Расшифровка коэффициентов ОСАГО и базовые ставки по страховым компаниям

С 01 апреля 2015 года в действие вступили новые территориальные коэффициенты ОСАГО, а с 12 апреля того же года — базовые тарифы. После этого нововведения полисы в среднем подорожали на 40% и многие владельцы опасаются дальнейшего повышения цен на ОСАГО.

В данной статье мы рассмотрим, от чего зависит стоимость ОСАГО и как изменялась тарифная система ценообразования страхового полиса с течением времени? Каковы перспективы в этом направлении и правда ли, что единственной причиной постоянного увеличения цен является желание страховщиков заработать больше?

Что такое базовый тариф?

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из ряда фиксированных переменных, основной из них является так называемый базовый тариф.

Под базовым тарифом понимается законодательно установленная сумма, на основе которой впоследствии определяется стоимость полиса путем применения различных коэффициентов. Базовая стоимость едина для всех граждан страны, независимо от региона, стажа вождения и других индивидуальных параметров. Единственный параметр, который учитывается при расчете базового тарифа, – это вид транспортного средства, например, для грузовика данная цифра выше в 1,5 раза, чем для легковой машины.

Согласно закону (№ 40-ФЗ от 25.04.2002) все полномочия по регулированию базовых тарифов возложены на Центробанк РФ. С момента введения первой ставки ОСАГО в 2003 году она долгое время оставалась неизменной. Определяя ее величину, регулятор в первую очередь руководствовался тем принципом, что сумма денег, собранная компаниями от продажи полисов, должна превышать затраты на выплаты страховых премий.

Первое повышение величины базового тарифа произошло в октябре 2014 года. Оно было обусловлено тем, что за долгие годы, в течение которых ставка не менялась, в то время как экономическая ситуация серьезно изменилась и с учетом инфляции получаемых организациями денежных средств с продажи полисов просто перестало хватать на покрытие выплат по страховым случаям. Как оказалось впоследствии, новые цены просуществовали недолго, а само их повышение было одной из срочных мер по стабилизации рынка автострахования. Полноценный пересмотр цен и установление новых размеров базовых ставок на полис ОСАГО с 1 апреля 2015 года в момент публикации указания ЦБ РФ № 3604-У.

Принцип расчета стоимости полиса ОСАГО в 2021 году

Сегодня ценообразование на ОСАГО регулируется ЦБ, который, по сути, является гарантом стабильности и контроля. ЦБ определяет как предельные значения базовой ставки страхового тарифа, так и коэффициенты тарифов. Страховые компании при этом вправе выбрать значение базовой ставки из предложенного Центробанком диапазона (для легковых автомобилей, которые эксплуатируются физическими лицами или ИП, он составляет 3432-4118 рублей).

Крупные компании, ключевые игроки на рынке услуг страхования, как правило, в качестве основы выбирают максимальное значение – 4118 рублей. Учитывая, что коэффициенты тарифов, установленные ЦБ, едины для всех компаний, цены на полисы практически не отличаются. И действительно, если зайти на сайты компаний Альфастахование, РЕСО Гарантия, ВСК, Ингосстрах, Ренесанс и др. и воспользоваться калькулятором для расчета стоимости ОСАГО, получатся одинаковые значения.

Для определения стоимости полиса применяются следующие коэффициенты:

  • коэффициент территории эксплуатации ТС – КТ;
  • «бонус-малус», определяется количеством страховых случаев за год – КБМ;
  • количество водителей, допущенных к управлению ТС – КО;
  • возраст и опыт водителя — КВС;
  • технические характеристики ТС (мощность двигателя) – КМ;
  • наличие прицепа – КПр;
  • срок использования полиса – КС.

Стоимость равна произведению базового значения и применяемых коэффициентов.

ОСАГО = (базовый тариф)*КТ*КБМ*КО*КВС*КМ*КПр*КС

Коэффициент территории эксплуатации на сегодняшний день чаще всего рассчитывается в соответствии с местом жительства (населенным пунктом прописки) собственника машины, что является для многих автомобилистов своеобразным способом получения скидки на полис ОСАГО. Так, например, если автовладелец прописан в Ленинградской области, а эксплуатирует авто в Санкт-Петербурге, при расчете цены на ОСАГО будет использоваться коэффициент 1,3, а не 1,8, как для тех, кто прописан в северной столице. В небольших областных городах коэффициент составляет 0,7-09, т.е. цена полиса может быть ниже базового значения.

