Сборы по «Платону» станут налогом

«Платон» — что это такое?

Начать стоит, пожалуй, с самого наименования системы. Так, вопреки распространенному мнению, программа получила свое название не в честь древнегреческого философа, а от сокращения фразы «плата за тонну». Так что же представляет собой эта система?

Согласно программе, водители любых транспортных средств, вес которых равен 12 или более тонн, должны быть внесены в специальную базу данных. Для чего это нужно? Как уверяют разработчики рассматриваемой системы, основной целью программы является улучшение дорожного полотна на территории России. Ежегодно большегрузы наносят дорогам значительный урон, из-за чего состояние полотна сильно ухудшается. Благодаря базе данных «Платона» каждый водитель больших транспортных средств сможет внести свою лепту в систему реставрации российских дорог. При этом бюджетные средства практически не будут расходоваться, разве что на закупку оборудования для действия базы данных.

Описание работы системы

Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

Регистрация в системе

Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

Личный кабинет

После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

Внести плату

Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

Как работает «Платон»?

«Платон» — система оплаты дорог, работающая по нескольким основным принципам. Первый из них — авансы. Дальнобойщик может отправить определенную сумму денег непосредственно перед выездом. Второй вариант — оплата за пройденный километраж. Точно так же вносится определенная денежная сумма перед выездом на трассу, но с небольшим дополнением: в кабине дальнобойщика устанавливается специальный бортовой компьютер, привязанный к спутниковой системе ГЛОНАСС.

И, наконец, третий вариант — пока что недоработанный. Речь идет о навесных рамках, которые входят в систему «Платон». Дальнобойщик, проезжая специальные конструкции электромагнитного типа, «отдает» информацию о пройденном километраже.

Оплатить «накатанные» километры можно в любом банкомате, где есть такая возможность, или же в личном кабинете на сайте «Платон.ру».

Как работает система?

В конце осени 2015 года в России была введена специальная система. Она предназначена для оплаты проезда по современным дорогам федерального назначения. Она известна под названием «Платон».

Чтобы понять, что собой представляет подобная система, следует изучить главные ее функциональное назначение. Она требуется для выполнения таких операций, как:

  1. Обработка информационных данных.
  2. Сбор актуальных сведений.
  3. Надежное хранение информационных данных о перемещении грузовых ТС в настоящем времени.

Доступ к системе водителям и предпринимателям предоставляется бесплатно. Но для его получения потребуется пройти регистрацию на портале программы. Несмотря на бесплатное предоставление доступа, за обслуживание требуется вносить ежемесячную плату. Она составляет около 500 рублей за месяц.

Принцип работы системы

После получения доступа к системе качественного контроля и оплаты, на авто специалисты монтируют специальный бортовой прибор или полноценный компьютер.

Как только специалист проведет активацию устройства, система начнет определять геолокационные координаты. Собрав данные она будет направлять их в центр информационной обработки через связь используемого оператора.

Сведения, которые получает центр, тщательно изучаются, обрабатываются и систематизируются. После проведенного анализа, компании или индивидуальному предпринимателю программа выставляет счет за перемещение по федеральным дорогам. Счет формируется на основании действующей на время проезда тарифной ставки.

«Платон» работает исключительно в автоматическом режиме. В ПО встроены карты расположения платных трасс. Программа самостоятельно фиксирует, когда ТС съехало с платной трассы и тут же переходит в режим ожидания.

Соответствующая информация поступает в систему, если автомобиль просто съезжает с одного платного участка на иной. Обычно они отличаются по размеру ставки, и это важно принимать во внимание для выставления правильного счета.

Как придумали «Платон»?

Как уже было сказано, основной причиной появления рассматриваемой системы является ненадлежащее состояние дорог. Каждый год федеральные трассы страдают от проезда тяжелых транспортных средств. Для примера, ущерб одной машины весом в 12 тонн равен ущербу от проезда почти 40 тыс. автомобилей. В государственных масштабах на реставрацию дорожного покрытия расходуется порядка 1 триллиона рублей каждый год. Естественно, этой суммы не хватает.

Российские власти решили взять пример с европейских государств, где уже давно действуют системы, похожие на «Платон». Платные дороги, оплата восстановления дорожного покрытия, большие налоговые сборы — все это нормальная реальность для дальнобойщиков Европы. Идея перенять подобную систему принадлежит Федеральному дорожному агентству; оператором программы является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Все собранные средства должны перечисляться в ФДА.

