Применение лакокрасочных материалов довольно широкое и разнообразное. Современные технологии химической промышленности позволяют внедрять их всё в новые и новые всевозможные области, отрасли и производства. Разработка передовых видов средств, использующихся для покрытия поверхностей, носит специализированный характер. То есть определенное назначение краски требует наличия у нее необходимых для этого свойств. Это увеличивает эффективность продукции, позволяя сократить потребляемые объемы на одном и том же участке в результате повышения качественного уровня материалов и их долговечности.
Дорожная разметка в России
Таким образом, происходит экономия денежных средств. А это очень важный показатель, особенно если использование лакокрасочной продукции имеет место в делах государственного назначения, ведь траты покрываются за счет выделений из бюджета.
Есть такое выражение в России, что две основные проблемы, с которыми происходит столкновение всеми и повсеместно, — это дураки и дороги. Сделаем акцент на последнем. Состояние дорожного полотна на всей его протяженности оставляет желать лучшего. Есть, конечно, отдельные куски трасс, которые соответствуют все установленным показателям и не вызывают нареканий. Но в целом положение не очень.
Это связано с наличием ям, неровностей, неверных либо отсутствующих в некоторых местах разметочных полос движения, по которым следует ориентироваться автомобилистам. Это приводит к частым авариям при участии пешеходов, водителей легковых и грузовых машин. Как итог – причинение вреда здоровью и жизни людей (легкая, средняя, тяжелая степень тяжести), нанесение материального ущерба имуществу собственников, застопоривание движения транспортного потока и многие другие негативные последствия.
Одним из способов частичного решения имеющейся проблемы, касающейся разметки, может стать использование высококачественных материалов лакокрасочной промышленности для нанесения опознавательных элементов на асфальтированную поверхность. Это становится возможным благодаря созданию средств, предназначение которых — исключительное выполнение этой задачи.
А теперь подробнее рассмотрим каждый из вопросов: о разметке дорожного полотна, ЛКМ для ее нанесения (характеристика отдельно каждого вида), способах, которыми можно осуществить этот процесс, техническом сопровождении, условиях, изменяющих состояние краски, имеющейся на асфабльтовой поверхности.
«Дорожная разметка»: основные положения
Разметка дороги есть маркировка, выполненная определенным способом и наносящаяся на дорожное полотно. Её основная функция – информирование передвигающихся лиц с целью упрощения их перемещения на опасном участке пути.
Это понятие довольно часто встречается в Правилах дорожного движения. Там же предлагается разделение ее на два вида и характеристика каждого. Существует горизонтальная и вертикальная разметка в зависимости от того, на какую поверхность (горизонтальную или вертикальную) наносится лакокрасочное покрытие.
Процесс нанесения регулируется рядом правовых актов. Среди них различные ГОСТы и ведомственные положения о строительстве. Например, ГОСТ Р 51256-99.
Качественный уровень нарисованных полос движения определяется и показателями лакокрасочной продукции, ее основными чертами, воздействием, которое оказывается различными факторами непосредственно в процессе ее эксплуатации, тоже.
Особенности выбора красителя
Выпускаемая краска для дорожной разметки может иметь различный состав, и выбор светоотражающей эмали будет определяться:
- климатическими особенностями региона;
- интенсивностью автомобильного движения (для магистрали нужно выбирать особо износостойкий состав, лучше использовать двухкомпонентные эмали);
- физико-химическими характеристиками асфальта.
Наиболее часто с целью маркировки принято использовать следующие составы, светящиеся от фар.
На основе акрила
Акриловая краска проста в применении, выпускается в виде концентрата. Перед использованием ее нужно просто разбавить водой до требуемой консистенции. Может выпускаться в готовом виде, в аэрозольных баллончиках.
Для нанесения акриловых красителей можно использовать любой метод, но чаще применяется аэрозольное напыление. Лакокрасочные составы с акрилом подходят не только для асфальта, но и для нефтебитумного или бетонного покрытия. Но стоит помнить, что водно-дисперсионные составы в течение получаса могут быть смыты водой, поэтому при работе с ними нужно обращать внимание на погодные условия.