ГородКоэффициент
Уфа1.8
Нальчик1
Симферополь0.6
Казань2
Анапа, Геленджик1.3
Армавир, Сочи, Туапсе1.2
Красноярск1.8
Калининград1.1
Ленинградская область1.3
Московская область1.7
Тверь1.5
Томск1.6
Тула1.5
Тюмень2
Челябинск2.1
Ярославль1.5
Москва2
Санкт-Петербург1.8
Севастополь0.6

Полный список коэффициентов территории приведен в Указании ЦБ от 19.09.2014 N 3384-У в актуальной редакции.

КБМ зависит от класса на начало страхового периода. Автомобилистам новичкам присваивается 3 класс с коэффициентом 1, который, исходя из формулы, не влияет на стоимость ОСАГО. В дальнейшем при отсутствии страховых возмещений (СВ) за текущий период (год) класс поднимается до 4-х с коэффициентом 0,95. Если было 1 СВ, класс понижается до 2-х с коэффициентом 1,4, что увеличивает стоимость ОСАГО на 40%. Если в страховку вписаны два или более водителей, ОСАГО рассчитывается по наибольшему КБМ.

Класс на начало периодаКоэффициентКласс на конец периода
0 СВ1 СВ2 СВ3 СВБолее 3 СВ
М2,450ММММ
02,31ММММ
11,552ММММ
21,431МММ
3141МММ
40,95521ММ
50,9631ММ
60,85742ММ
70,8842ММ
80,75952ММ
90,710521М
100,6511631М
110,612631М
120,5513631М
130,513731М

КО равен либо единице (если число лиц, управляющих авто ограничено), либо составляет 1,8 (если нет ограничений).

На сегодняшний день коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителей не влияет на стоимость ОСАГО, если автомобилисту более 22 лет, а водительские права получены более 3 лет назад (КВС = 1). Самый большой коэффициент 1,8 определен для водителей до 22 лет со стажем 3 года или менее. Стоимость полиса в зависимости от возраста и опыта вождения и планируют пересмотреть в середине 2019 года.

Владельцам автомобилей с более мощным двигателем также приходится платить больше за ОСАГО. Самый высокий коэффициент 1,6 применяется, если мощность авто более 150 лошадиных сил.

Мощность двигателя (л.с.)КМ
До 500.6
50 – 701.0
70 – 10001.01.2018
100 – 12001.02.2018
120 – 15001.04.2018
Свыше 15001.06.2018

На стоимость ОСАГО при наличии прицепа для легкового авто для физических лиц коэффициент КПр не влияет, поскольку равен единице.

При использовании транспортного средства в течение нескольких месяцев в году, стоимость ОСАГО рассчитывается с применением КС. Так, цена полиса на автомобиль, который используется 6 месяцев в году, составляет 70% от полной стоимости (применяется коэффициент 0,7).

Тарифный коридор с 01 апреля 2015 г.

Согласно упомянутому выше указанию Центробанка РФ, вместо фиксированной базовой ставки вводился так называемый тарифный коридор, позволяющий компаниям для исходного расчета стоимости полиса использовать любую сумму в промежутке от 3 432 до 4 118 рублей. Такое решение было принято, исходя из следующих соображений:

  1. Создать конкуренцию на рынке ОСАГО, а вследствие конкуренции повысить качество автострахования. Когда ставка представляла собой фиксированную сумму, предложения большинства компаний мало чем отличались друг от друга, а борьба за клиентов шла в основном лишь на уровне рекламы, так как более серьезные шаги в этом направлении были невозможны, ввиду четко обусловленного ограничения в цене полиса.
  2. Предоставить страховым организациям гибкость в плане формирования цены для разных категорий клиентов (физлица, ИП, пенсионеры и т.п.) и разных регионов.

На данный момент нельзя сказать, что принятые меры эффективно работают, так как коридор цен практически не используется. Из-за долгого срока действия прежней тарифной системы продажа полисов ОСАГО была для многих компаний убыточным предприятием. В связи с этим страховые организации просто повысили цены, опираясь в расчете стоимости на новую максимально допустимую ставку в 4 118 рублей (например, Ренессанс Страхование, Согласие, Уралсиб установили такую ставку во всех регионах РФ, а СОГАЗ, Ингосстрах, ВСК, АльфаСтрахование, РЕСО-Гарантия в большинстве регионов).

Как работает коридор цен на практике? Предположим, имеется стандартная машина мощностью 120 л.с. Владелец авто (старше 22 лет) проживает в Москве, имеет стаж вождения свыше 3 лет, ранее не страховался. В зависимости от базовой ставки цена годового полиса на данное транспортное средство может составлять от 8 236 до 9 883 рублей, то есть разница составляет почти 20%.

