Подземный пешеходный переход – безопасное решение транспортных проблем

Пешеходный переход, именуемый в народе зеброй, должен строго соответствовать ГОСТу, чтобы гарантировать пешеходам безопасное пересечение оживленной трассы. Для легкости определения подобного участка на дорожном полотне были разработаны специальные знаки и разметки.

Однако современные подходы к урегулированию дорожного движения требуют существенных изменений для повышения безопасности всех его участников. Ряд принятых и ожидаемых нововведений в ПДД также затронули и государственные стандарты для пеших зон.

Классификация пешеходных переходов

Подобный участок дороги в обязательном порядке должен быть обозначен разметкой либо дорожными знаками, указывающими пешеходу, что здесь пересечение улицы не только разрешено, но и безопасно.


Согласно ПДД, пеший гражданин должен пересекать трассу только по определенной, специально оборудованной для этого зоне.

На сегодняшний день выделяют следующие типы переходов для пеших участников движения:

  1. Нерегулируемые. Размещаются на не загруженных автомобилями дорогах. Они оснащены нерабочим/выключенным светофором либо не имеют его вовсе.
  2. Регулируемые. К ним относятся все переходы, которые оснащены работающим светофором.
  3. Диагональные. Их можно увидеть на перекрестках, поскольку они позволяют переходить улицу «наискось». Они всегда имеют четкую разметку, а также в обязательном порядке оснащены работающим в штатном режиме светофором.
  4. Внеулочные:
  • надземные (обустраиваются над проезжей частью);
  • подземные (проходят под дорожным полотном).

Внеулочные переходы являются самыми безопасными для пассажиров, в отличие от наземных. К тому же они существенно разгружают трассу, поскольку водителям нет необходимости останавливать транспортное средство для пропуска людей.

Использование подземных и надземных переходов. Какие лучше?

«География» подземных и надземных переходов

Рассматривая историю возникновения обоих типов переходов и предпочтение тех или иных в различных странах, можно заметить интересные географические особенности. Так, подземные переходы, которые возникли в связи с повышением загрузки магистралей, получили наибольшее распространение в СССР и странах Восточной Европы. При этом внеуличным подземным переходам отдавалось предпочтение по той причине, что они не портили архитектурный вид города.
Например, Варшава на сегодняшний день является практически рекордсменом по количеству подземных переходов среди польских городов: после разрушений в годы Второй Мировой войны город застраивался по советским стандартам, включающим в планировку районов и подземные переходы. Немного по-другому дела обстоят в Праге. Внеуличные переходы в исторической части города отсутствуют вовсе, а на окраинах используются подземные переходы, которые чаще всего совмещены с выходами из метро. На проезжей части такие переходы, как правило, не дублируются. Дрезден, находящийся на территории бывшей ГДР, тоже может похвастаться большим количеством такого типа переходов, однако на сегодняшний день большинство из них отмечены и на наземной части.

В странах Западной Европы внеуличные переходы практикуются гораздо реже. Например, в Лондоне, который по масштабам сравним со столицей России, в 2009 году было объявлено о замене внеуличных переходов на переходы в уровень проезжей части там, где это возможно. Надо отметить, что до этого момента в столице Англии внеуличных пешеходных переходов было примерно в полтора раза меньше, чем в Москве.

Париж и Рим строительство подземных переходов не развивали вообще: такой тип существует в этих городах исключительно в виде совмещенных с выходами из станций метро. В Стокгольме и Мюнхене подземные переходы имеются в небольшом количестве, однако в этих городах они оснащены эскалаторами и пандусами для комфортного передвижения маломобильных граждан.

Что касается надземных пешеходных переходов, то они получили распространение в основном в азиатских странах: Китай (Гонконг, Шанхай, Пекин), Таиланд (Бангкок). В этих городах очень низкий уровень автомобилизации по сравнению с европейскими показателями и высокая плотность застройки. Возможно, именно по этой причине возводить здесь такой тип переходов удобнее.


Санкт-Петербург: какую практику применить?

На сегодняшний день в Петербурге стоит вопрос дальнейшего развития строительства внеуличных переходов. Какие выбрать: надземные или подземные? Если рассматривать с точки зрения архитектурной составляющей, то в исторических районах города, несомненно, надземные переходы должны отсутствовать полностью. Однако недавно было осуществлено строительство такого перехода в «спальном» районе: на пересечении проспекта Славы и Белградской улицы. Внешний вид этой конструкции оставляет желать лучшего, хотя его стиль и определен как «футуристический». К тому же спустя непродолжительное время постройка начала рушиться: порывы ветра, климат и добросовестность застройщиков дают о себе знать. Пешеходы жалуются, что ходить по сооружению страшно, так как оно заметно шатается.