На основе алкидных смол
Алкидная эмаль на каучук-резиновой основе, производство которой налажено недавно, отличается высокой адгезией и износостойкостью, хорошо зарекомендовала себя на скоростных магистралях. Расход при маркировке будет колебаться в зависимости от характера полотна, но удобный аэрозольный способ нанесения для нее не подходит.
Другие варианты
Другие прочные эмали с добавлением в них светоотражающих порошков используются, когда в наличии уже имеется краситель без светоотражающих свойств. Такие светящиеся составы нельзя применять на магистралях из-за неравномерного распределения частиц, но они пригодны для рисования линий или знаков на не очень оживленных трассах.
Двухкомпонентные
Это эмали, изготовленные по новым технологиям. Их отличительной особенностью является отсутствие растворителей и высокая насыщенность отражающими пигментами. Обладают высокой прочностью и адгезией, не повреждаются даже во время работы снегоуборочных машин. Такими эмалями можно наносить знаки и линии на любом автодорожном покрытии, используя разные способы: от аэрозольного до сложного с рисованием специальными машинами. Расход их при этом будет относительно небольшим – до 500 г на м2. Использование двухкомпонентных реакционных эмалей также подходит для аэродромной разметки.
Краска для нанесения дорожной разметки
Вещества для асфальтовых поверхностей условно делят на две категории:
- Используемые в большинстве случаев. Среди них специализированные краски, характеризующиеся особой устойчивостью, группа пластиков. Большая роль отводится именно краскам и термопластикам.
- Применяемые в отдельных ситуациях. Это брусчатка (из клинкера или керамики), крошка (из фарфора), бетон (из цемента, асфальта или полимера), кнопки (из металла) и отдельные блоки.
ЛКМ для дорожного полотна – это многокомпонентные смеси. В их составе от 4 и более составляющих: пигменты, полимеры, добавки, наполнители. Самый важный элемент, определяющий качество разметки, её долговечность, — это полимер.
Качественный показатель нарисованных линий зависит также от технологии нанесения краски. Бывает два способа: холодный и горячий. Некоторые красочные материалы могут наноситься только определенным образом. Первый метод позволяет не обновлять покрытие до двух лет. Второй часто применяется на дорожных объектах с повышенным скоростным режимом (трассах и автострадах). Есть еще одна довольно распространенная группа продуктов, обеспечивающих светоотражение.
Холодный способ и соответствующие ему ЛКМ
Таким способом наносится три группы лакокрасочных покрытий:
- Краски, в составе которых есть растворители органического типа;
- Водно-дисперсионные;
- Холодный пластик.
Первый тип материалов представлен, в основном, водостойкими красочными продуктами. Раньше использовалась эмаль ЭП-5155, но по своим свойствам проигрывала зарубежным образцам. Был учтен опыт других государств, наши разработки и на свет появилась краска нового типа – ВМД (водостойкая маркировочная дорожная).
Второй вид отличается повышенным уровнем экологической безопасности, что выделяет его на фоне других «собратьев». Однако и здесь есть свои недостатки: длительный срок высыхания поверхности, низкий показатель долговечности в период эксплуатации дорожного полотна.
Холодный пластик заметно повышает последний упомянутый факт, продлевая срок службы до двух, а в некоторых случаях – трех лет. Для сравнения: обычно горизонтальная разметка требует нового нанесения уже по истечению года. Этот вид появился в России довольно-таки недавно.
Группу эмалей, наносимых холодным способом, составляют помимо ранее упомянутого номера:
- 5155,
- АК-505,
- АС-554,
- ЭП-5327.
С помощью каких материалов может быть выполнено нанесение разметки на дорогу?
При подборе материалов, которыми будет осуществлено нанесение разметки на дорогу необходимо учитывать ряд характеристик:
- Видимость в темное время;
- Долговечность;
- Стоимость;
- Скорость нанесения;
- Шероховатость.
Среди многообразия средств для выполнения работ, широкое распространение получили различные красители и термопластики. Они позволяют механизировать процесс, ускорить его.
Учитывая тот факт, что разметка подвергается разрушительному воздействию механизмов, неблагоприятных природных явлений, необходимо выбрать стойкий материал, обладающий светоотражающими свойствами.