Влияние возраста и стажа

На цену ОСАГО могут повлиять любые даже самые незначительные на первый взгляд вещи, в том числе и КВС. Аббревиатура расшифровывается как «Коэффициент возраста и стажа». Для его расчета берется информация из водительского удостоверения. В нем всегда указывается дата получения водительских прав для управления транспортом определенной категории. От этого дня и производят отсчет водительского стажа. Естественно, в более выгодной ситуации оказываются те водители, которые получили права по достижению 18 лет, то есть совершеннолетия. Зависимость коэффициента от общего водительского стажа и возраста водителя приведена в таблице ниже.

То есть, если права были получены в 18 лет, и водителю, например, 23 года, он получает наиболее выгодный коэффициент.

Таблица базовых тарифов ОСАГО в 2021 году

В представленной ниже таблице приведены базовые тарифы по ОСАГО, действующие в 2021 г.

Тип ТСТарифный коридор
Мин. сумма, руб.Макс. сумма, руб.
Мотоциклы, мопеды8671 579
Легковые машины
Для юридических лиц2 5733 087
Для физических3 4324 118
Для такси5 1386 166
Грузовые машины
С макс.массой менее 16 тонн3 5094 211
С макс.массой более 16 тонн5 2846 341
ТС для перевозки пассажиров
С числом пассажирских мест до 16 включительно2 8083 370
С числом пассажирских мест более 163 5094 211
Троллейбусы2 8083 370
Трамваи1 7512 101
Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины1 1241 579

Кем осуществляется регулирование

Для того чтобы купить такой полис, необходимо знать, какие цены существуют, как они формируются. Ведь одним из важнейших аспектов в этом вопросе является именно базовая тарифная ставка, которая определяется Центральным Банком РФ.
Подтверждением тому, что Центробанк уполномочен принимать такие решения, является положение, записанное в законе «Об ОСАГО», в ст. 8-й и п. 1 ст. 9-й (закон действующей редакции №40-ФЗ от 2504.02 г., измененный в последний раз 3 июля 2021 года).

Устанавливаются ставки Центробанком актуарным способом – определением своеобразного диапазона тарифов, в пределах которого страховые компании могут выбирать значение базовой ставки для своих расчетов стоимости полисов ОСАГО, которыми они торгуют.

Контролирующий деятельность страховщиков орган также предъявляет свои к ним требования. Одним из таких требований является выплата страховой премии клиентам в размере, который бы не был меньшим 80% от всей страховки.

Такое правило заставляет страховые компании исправно платить все причитающиеся суммы страхователям и защищает последних от разных ухищрений страховщиков в плане недоплат денег своим клиентам.

Другие нововведения указа ЦБ РФ № 3604-У

Стоит отметить, что с введением приказа увеличилась не только общая стоимость полиса, но и максимальный размер страховых выплат. Если раньше он составлял 120 тысяч рублей за возмещение ущерба, причиненного имуществу, и 160 тысяч рублей за компенсацию вреда жизни и здоровью, то в 2021 г. максимальный лимит выплат бы увеличен до 400 и 500 тысяч рублей соответственно.

Вместе с принятием закона о новых тарифах Центробанк обязал все страховые компании размещать и своевременно обновлять соответствующую информацию о стоимости полиса на своих сайтах и онлайн-калькуляторах. И в теории любой гражданин, выбирая подходящий для себя вариант ОСАГО, может зайти в интернет и ознакомиться с ценами. Однако на практике большинство организаций спрятали страницу с базовыми ставками глубоко в дебрях своих сайтов. По всей видимости, между страховщиками существует негласная договоренность на этот счет для противодействия демпингу.

Помимо новой тарифной ставки указом Центробанка также предусматривалось изменение региональных коэффициентов. Данный параметр определяется для разных регионов исходя из степени загруженности дорог и среднего показателя аварийности в местности. Самый высокий коэффициент установлен для таких городов, как Мурманск, Челябинск – 2,1; Казань, Пермь, Тюмень, Москва, Сургут – 2. Дешевле всего новая страховка обойдется жителям таких регионов, как Чеченская Республика, Республика Дагестан, Калмыкия, Крым, Забайкальский край – коэффициент 0,6.

Актуальные ставки в 2021 году для физических лиц

Не каждый водитель отслеживает изменения условий автогражданки для физических лиц. И не каждый владелец автомобиля учитывает важность этих изменений, не задумываясь о том, что иногда мелкие страховые организации-однодневки ищут пути для обмана.

Лишь дважды за все время существования изменялась ставка по ОСАГО — в 2014 и в 2021 гг.

В 2014 году базой считались 1980 рублей, а дополнительные коэффициенты увеличивали итоговую стоимость больше чем вдвое. То есть надбавки были больше основной базы. Сегодня договор со страховой организацией обойдется дороже тем водителям, которые проживают в регионах с высокой аварийностью. Наибольшие коэффициенты – в Москве, а максимально низкие – в Волгограде.