Кроме того, маломобильные граждане в нашем городе и без этого имеют трудности с передвижением, а на высокие лестницы, которыми по большей части оборудованы надземные переходы, им забраться еще сложнее. Да и любому другому человеку совсем не хочется так серьезно удлинять свой путь, чтобы перейти дорогу.

Конечно, такие постройки в финансовом плане гораздо выгоднее, поскольку отсутствует необходимость изменения и перестройки коммуникационных устройств. Кроме того, материалы при изготовлении и масштаб работ тоже обойдутся дешевле. Однако здесь решение о строительстве того или иного типа перехода зависит от приоритетов.

Виды дорожной разметки

Разметка на дорогах существует для безопасного движения и строго регламентируется государственными стандартами. Именно в них прописаны основные требования по нанесению разметок на дорожное покрытие, в зависимости от их назначения.

Для обозначения зон, предназначенных для перехода улицы, используются следующие виды разметки:

  • 1.14.1. Классическая. Применяется на переходах, ширина которых не превышает 6 м. Разметка предоставляет собой равномерные широкие полосы, нанесенные параллельные вдоль дороги.
  • 1.14.2. Комбинированная. Представляет собой двойную классическую разметку с определяющим ход движения стрелками. Используется только на переходах ширина, которых превышает 6 м.

Вне зависимости от вида разметки, она представляет собой ряд горизонтальных полос расположенных параллельно друг другу на расстоянии 60 см. Полосы, как правильно, наносят белой или желтой краской, хотя и допускается нанесение бело-желтой разметки.


Такие разметки могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с дорожными знаками 5.19.1 или 5.19.2

Стандарты по обустройству пешеходных переходов

Зоны для пешеходов играют важную роль для обеспечения безопасности на дороге. По этой причине государство выдвигает высокие стандарты по их обустройству, которые периодически подвергаются изменениям.

Требования ГОСТ Р 52289-2004

Стандарт 52289-2004 устанавливает требования по применению технических средств, позволяющих организовать безопасное движение на дороге.

Согласно ГОСТу Р 52289-2004:

  1. Не допускается размещение рекламных плакатов, зеленых насаждений и других приспособлений, которые препятствуют обзору дорожного знака или светофора.
  2. Разметка, которая в связи с погодными условиями, оказалось плохо различима, должна быть временно подкреплена соответствующими знаками.
  3. Видимость знаков – 100 и более метров.
  4. Знак 1.22 должен быть установлен перед всеми нерегулируемыми перходами, которые не заметны на расстоянии до 150 м.
  5. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливаются на расстоянии не более 1 м от границ перехода. Первый знак должен находиться справа от дороги или проезжей части, а второй – слева.
  6. Для определения ширины пешеходной зоны следует пользоваться формулой: 1м = 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
  7. Светофоры являются техническим средством урегулирования дорожного движения на переходах для пеших лиц.

Нормативный документ также допускает введение экстремальных разметок или знаков, но только после согласования с Госавтоинспекцией.

Нормативы ГОСТ Р 52766-2007

ГОСТ Р 52766-2007 внес свои коррективы в обустройство зон для пеших лиц. Документ содержит следующие нормативы:

  1. Расстояние между переходами в населенных пунктах составляет 200-300 м. Исключением являются жилые пункты протяжностью менее 0,5 км. В таком случае расстояние может составлять 100-150 м, а количество переходов не должно превышать 2.
  2. Если ширина проезжей части составляет более 15 м, пешеходные зоны должны быть оборудованы островками безопасности.
  3. Вне населенных пунктов переходы устанавливаются вблизи общественных заведений и таким образом, чтобы они хорошо просматривались с двух сторон проезжей части, на расстоянии 150 и более метров.
  4. Рядом с регулированными переходами должны находиться ограждения перильного типа с двух сторон дороги. Расстояние – более 50 м в обе стороны.
  5. На многополосных дорогах, в местах внеулочных переходов в обязательном порядке устанавливаются ограждения длинной не менее 20 м в обе стороны от надземного или подземного перехода. Место установки – разделительная полоса.

Данный ГОСТ не совершенен и требует некоторых доработок, среди которых внесение требования об обязательном устройстве внеулочного перехода с более, чем 3 полосами движения в одну сторону.

Что изменилось в ГОСТ Р 58398-2019

ГОСТ Р 58398-2019 не отменяет нормативы, установленные ранее принятым стандартами, а лишь дополняет их для возможности организации комфортного и безопасного дорожного движения для всех его участников.

Согласно нормативному акту:

  1. Типоразмер знаков может быть уменьшен до 50-40 см.
  2. Использование дополнительных рамок повышенного внимания на знаках 5.19.1 и 5.19.2, установленных в слабоосвещенных местах или указывающих на нерегулируемый пешеход.
  3. Внедрение знаков 5.19.3 и 5.19. 4, которые позволяют переходить улицу по диагонали.


Некоторые требования нового стандарта противоречат ГОСТам принятым годами ранее, однако не отменяют их.