Самым доступным вариантом является использование различных красителей, включающих в состав пигмент, наполнитель, связующую компоненту и растворитель.
Такую разметку необходимо обновлять каждые 2-4 месяца, ориентируясь на интенсивность автомобильного потока.
Увеличение затрат на проведение работ по восстановлению покрытия, приводят к тому, что растет популярность термопластиков, период эксплуатации которых составляет 2-3 года.
Этот материал представляет собой композицию из связующего компонента, изготовленного на основе природных или синтетических смол, пигмента и наполнителя.
Горячий тип нанесения материалов
По некоторым аспектам этот способ эффективнее предыдущего.
К его достоинствам можно отнести:
- Увеличенный срок службы покрытия, нанесенного горячим методом. Это связано с заметным утолщением слоя материала, используемого для разметки.
- Менее затрачиваемое по времени производство благодаря полностью механизированному процессу.
Но есть и довольно ощутимые слабые места, даже можно сказать, сложности. В первую очередь, это вопрос цены. Горячее производство дороже холодного в несколько раз. Во-вторых, необходим постоянный контроль температурного режима в автомобильных ёмкостях с лакокрасочными материалами. В-третьих, нужна специальная техника, которая предназначена именно для этого.
Несложно догадаться, что основной материал, предназначенный для такого типа нанесения, — термопластик («термо» значит тепло, жар).
В качестве примера этого вида продуктов можно привести термопластики:
- «Мегопласт»,
- «Технопласт»,
- ТПК,
- ТПК-Н,
- тестура М-1, М-2.
Техника для нанесения маркировки
Когда речь идет о нанесении дорожной разметки на большие площади, стоит отдать предпочтение механизированному способу. Существует целый ряд специальных машин, предназначенных для этого. Благодаря их использованию повышается уровень качества, а также правильности оформления линий.
Маркировочная автомобильная техника должна включать в себя следующие элементы:
- технологические узлы;
- датчики контроля температурного режима;
- приборы для нанесения различных по размеру линий и распыления других компонентов;
- распылительные форсунки;
- регулировщик давления в ёмкости с материалами.
Россия такое оборудование обычно закупает у заграничных поставщиков, которые уделяют вопросам разработки специализированной техники для нанесения дорожной разметки более пристальное внимание.
Методика нанесения
Дорожная разметка может наноситься с помощью двух технологий. Выбор методики осуществляется с учетом агрегатного состояния используемого состава.
Холодный вариант. Данную методику используют при нанесении разметки водно-дисперсными красками, а также составами, в основе которых лежат холодные пластики и натуральные растворители. Технологию применяют для нанесения маркировки на покрытиях, которые подвержены сильному износу, к примеру, в эту категорию попадают пешеходные переходы. Разметка служит около 24 месяцев. При максимальной интенсивности движения применяют горячую технологию.
Горячий метод используется при работе с термопластиками и специальными жёлтыми лентами, которые крепятся к полотну дороги с помощью клеевого состава и газовой горелки. Для успешного выполнения работ температура воздуха должна находиться в пределах от +5 до +35°С.
Факторы воздействия на дорожное полотно
На протяжении всего срока службы на линии разметки влияет ряд факторов, определяющий, насколько покрытие износостойкое. Множество исследований было произведено в целях их выявления. Было установлено, что летний сезон характеризуется меньшим износом слоя краски, чем зимний. Это связано с температурным режимом и резкими передами в холодное время года.
Итак, от чего же зависит, как долго не сойдут информационные линии с дороги?
- Степенью изменения структуры самого лакокрасочного материала;
- Степенью изменения структуры асфальтового или бетонного покрытия;
- Взаимодействием наносимого вещества с тем, которое подвергается окраске;
- Влияние температурного режима;
- Загруженность дороги автомобилями (средняя проходимость);
- Другое.
Главным элементом в составе лакокрасочных материалов является полимер, так как он выполняет связующую, соединяющую функцию.