Документы и нормативные акты

Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45, определяет направления развития транспортной системы и базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, определяет направления развития транспортной системы и базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»

Закон устанавливает порядок движения транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по федеральным автодорогам

Федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015)

О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928

О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р

О заключении концессионного соглашения с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы «Платон»

Постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 29.06.2019 (размер платы и коэффициент)

О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474

О приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации

Процесс внедрения системы

Разобравшись с тем, что такое «Платон» на дорогах Российской Федерации, стоит обратить внимание на еще один немаловажный вопрос. Касается он внедрения рассматриваемой программы. Действует ли сегодня система в полной мере или же приняты только некоторые части программы?

О том, что в скором времени появится рассматриваемая программа, владельцев большегрузов начали предупреждать уже давно. С момента анонсирования система вызвала довольно бурную реакцию. Мнения насчет «Платона» были самыми различными; при этом никто не сомневался, что программа, безусловно, сильно изменит жизнь дальнобойщиков. В августе 2015 года начались первые шаги по регистрации автовладельцев. Попадание в список шло по принципу от «крупных к мелким». К сентябрю 2021 года в системе насчитывалось около 600 тыс. тяжелых транспортных средств, 13% из которых принадлежали ИП, 20% — частным автовладельцам, и еще 9% — иностранным гражданам.

Тарифы “Платон”: последние новости

С момента введения в действие этой системы взимания платы тарифы за проезд по федеральным дорогам уже несколько раз пересматривались.

Об изменении в ставках Платона в 2021 и грядущем 2021 году читайте в статье: «Новые тарифы системы «Платон» в 2021 году».

Напомним, что знание тарифа обычно необходимо при предоплатной системе расчетов, т. к. на лицевой счет нужно вносить сумму, достаточную для того, чтобы оплата за маршрут была списана в полном объеме.

Напомним также, что существует большое число способов оплаты в “Платон”:

ОПЛАТА МАРШРУТНОЙ КАРТЫ “ПЛАТОН” ПОПОЛНЕНИЕ РАСЧЁТНОЙ ЗАПИСИ “ПЛАТОН”
  • с расчетной записи владельца транспортного средства, открытой в системе “Платон”;
  • банковской/топливной картой в личном кабинете и мобильном приложении “Платон”;
  • в терминалах самообслуживания “Платон”;
  • в центрах информационной поддержки пользователей;
  • через интернет-банк и мобильное приложение Сбербанк Онлайн;
  • через электронные кошельки (QIWI Кошелек, Элекснет);
  • наличными в агентских терминалах партнеров – QIWI, Московский кредитный банк, Элекснет, сети салонов “Связной”, в терминалах и отделениях Сбербанка;
  • со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ, Деньги или сервиса USSD-запросов Victoria/Банк Раунд.
  • безналичный банковский перевод по реквизитам оператора системы взимания платы;
  • банковской/топливной картой в личном кабинете и мобильном приложении;
  • в терминалах самообслуживания “Платон”;
  • в центрах информационной поддержки пользователей;
  • оплата через интернет-банк и мобильное приложение Сбербанк;
  • посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет);
  • наличными в агентских терминалах партнеров – QIWI, Московский кредитный банк, Элекснет, сети салонов “Связной”, в терминалах и отделениях Сбербанка;
  • со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ, Деньги или сервиса USSD-запросов Victoria/Банк Раунд.

Расходование поступлений в систему

Чуть более подробно стоит рассказать о том, как расходуются деньги, поступающие в систему «Платон». Система оплаты дорог, как известно, ставит своей целью ремонт дорожного покрытия. Средства, поступающие в систему, будут передаваться как в федеральное дорожное агентство, так и в частные государственные партнерства. Согласно планам правительства, выручка от программы должна составлять порядка 40 млрд рублей ежегодно. Это позволит отремонтировать основную массу дорог к 2021 году.

Региональные дорожные фонды, в которые будут поступать средства от «Платона», обязаны отчитываться перед ФДА. Это позволит оперативно реализовывать все значимые муниципальные проекты. Как уверяют российские власти, программа позволит ремонтировать крупные мосты, автострады, тоннели, множественные путепроводы и прочие аналогичные объекты. Министерство транспорта и вовсе утверждает, что «Платон» не только улучшит качество дорог, но и оптимизирует работу доставки грузов.

