобильных стёкол не было двух понятых или они были сотрудниками органов внутренних дел, что может подразумевать отсутствие объективности их свидетельств.
Юридическая грамотность во время общения с дорожной полицией может изменить планы сотрудников ГИБДД, и они отпустят остановленного водителя, как говорится, с миром. Ведь знание законов и регламента подразумевает, что водитель станет оспаривать результаты диагностики, а это связано с определёнными проблемами для проверяющих. Если их действия изначально незаконны или проведены с нарушением процессуальных норм, то это никоим образом не будет способствовать поощрению от их руководства. Поэтому в большинстве случаев юридическая грамотность водителя помогает избежать самой проверки светопропускаемости. Если же она и будет проводиться, то только с чётким соблюдением всех установленных правил.
Протокол ГИБДД можно оспорить в суде
Достоянием широкой общественности стал рейд дорожной полиции Татарстана. Целью его была борьба с автомобилями, у которых неправильно затонированы стёкла. Он был проведён в апреле 2021 года на территории всего Татарстана, особенно часто сотрудники ГИБДД останавливали водителей в Казани. В результате в судах появилось множество новых дел. Большинство водителей пыталось оспорить действия сотрудников дорожной полиции, утверждая, что замеры были проведены неправильно. Значительной части удалось выиграть дела против ГИБДД, что послужило вдохновением для многих российских водителей, управляющих автомобилями с затемнёнными стёклами.
Как можно уменьшить штраф или не платить его вовсе
Сумма штрафа, выписанного сотрудниками ГИБДД, может быть уменьшена вдвое в том случае, если он оплачивается на протяжении 20 дней с той даты, когда постановление о штрафе получено нарушителем на руки. Если же он решил защищать свои права и подал апелляцию на действия сотрудников внутренних дел, то при получении отказа в удовлетворении апелляции тоже действует 20-дневный срок, в течение которого штраф уменьшается два раза. Также можно оплатить штраф на месте. В этом случае тоже действует 50-процентная скидка. Таким образом Госавтоинспекция решила мотивировать водителей к оплате штрафов. Подобная мотивация введена на законодательном уровне в 2015 году и уже доказала свою эффективность на практике.
Можно не оплачивать штраф ГИБДД вообще. Но для этого необходимо иметь крепкие нервы. В процессе повседневной работы Госавтоинспекция часто забывает про водителей, совершивших мелкие нарушения. А штрафные санкции в полтысячи рублей нельзя рассматривать в качестве крупных. Часто водители используют применение срока давности по выплате административных штрафов. Админкодекс Российской Федерации гласит, что штрафы, выписанные при нарушении ПДД, могут быть взысканы только в двухлетний период. Его отсчёт начинается с того дня, когда нарушитель получил на руки постановление о штрафе или отрицательное решение суда по обжалованию. Если власти потребуют у водителя оплату штрафа, выписанного вне срока исковой давности, то он может смело его игнорировать. В базе данных Госавтоинспекции, конечно, будет информация о наличии данного правонарушения. Но это чревато разве что подмоченной репутацией и ничем более.
Процессуальные нормы, которые не были соблюдены представителями власти при наложении штрафных санкций, могут также помочь водителю уйти от штрафа. Причём это вполне законно. Если постановление о наложении штрафа выносится на протяжении срока, который превышает 60 дней с даты фиксации правонарушения, то оно является недействительным. Если же подаётся апелляция в суд высшей инстанции, то он обязан рассмотреть дело и вынести своё решение не позднее 90 дней с момента правонарушения.
В определённых случаях штраф уменьшается вдвое
Некоторые водители опасаются, что неоплаченные штрафы смогут послужить препятствием при выезде за пределы родины. Можно их успокоить: в этом случае, во-первых, потребуется обращение в суд, а во-вторых, его положительное решение. При этом возможность наложения запрета на выезд за пределы родины существует только в том случае, если размер неоплаченных штрафов в совокупности превышает десять тысяч рублей.
Что будет, если.
. снять тонировку сразу после остановки сотрудником ГИБДД.
Если снять тонировочную пленку сразу же после остановки автомобиля сотрудником ГИБДД, штраф за тонировку на водителя все равно будет наложен, т.к. штраф является наказанием за управление автомобилем с недостаточным светопропусканием стекол. При этом управление автомобилем имеет место до того момента, как автомобиль остановлен.
. снять тонировку сразу после того, как будет выписан штраф.