Преимущества надземных и подземных пешеходных переходов

Современные условия городской жизни диктуют необходимость комплексного решения всех вопросов обеспечения безопасности на магистралях и дорогах, связанных с работой объектов, принадлежащих к дорожной инфраструктуре. При этом используется самое новое оборудование и технологии. Статистика дорожно-транспортных происшествий говорит, что в большинстве аварий, происходящих в городах, участвуют пешеходы. Это наиболее уязвимая и в то же время многочисленная группа, принимающая участие в дорожном движении. Происходят такие ДТП чаще всего в ходе пересечения людьми дорог.

Несмотря на свою простоту, совмещенную с необходимой разметкой, оборудованием светофорами, четкими указателями и пр., наземный переход не может полностью гарантировать безопасность пеших граждан. Он снижает скорость перемещения автотранспорта по дорогам и увеличивает уровень шума вблизи проезжей части (за счет торможения и разгона ТС). Кроме того, большое количество наземных переходов приводит к увеличению аварийности и высокому травматизму.

Такая ситуация требует решения вопроса об упорядочении движения граждан с помощью специально спроектированных путей перемещения. Важными условиями при этом являются изолированность таких путей от проезжей части, удобство пользования ими, доступность, а также связь их с различными частями инфраструктуры города.

Пожалуй, самым эффективным на сегодняшний день способом обезопасить пешеходов, стало изготовление пешеходных переходов надземного типа и строительство подземных сооружений. Они полностью обеспечивают безопасность при переходе улицы, делают минимально возможными ДТП и ускоряют движение транспорта.

Штрафы для пешеходов и водителей

Согласно действующим ПДД, каждый водитель, приближающейся к нерегулируемой пешеходной зоне, должен пропустить пешехода, который переходит улицу или только ступил на «зебру».

Несоблюдение данных правил является административным правонарушением, которое наказывается штрафом в размере 1,5 тыс. рублей. В случае если пеший гражданин будет перевозить детей, штраф за игнорирование ПДД составит 3 тыс. рублей. При оплате штрафа досрочно, его размер сократится вдвое.

Остановка в зоне для пеших граждан, а также на расстоянии менее 5 м от нее, является незаконной. За подобное правонарушение водителю грозит штраф в сумме 1000 руб.

Несмотря на то что под штрафные санкции чаще всего попадают водители транспортных средств, пешеходы также нарушают ПДД. Одним из таких правонарушений является переход проезжей части в неположенном месте, за что лицу может быть вынесено предупреждение или выписан штраф в 500 рублей.

Правила применения

ГОСТ достаточно четко определяет случаи, когда ограждения обязательны к установке, а также регламентирует место монтажа и протяженность конструкции.

Удерживающие ограждения обязательны к установке на мостах со стороны внешнего края тротуаров, а также в надземных переходах.

Для случаев, когда пешеходная зона ограничена обочиной, и высота насыпи превышает 1 м, также требуется установка удерживающих ограждений. Отступить от земляной бровки рекомендуется 0,3 м.

Для организации пешеходных переходов через железную дорогу также нужны именно удерживающие ограждения.

Обязательные случаи применения ограничивающих пешеходных ограждений:

  • если участок дороги/улицы с регулируемыми или нерегулируемыми пешеходными переходами расположен вдоль детских учреждений, необходимо установить ограждения протяженностью не менее 50 м в каждую сторону от перехода;
  • участки тротуаров с разрешенной остановкой и стоянкой транспорта, где интенсивность движения превышает 1000 чел/час на одну полосу;
  • участки тротуаров без разрешения на остановку и стоянку транспорта, где интенсивность движения более 750 чел/час на одну полосу;
  • на разделительных полосах напротив остановок общественного транспорта с надземными и подземными переходами, протяженность ограждений должна быть не менее 20 м в каждую сторону за пределами остановки.

Рекомендуется использовать ограничивающие ограждения также напротив выходов из общественных зданий и мест скопления людей: торговые и офисные центры, стадионы и рынки, станции метро.

Еще одна рекомендация – отделять пешеходными ограждениями дороги с непрерывным движением и большим количеством полос.

Установка ограничивающих конструкций рекомендуется на расстоянии не менее 0,3 м от края проезжей части либо лицевой поверхности бордюра.

Нововведения 2021 года в ПДД

Несмотря на ряд принятых изменений, организация зон для пеших граждан остается недоработанной. Исключить все несовершенства можно только лишь принятием очередных нововведений в ПДД.

Так, на официальный портал ГИБДД поступило предложение о необходимости проверки всех существующих переходов, поскольку большая часть из них не соответствует установленным нормам. Не лишним также будет пересмотр их количества, ведь число автомобилистов ежегодно растет.

Нововведения могут коснуться и «внешнего вида» зебр. Планируется внедрение предупреждающих указателей, которые сделают зебры более заметными для водителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]