Сколько стоит «Платон»

В системе «Платон» оплата производится через личный кабинет пользователя. Так же это можно сделать через терминал, мобильное устройство, осуществив банковский платеж на счет оператора или же непосредственно в офисе центра поддержки пользователей.

Рассмотрим вопрос, сколько стоит «Платон», а точнее, сколько придется платить собственнику грузовика за каждый километр пути при осуществлении перевозок. В системе «Платон» тарифы по факту не пересматривались с начала ее запуска. То есть, с момента запуска системы, реально действовал и действует тариф в 1,53 рубля за километр пути.

Размер платы

Стоит, наконец, перейти к самому важному и интересному моменту — деньгам. Вопрос о том, что такое «Платон» на дорогах, охарактеризуют лучше всего точные цифры. Так, до февраля 2021 года тариф на пересечение одного километра по платной трассе равнялся полутора рублям (1,5293 рубля за км). С марта 2021 года плата за проезд одного километра выросла до 3,06 рублей. Как утверждают разработчики программы, такая цифра продержится до конца 2021 годы. Высока ли эта ставка? Если сравнивать с Белоруссией, где ставка в шесть раз выше, то нет. Если сравнивать со странами Европы, то наши проценты будут в сравнении с европейскими совсем ничтожными (так, австрийский тариф по состоянию на 2021 год в 20 раз выше российского).

Так в чем же проблема? Почему так много дальнобойщиков протестует по всей стране? Дело в банальной жадности, нежелании отдать лишнюю копейку на развитие дорожной системы? К сожалению, здесь все не так уж и просто. О проблемах рассматриваемой системы будет рассказано далее.

Сборы по «Платону» станут налогом

Вероятность того, что сборы в рамках системы «Платон» войдут в перечень налогов, становится все выше. Министерство финансов 1-го апреля вынесло на публичное обсуждение проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Ведомство рассчитывает, что они вступят в силу с 1-го января 2020-го года.

Так, в соответствии с поправками в Налоговый кодекс РФ среди прочего будет включена глава 25.7 «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования». Сейчас, отметим, порядок взимания платы за проезд грузовых автомобилей массой от 12 тонн по федеральным трассам регулируется отдельными постановлениями Правительства.

В принципе, сам порядок оплаты с включением сборов в перечень налогов не изменится: средства будут либо автоматически списываться при использовании бортового устройства, либо перечисляться на счет оператора системы при оформлении маршрутной карты. Заполнение какой-либо налоговой декларации не потребуется.

«Общение» с Федеральной налоговой службой (по крайней мере, на то время, пока действует концессионное соглашение между «РТ-Инвест Транспортные Системы» и Росавтодором) будет происходить через оператора системы: в случае отсутствия оплаты оператор должен будет составить акт о задолженности и в течение 5 дней направить его в налоговый орган. Предоставление такого акта, как указано в проекте Налогового кодекса, станет «основанием для составления налоговым органом документа о выявлении недоимки».

Оспорить факт выявления задолженности можно будет либо через Росавтодор, либо в суде.

При этом, что примечательно, в качестве тарифа за проезд по 1 км федеральной трассы указана ставка в 3,73 рубля. Ее, напомним, считают полной (и когда-то планировали прийти к ней поэтапным повышением), а действующую сейчас в размере 1,90 рубля — льготной (0,51 ставки). Про последнюю, кстати, в проекте Налогового кодекса ни слова.

В свою очередь, штраф за неоплату проезда, по всей вероятности, перестанет быть фиксированным (5 тыс. рублей — за первичное нарушение, 10 тыс. рублей — за повторное) и будет зависеть непосредственно от суммы задолженности. В предоставленном Министерством финансов проекте на период с 1-го января 2020-го года по 31-е декабря 2029-го года на штраф ориентировочно отведено 10% от такой суммы.

Заметим: о том, что Министерство финансов собирается внести в Налоговый кодекс сборы в рамках системы «Платон», сообщалось и ранее. Вместе с ними в перечень налогов хотят также включить экологический налог, утилизационный сбор, налог на операторов сети связи и гостиничный сбор. В Налоговый кодекс также введут пошлины за предоставление информации из государственных реестров.

Представители интересов российского бизнеса — Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и «Опора России» — уже даже успели обратиться к Президенту Владимиру Путину с просьбой повлиять на Министерство финансов и не допустить увеличения таким образом количества налогов.