Если водитель снимет тонировку сразу же после того, как сотрудник ГИБДД составит постановление о наложении административного штрафа, то он сможет избежать повторных наказаний за то же самое нарушение. Если тонировку не снять, то при следующей остановке сотрудниками ГИБДД водитель получит новый штраф. Количество штрафов при этом не ограничено.
. использовать съемную тонировку стекол.
Съемная тонировка стекол не защищает водителя от штрафов. Однако её использование позволит Вам в случае необходимости быстро освободить стекла и избежать повторных штрафов за то же самое нарушение.
Напоследок предлагаю Вам просмотреть видео, в котором происходит снятие тонировочной пленки с помощью водяного пара:
При желании Вы можете повторить эту процедуру и самостоятельно очистить стекла автомобиля от пленки.
Тонировка фар
Наносить сторонние пленочные покрытия на фары также нежелательно. Передние осветительные приборы не должны быть красного цвета, то есть любая красная пленка запрещена. Штраф за нарушение – 3000 рублей.
Свет от передних фар может быть только желтого, белого или оранжевого цвета. То же касается и задних. Единственное исключение – задний ход, он обозначается только белым цветом. За повторные нарушения возможно денежное взыскание в размере превышающем 3000 рублей. В исключительных случаях вас могут даже лишить прав.
Как измеряется светопропускная способность стекла
Необходимость измерить светопропускную способность окон автомобиля может возникнуть в трех ситуациях: на стадии нанесения затемнения, инспектором ГИБДД при проверке соответствия установленным правилам, и уполномоченным специалистом в автомастерской (вы вправе отказаться от проверки на месте и потребовать полноценную экспертизу). В любом из этом случаев для проверки используется специальный прибор – тауметр. Процесс проверки регламентируется требованиями ГОСТ №8.831-2013 «Безопасное стекло для наземного транспорта», согласно которому:
- Тауметр должен быть опломбирован и иметь паспорт с отметкой прохождения ежегодной проверки.
- Поскольку показания прибора зависят от климатических условий окружающей среды, измерения должны проводится в сухую погоду, с атмосферным давлением 645-795 мм.рт.ст. и температурой выше 10 градусов по Цельсию.
- Замеры снимаются не менее чем с трех точек по периметру стекла.
- Время суток, а также наличие в непосредственной близости других источников света при измерении ночью, влияния на точность прибора не оказывают.
Невыполнение хотя бы одного из первых трех пунктов является несоответствием протоколу и послужит в вашу пользу при оспаривании штрафа за тонировку.
Теперь вы знаете, какая разрешенная тонировка передних стекол в 2018—2019 году по ГОСТу. В завершение напомним, что неправильное затемнение окон с использованием некачественных материалов не только быстро придет в негодность, но и принесет массу серьезных проблем! Руководствуйтесь здравым смыслом и помните, что безопасность на дорогах превыше всего.
Разновидности тонировки по ГОСТу
На современном рынке представлено большое разнообразие способов тонировки, которые различаются в первую очередь используемыми материалами. Тонировке подлежат не только окна, но и разные элементы кузова, в том числе фары. Наиболее востребованным методом по причине своей доступности является тонировка с использованием пленки, кроме того популярность набирают следующие методы:
- Тонирование посредством двойного остекления (применяется только на боковых окнах). Суть заключается в установке одновременно двух стекол, одно из которых прозрачное, а второе затемненное. Водитель сам выбирает какое стекло ему необходимо в конкретных условиях, опуская ненужное внутрь двери с помощью электроподъемника. Это достаточно кустарный способ, не признанный официальными автосервисами.
- Использование каркасных экранов, сетчатых шторок на присосках и других альтернативных вариантов затемнения, подлежащих быстрому демонтажу. Преимущество такого способа заключается в возможности оперативно снять тонировку перед разговором с инспектором ГИБДД, тем самым избежав штрафа даже если светопропускная способность окна ниже требуемой.
- Электронная тонировка SPD. Подразумевает использование специального стекла с высокотехнологичным полимерным покрытием, способным менять свою прозрачность в зависимости от величины поданного напряжения. Это полностью регулируемая тонировка, которая может быть моментально отключена. Кроме автомобилей такие стекла также используются в архитектурных целях, на яхтах и самолетах, в военной сфере.