Зачем разметка светится
Разметочные линии, стрелки, пиктограммы и надписи должны быть яркими, хорошо различимыми в любое время дня и ночи при любых погодных условиях. Чтобы придать разметке светоотражающие свойства, используют стеклянные шарики диаметром от 100 до 600 мкм (0,1-0,6 мм).
Стеклошарики вводят в состав эмали непосредственно перед нанесением маркировки или распределяют по поверхности линий в течение 5 секунд с момента распыления красящего состава.
Стеклянные микросферы выполняют несколько функций одновременно:
- Отражают свет автомобильных фар, тем самым помогая водителям четко видеть разметку и в тумане, и в темное время суток.
- Повышают износостойкость маркировки, продлевают срок ее эксплуатации.
- Усиливают сцепление колес с поверхностью полотна.
Стеклошарики обязательно используют на участках повышенной аварийности и на неосвещенных отрезках дороги. При нанесении световозвращающей разметки расход стеклянных микросфер должен составлять не менее 200-250 г на 1 кв. м.
Выводы
Как мы видим, рынок специализированных материалов лакокрасочной промышленности, предназначенных для нанесения дорожной разметки, очень широк. Есть как отечественные разработки (например, краска ВМД), так и импортные.
Ситуация на дорогах во многом зависит от правильно организованного пространства проезжей части. Эффективность разметочного процесса зависит от применения того или иного материала (в приоритете краски узкой направленности – только для дорог), способа его нанесения (холодный или горячий), техники, используемой при дорожных работах и не только.
Новые разработки в химической отрасли России позволят в дальнейшем поднять качественный уровень покрытий, увеличить степень сцепления с дорожным полотном. Главное направление, которому стоит уделить пристальное внимание, — повышения срока службы лакокрасочных материалов дорожного назначения с целью экономии денежных средств государства. Это также может способствовать выходу на более высокий уровень рынка в данной сфере, появлению положительной тенденции в объемах продаж лакокрасочных материалов.
Нанесение светоотражающего материала
Дорожная разметка для водителя должна быть видимой в любое время суток и при любой погоде. Это поможет избежать большое количество ДТП.
Для этих целей при маркировке асфальта используются современные световозвращающие ЛКМ. Востребован материал – СМШ, светоотражающие стеклянные микрошарики.
Самостоятельно он не наносится, а наносится в тандеме с разметочной краской. Повышается видимость маркировки дороги ночью и в дождь. Действие стеклянных микрошариков описывается как:
- переломление ими света от фар;
- отражения яркого потока под углом;
- направление светового потока в глаза водителя.
Максимальным светоотражающим эффектом обладают прозрачные шарики.
Наносится СМШ тремя способами:
- Микрошарики становятся составляющими элементами краски для разметки. Их доля – от 10 до 20 %.
- Дорожная краска посыпается сверху СМШ: от 200 до 300 гр. материала на м2.
- Тандем двух способов соединения с КМ.
Технические требования к материалам для дорожной разметки
Таблица 1. Координаты цветности высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должны соответствовать таким значениям.
Цвет | Обозначение координат цветности | Координаты угловых точек цветовых областей | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Белый | 0,355 0,355 | 0,305 0,305 | 0,285 0,325 | 0,335 0,375 | |
Желтый | 0,443 0,399 | 0,545 0,455 | 0,465 0,535 | 0,389 0,431 | |
Оранжевый | 0,506 0,404 | 0,570 0,429 | 0,610 0,390 | 0,585 0,375 | |
Черный | 0,260 0,310 | 0,345 0,395 | 0,385 0,355 | 0,300 0,270 | |
Синий | 0,070 0,200 | 0,208 0,272 | 0,225 0,228 | 0,115 0,083 | |
Примечание – координаты цветности не нормируются для красного цвета. |
Таблица 2.Коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей),отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать таким значениям.
Цвет | Класс разметочного материала | Коэффициент яркости bv, %, не менее | |
Белый | В7 В6 | 80 70 | |
Желтый | В4 В3 | 50 40 | |
Оранжевый | В3 В2 | 40 30 | |
Черный | В0 | Не нормируется | |
Синий | В0 | Не нормируется | |
Красный | В0 | Не нормируется |
Таблица 3. Плотность материалов для дорожной разметки должна соответствовать таким значениям.