Главное увеличение суммы ставки было в 2021 году. Базовый тариф был увеличен и составил от 3432 рублей до 4118 рублей. Отличие в сравнении с предыдущими годами достаточно существенное, но оно появилось неспроста: коридор выплат по страховым случаям также значительно вырос.

Большинство страховых организации в расчете выбирают максимальное значение в качестве базы для ОСАГО. Это в 2021 году привело к увеличению средней стоимости страховки для физлиц практически на 30%. Учитывая, что максимум по выплатам за страховые случаи превышает 400 тысяч рублей, нововведения вполне оправдываются.

КБМ — коэффициент безаварийного вождения

Таблица расчета коэффициента КБМ в новом Указании практически не изменилась. Зато изменения внесены в правила применения данного коэффициента.

4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – АИС ОСАГО).

При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были зарегистрированы в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.

Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.

В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.

6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.

Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанном периоде времени.

До 1 апреля 2021 года коэффициент КБМ изменялся после того, как истекал срок действия договора ОСАГО. То есть если за время договора по вине водителя не было ДТП, то коэффициент уменьшался.

Новое указание говорит о том, что КБМ водителя рассчитывается на период КБМ, равный одному году, но не совпадающий с календарным годом. Период КБМ начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. То есть при расчете КБМ дата заключения договора ОСАГО не имеет значения.

Пересчет КБМ происходит автоматически — 1 апреля каждого года.

Однако осталось непонятным, как должен рассчитываться КБМ в случае, если в предшествующем году водитель не заключил ни одного договора ОСАГО.

Более подробную информацию по новым правилам расчета КБМ Вы можете найти в следующей статье:

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2021 года

Новый коэффициент по ОСАГО 2021

Планируется, что в 2021 году вступит в действие ещё один коэффициент для «неаккуратных» водителей. Его значение будет зависеть от предыдущих нарушений ПДД, таких как штраф за отсутствие полиса ОСАГО или неправильную парковку. Главным фактором здесь станет тяжесть правонарушений, а не их количество. Он будет применяться за «рецидив» проезда на красный свет или через сплошную линию, вождение в пьяном виде и т.д. Пока ещё неизвестно, какие значения будут для него установлены, но ясно одно: «плохие» водители рискуют получить солидную наценку на полис.

Показатели, влияющие на стоимость ОСАГО

Нужно заметить, что страховые тарифы не берутся с потолка, а являются результатом долгой и серьезной работы научных коллективов высокой квалификации и уникальной специализации. Важнейшими величинами при определении конечной стоимости полиса, помимо базовой ставки, являются следующие конкретные параметры и характеристики:

  • Субъект РФ, где зарегистрировано транспортное средство.
  • Технические данные и тип страхуемой автомашины.
  • Личные водительские данные клиента страховой фирмы.

При вычислении страховой стоимости ОСАГО учитываются некоторые важные параметры – возраст водителя, его стаж за рулем, количество дорожных правонарушений. Некоторые из перечисленных факторов являются неизменными, а некоторые, как упомянутые дорожные правонарушения, вполне зависят от самого водителя. Таким образом, и в некоторой степени, автовладелец может сам влиять на денежный размер стоимости страховки.

Как рассчитывается ОСАГО?

Общий принцип остался неизменным: базовая тарифная ставка умножается на дополнительные коэффициенты, которые можно применить к конкретному водителю и его машине. Размер ставки зависит от категории ТС и его назначения (машина или другое средство передвижения, легковушка или грузовик и т.д.).

Единого размера ставки не существует – каждый страховщик устанавливает её сам, Центробанк лишь фиксирует среднюю величину. Цена может колебаться в пределах 20-ти процентного тарифного коридора. Ставка тарифа автострахования для обычной легковушки составляет от 3432 до 4118 рублей, если вы захотите рассчитать стоимость ОСАГО на ваш автомобиль, в разных компаниях вы получите разную стоимость.

Прежде коридор был уже, и до 20 % вырос только в апреле 2015 года. Однако и этот процент не окончательный: предполагается, что в течение 2021 года или в начале 2021 он увеличится до 30. В конце концов расширение тарифного коридора должно привести к переходу на свободный тариф, когда страховщики будут назначать ставку самостоятельно, без опоры на фиксированное значение.

Важно! Даже с учётом всех повышений, максимальная стоимость страховки ограничена, и цена полиса не может быть выше, чем результат по формуле:

3 х базовая ставка х территориальный коэффициент (ТК).

Пример: базовая ставка для московской легковушки составляет 3725, а ТК равен 2, тогда максимальная стоимость ОСАГО будет равна: 3725 Х 3 Х 2 = 22350.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]