- Монохромная тонировка PDLC. Реализуется за счет специальной пленки на клеевой основе, пленка состоит из двух слоев между которыми находятся микро-кристаллы. В обычном виде она полностью серо-матовая, но при подаче напряжение кристаллы меняют свое положение и стекло становится прозрачным. Особой популярностью данный метод не пользуется так при включенном затемнении обзор через стекло практически отсутствует.
Теперь о ценах: средняя стоимость двойного стекла для передних дверей составляет 40-50 тыс. рублей, монохромная тонировка PLDC оценивается в 60-80 тысяч, а электротонировка SPD обойдется по меньшей мере 300 тысяч рублей.
Тонирование фар и поворотников обычно производится с помощью пленки, реже — лака, в обеих случаях процедура несет в первую очередь практическую функцию и является защитой стекла от сколов и царапин под воздействием летящих из-под колес встречных автомобилей камешков. Оклеивание пленкой также практикуется для защиты кузова машины, тут используются самые разнообразные материалы – прозрачные, матовые, стилизованные под карбон и другие пленки.
Тонировка стекла кажется несложной процедурой только при первом знакомстве, в действительности же это сложный процесс, который должен выполнятся квалифицированными мастерами. Наиболее частыми ошибками при тонировке являются:
- несоблюдение требований ГИБДД по светопропуской способности окон;
- использование низкокачественных материалов с целью сэкономить;
- неквалифицированный монтаж.
При неправильной тонировке владелец авто может стать виновником ДТП из-за ухудшения обзора окружающей обстановки (слишком затемненная машина, особенно в вечернее время суток, превращается в настоящий бункер из которого ничего не видно), да и качественные материалы для затемнения стоят не мало, так что доверять первому попавшемуся «мастеру» не стоит.
Технический регламент
Некоторые автолюбители ошибочно считают, что любое затемнение стекол уже является нарушением действующего законодательства. Однако это не так, в административном кодексе четко прописаны допустимые технические показатели тонирования:
- Заднее стекло авто может быть закрыто пленкой с любым значением светопропускания. То же самое касается задних боковых стекол. Единственное ограничение – зеркальная тонировка, так как она может доставить неудобства другим участникам дорожного движения;
- Лобовое и передние боковые стекла должны пропускать не менее 70% света. В прошлом году этот показатель был на 5% выше;
- Тонировка передних стекол по ГОСТу 2021 года также допускает нанесение полностью темной полосы шириной до 14 см от верхнего края;
- Запрещается использование пленок SP80 и SP90, так как они могут вызвать искажения форм и цвета приближающихся объектов.
На практике новый закон о тонировке 2021 года не имеет кардинальных отличий от предшествующего законодательного акта. Однако стоит учитывать, что некоторые модели авто с завода изначально укомплектованы стеклами, которые пропускают лишь 90-95% света. Грязь, мелкие царапины и пыль уменьшают этот показатель еще на 10%. Так что перед апгрейдом советуем измерить, сколько света пропускают стекла вашего транспортного средства в идеальных условиях, чтобы знать от чего придется отталкиваться при затемнении и не опустится ниже дозволенного уровня.
Что конкретно хотят предпринять политики в отношении автомобилистов?
В будущем году величина пени для автовладельцев вдвое либо втрое превысит прежний показатель, достигнув таким образом 1,5 тыс. руб. Также имеется ограниченное количество правонарушений, и если водитель хочет, чтобы его машина соответствовала требованиям стиля, то закон о тонировке в 2021 году он может нарушить максимум двенадцать раз.
При превышении такого количества проступков человеку грозит административное либо уголовное наказание, а также штраф в размере 5 тыс. «деревянных». Если же автомобилист отказывается погашать пеню, его лишают возможности пользоваться машиной на 3 месяца.
Помимо этого, представители госорганов вправе изъять водительское удостоверение, если шофёр уже не первый раз отступает от вышеописанных требований закона или уклоняется от уплаты штрафной санкции. Совокупность принятых корректировок в законодательство Российской Федерации станет функционировать с 1 января наступающего года. Однако среди простых обывателей мнения разделились касательно данной поправки: одни поддерживают её, тогда как другие не видят в этом смысла.
Позиция народных масс
В принципе, множество владельцев «железных коней» согласно с внедрением таких легитимных корректировок и следуют букве закона. Люди отдают себе отчёт в необходимости действия подобных условий пользования личным транспортом для обеспечения безопасности движения. Хотя, как и в любом другом вопросе, здесь также присутствует ряд граждан, не поддерживающих политических деятелей в похожих инновациях и занимающихся сбором подписей против постановлений.