При этом одно из главных опасений бизнес-ассоциаций связано не столько с возможным ростом фискальной нагрузки, сколько с тем, что включение в Налоговый кодекс означает возможность привлечения неплательщиков к уголовной ответственности.

Сейчас проект Министерства финансов, несмотря на обращение к Президенту, проходит публичное обсуждение. Оно продлится до 26-го апреля этого года и означает, что до этого времени все желающие могут высказать свои замечания к документу.

Кто владеет «Платоном»?

Система платных дорог «Платон» контролируется государством в лице Российского автомобильного дорожного агентства (Росавтодор). Инстанция заключила контракт с частной . По итогам заключения соглашения была создана специальная инфраструктура, получившая как раз наименование «Платон».

РТИТС, согласно пунктам заключенного соглашения, обязан выстроить всю систему за свой счет. В течение 13 лет «Платон» используется «РТ-Инвест», после чего поступает в руки государства. Все полученные деньги РТИТС передает в российский бюджет (по прогнозам компания должна собрать 15 млрд долларов к 2029 году). Взамен компания получит вознаграждение в размере 10 млрд рублей. Оператором РТИТС является Игорь Ротенберг, которому принадлежат 50% акций компании. Игорь является сыном Аркадия Ротенберга, крупного бизнесмена и друга Владимира Путина.

Русская служба BBC («Би-би-си») смогла выяснить, что приведенные Минтрансом РФ экономические данные были составлены неверно. Если вкратце, то формула распределения затрат содержит в себе коэффициент ущерба от грузовых транспортных средств на основе соотношения приведения к легковым машинам. С Минтрансом пыталось спорить даже Минэкономразвития, но безуспешно. BBC утверждает, что орган манипулирует цифрами намеренно — дабы обеспечить программе хотя бы нулевую доходность.

Чем недовольны дальнобойщики?

Наверное, никто из дальнобойщиков уже давно не задается вопросом о том, что такое «Платон» на дорогах. Система стала невероятно популярна не только в узких кругах, но и по всей России. Наверное, каждый гражданин уже уведомлен о существовании рассматриваемой программы. В чем же причина столь ярой известности системы? Источник, как обычно, кроется в жесточайшей несправедливости. Стоит привести простой пример.

Гражданин приобрел три большегруза в лизинг. Чтобы окупить автомобили, он должен «накатать» не менее 20 тыс. километров. За один небольшой рейс можно выручить в среднем 50 тыс. рублей. Половина суммы уходит на оплату топлива — остается 25 тыс. В месяц машина может накатать максимум 7 рейсов. Получается порядка 175 тыс. рублей. На ремонт уходит 50 тыс., на выплаты по лизингу — 70 тыс. На зарплату самим дальнобойщикам уходит 40 тыс. рублей. Остается 30 тыс. Возникает вопрос о том, на каких дорогах действует «Платон». Выясняется, что практически на всех. Система затрагивает федеральные дороги. «Платон», таким образом, может забрать из кармана рассматриваемого гражданина порядка 20 тыс. рублей. Итог — выплата чуть больше 10 тыс. рублей.

О каком развитии грузоперевозок, на которые ссылались в Минтрансе, может идти речь при подобных раскладах? Обращая внимание на европейские тарифы, следует в первую очередь учитывать тот простой факт, что и доходы на Западе гораздо выше. К сожалению, на это нынешние власти внимания не обратили.

Правовые претензии к системе

Основной претензией к программе является безконкурсный выбор компании-руководителя. Причем в 2013 году правительство организовало конкурс для участия в аналогичных системах. «Платон» в него почему-то не вошел — в 2014 году глава «Ростехнологий» сослался на санкции, из-за которых следует «реже обращать внимание на западный опыт». Правительство самостоятельно определило концессионера — им стала компания РТИТС.

Многих граждан возмутила даже не безконкурсная основа выбора концессионера, а то, как именно действует РТИТС. Все дело в том, что компания не просто собирает деньги с дальнобойщиков, но и получает от государства немалое вознаграждение. Однако с юридической точки зрения здесь все правильно: компания создает систему и передает ее заказчику — государству, которое позже выплачивает исполнителю вознаграждение. Гораздо больше вопросов возникает при взгляде на экономические, а не правовые претензии.