Материал | Плотность, г/см3, не менее |
Краска (эмаль) | 1,5 |
Термопластик | 1,9 |
Холодный пластик | 1,8 |
Спрей-пластик | 1,7 |
Таблица 4. Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать значениям,с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Условная вязкость, с |
УВ2 УВ1 | От 120 до 180 включительно Не менее 80 |
Таблица 5. Степень перетира красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Степень перетира, мкм |
СП2 СП1 | Менее 50 От 50 до 70 включительно |
Таблица 6. Массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее |
НВ2 НВ1 | 75 70 |
Технология нанесения материалов для дорожной разметки АК-511, АК-505, ЭП-5155
В последние годы в связи со значительным увеличением числа легковых и грузовых автомобилей на дорогах страны возросла роль технических средств, обеспечивающих организацию дорожного движения. Важную роль в этом деле играет качество и функциональность дорожной разметки.
Для получения высококачественной, долговечной разметки необходимо соблюдение двух основных условий:
- использование высококачественных материалов;
- качественное выполнение работ по нанесению разметки.
Качественному нанесению дорожной разметки должны предшествовать два важных мероприятия: оценка уровня эксплуатационной нагрузки автомобильной дороги, на которой будет нанесена разметка и, как следствие, правильный выбор лакокрасочного материала.
Оценка уровня эксплуатационной нагрузки автомобильной дороги подразумевает учет влияния целой совокупности факторов на состояние дорожного полотна: интенсивности движения на данном участке, ширины проезжей части, типа и качества дорожного покрытия, назначения и места нанесения разметки, сезонных перепадов температур и др. Все эти факторы оцениваются в баллах и, исходя из суммы баллов, определяется уровень эксплуатационной нагрузки автодороги.
Ниже приведен пример подбора материала для дорожной разметки.
1. В первую очередь оценивается интенсивность движения трассы (Таблица 1):
Интенсивность движения, автомобилей/сутки | Баллы |
менее 6000 | 1 |
от 6000 до 10000 | 2 |
от 10000 до 20000 | 4 |
более 20000 | 6 |
В нашем примере принимаем интенсивность движения от 6000 до 10000 автомобилей в сутки, что соответствует 2 баллам.
2. Затем по Таблице 2 оценивается ширина проезжей части :
Ширина проезжей части, м | Ширина полосы движения, м | Баллы |
до 6 | до 3 | 3 |
от 6 до 7,5 | от 3 до 3,75 | 1 |
более 7,5 | более 3,75 | 0 |
Принимаем ширину проезжей части равной 6 – 7,5 метров, т.е. 1 балл.
3. Далее оцениваем назначение и место нанесения разметки (Таблица 3):
Вид наносимой разметки | Баллы |
Краевые линии | 0 |
Разметка мест парковки | 2 |
Разметка в местах спуска или подъема | 2 |
Осевые линии | 4 |
Разделительные линии полос вне городской черты, линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется не постоянно | 5 |
Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется постоянно | 10 |
Вид наносимой разметки – осевые линии, что соответствует 4 баллам.
4. В соответствии с Таблицей 4 оцениваем тип и качество дорожного покрытия:
Характеристика дорожного покрытия | Баллы |
Ровное асфальтобетонное дорожное покрытие без видимых разрушений с шероховатостью: | |
| 0 |
| 1 |
Ровное цементобетонное дорожное покрытие без видимых разрушений с шероховатостью: | |
| 2 |
| 3 |
Пусть покрытие будет асфальтобетонным с естественной шероховатостью – 0 баллов.
5. Оцениваем влияние сезонных факторов эксплуатации :
Сезонные факторы эксплуатации | Баллы |
Отсутствует | 0 |
Использование противогололедных смесей | 1 |
Использование механических средств уборки дорог | 2 |
Переход температуры воздуха через 0° С | 3 |
6. По Таблице 6 учитываем влияние прочих факторов:
Вид наносимой разметки | Баллы |
Отсутствует | 0 |
Разметка на пересечениях дорог в одном уровне | 3 |
Разметка на кривых в плане и разворотах радиусом до 70 м | 4 |
Разделительные линии полос в черте населенного пункта, проезд по которым осуществляется постоянно | 10 |
Для упрощения задачи пренебрежем сезонными и прочими факторами эксплуатации. Тогда сумма баллов составляет:
Σ = 2 + 1 + 4 + 0 + 0 + 0 + 0 = 7.