Как пользоваться системой «Платон»

Плата за пройденные по федеральной трассе километры вносится водителем большегруза либо заранее, либо начисляется по факту проезда через специальные дорожные рамки. Водителю необходимо зарегистрироваться на сайте системы и предоставить все необходимые документы для регистрации транспортного средства. Зарегистрировавшись, водитель вправе выбирать способ пользования системой:

  • оформлением маршрутной карты;
  • использованием бортового устройства.

Первый вариант подразумевает оформление специального документа – маршрутной карты. Для этого нужно заранее определиться с маршрутом и в точности соблюдать его при движении. Если водитель отклонится от маршрута, это будет считаться нарушением, поэтому потребует оплаты штрафа. Маршрутная карта может быть получена в ближайшем центре обслуживания системы. Взимание платы с водителя многотонного транспортного средства осуществляется еще до поездки. Все это, прямо скажем, не очень удобно.

Второй вариант более предпочтителен. В этом случае водитель большегруза получает от автодора специальное бортовое устройство. Выдается оно бесплатно. Каждое такое устройство становится закрепленным за конкретным транспортным средством, то есть его нельзя устанавливать в другую машину или заменять каким-либо аналогом.

Подключать устройство можно к прикуривателю. Индикатор показывает текущий баланс, состояние связи, число спутников. С помощью спутниковой связи рассчитываются пройденные километры. Баланс нужно пополнять заранее, так как денежные средства списываются в режиме реального времени. Взимание средств производится автоматически при проезде многотонника мимо специального оборудования, размещаемого на рамных конструкциях над поверхностью автодороги, либо мимо мобильных пунктов – автомобилей с установленным на них спецоборудованием. То есть от водителя никаких дополнительных телодвижений, кроме своевременного пополнения счета, не потребуется.

Установка бортового устройства не является обязательной, закон этого не требует. Обязательным для хозяина большегрузной автомашины является расчетный счет, который он может пополнять с банковской карты. Для этого на сайте системы «Платон» предусмотрен личный кабинет. Для пополнения счета можно воспользоваться онлайн-услугами, терминалами самообслуживания «Платон» или партнерской сетью QiWi.

Кроме того, для оплаты можно пользоваться не только банковскими картами, но и специальными топливными картами DKV и E100. Комиссия не взимается.

Чтобы получить доступ к услугам, предоставляемым в личном кабинете, с мобильного устройства (смартфона или планшета), можно воспользоваться соответствующим мобильным приложением. Оно доступно для свободного скачивания в Google Play и AppStore.

Приложение Платон доступно всем владельцам смартфонов

Экономические претензии к системе

К чему приведут громадные налоги на перевозки, массовые увольнения дальнобойщиков и упор на платные дороги России? «Платон», по утверждениям многих экспертов, нанесет колоссальный ущерб экономике страны. Отразится он в первую очередь на простых гражданах. Если вкратце, то повышение ставок неизбежно отразится на ценах любых товаров в государстве. Более того, уже отражается. Всего за несколько месяцев после начала действия системы цены на прилавках магазинов значительно повысились. Тревожатся как эксперты, так и сторонние компании. Так, в Coca-Cola Company заявили о возможной пропаже 20% организационного транспорта. Свои опасения высказал и глава Росавтодора.

Что делать дальнобойщикам?

Очевидно, что на вопрос о том, что следует делать грузоперевозчикам, многие ответят односложно: протестовать. Безусловно, протестные акции оказывают заметное влияние на всю рассматриваемую систему. О программе узнает больше народа, после чего так же выразит свое недовольство. Но есть граждане с безвыходными ситуациями, которым не остается ничего более, кроме как работать. Какие советы таким лицам следует дать?

  • Необходимо больше узнать о федеральных трассах, контролируемых системой «Платон». Какие дороги не являются федеральными? Можно ли доехать к месту назначения не по крупной автомагистрали, а по узкоколейке? Над этим следует серьезно задуматься всем дальнобойщикам.
  • Можно легально воспользоваться платной дорогой. Для этого стоит ответить себе на вопрос о том, сколько стоят входящие в «Платон» дороги. Россия — страна с множеством путей и развязок, а потому найти экономные варианты можно практически всегда.
  • Есть вариант пересесть на транспортное средство весом меньше 12 тонн.

Если же ни один из представленных вариантов не подходит, придется платить.

Принципы работы системы

Авансовая схема платежей или постоплата

Внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в режиме постоплаты, исходя из утвержденного Правительством РФ размера платы.

Оплата за фактически пройденное расстояние

Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

Использование спутниковых навигационных систем

Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]