7. Уровень эксплуатационной нагрузки на дорожном участке определяется с учетом полученной суммы баллов по приведенной ниже Таблице 7:
Сумма баллов | Уровень эксплуатационной нагрузки дорожного участка |
1-5 | 1 |
6-10 | 2 |
11-15 | 3 |
16-20 | 4 |
Более 20 | 5 |
8. Теперь, зная уровень эксплуатационной нагрузки на трассе, можно начать подбор оптимального лакокрасочного материала:
Маркировочный материал | Уровень эксплуатационной нагрузки участка дороги | Функциональная долговечность разметки, мес., не менее |
Краска, эмаль | временная разметка | не нормируется |
1 | 18 | |
2 | 12 | |
3 | 6 | |
Спрейпластик | 2 | 18 |
3 | 12 | |
4 | 6 | |
Холодный пластик | 2 | 24 |
4 | 18 | |
5 | 12 |
Т.е. для разметки нашего участка дороги необходимо использовать лакокрасочный материал или спрейпластик.
Более подробно с принципами подбора лакокрасочных материалов для дорожной разметки можно ознакомиться в [1, 2].
Вторым, не менее важным предварительным этапом является входной контроль разметочных материалов, который должен начинаться с проверки наличия необходимой нормативно-технической документации, сопровождающей материал: технических условий, технического паспорта на поставляемую партию материала, санитарно-эпидемиологического заключения и сертификата качества.
Входной контроль качества материала на соответствие требованиям нормативно-технической документации ( ГОСТ Р 51256-99 и технических условий на материал) проводит специализированная независимая лаборатория, имеющая соответствующую аккредитацию, необходимые методики, оборудование и специалистов.
По окончании подготовительных работ приступают непосредственно к нанесению дорожной разметки. Детально условия и технология нанесения разметки описаны в ряде методических документов [ 1, 2, 3, 4, 5 ].
Технология нанесения дорожной разметки состоит из нескольких стадий:
- Подготовка поверхности дорожного покрытия под покраску;
- Подготовка лакокрасочного материала для нанесения;
- Предварительная разметка дорожного покрытия;
- Нанесение подгрунтовки (при необходимости)
- Собственно нанесение дорожной разметки (в т.ч. стеклошариков);
- Замывка оборудования и инструментов.
Нанесение разметки начинается с подготовки поверхности дорожного покрытия: демаркировки (удаления) остатков старой, пришедшей в негодность разметки, выполнения ямочного или капитального ремонта покрытия, заливки трещин. Покрытие должно быть очищено, отмыто и высушено. Затем проводится контроль климатических условий на соответствие рекомендациям инструкции по применению материала. Рекомендуемые климатические условия нанесения разметки: температура воздуха и поверхности дороги от +5 до +35 °C и относительная влажность воздуха не выше 85%. Свежий асфальт, бетон необходимо выдержать при температуре не ниже 10 °C в течение 7 – 10 дней, а после дождя необходимо дать поверхности просохнуть. Крайне нежелательно наносить на дорожное полотно во время дождя.
Нанесение предварительной разметки производят вручную или с помощью специального кронштейна-маркера, установленного на маркировочной машине. Технология работ по нанесению предварительной разметки включает определение контрольных точек, натяжение шнура и нанесение точек, фиксирующих проектное положение линий и символов дорожной разметки. Нанесение предварительной разметки необходимо начинать с осевых линий, а затем наносить параллельные им линии, разделяющие полосы движения.
Подгрунтовку, включая выбор материала и технологии, осуществляют в соответствии с рекомендациями производителя разметочного материала.
Далее проводят подготовку лакокрасочного материала, которая заключается в разбавлении его до рабочей вязкости и загрузке в емкость маркировочной машины. Эмаль ЭП-5155
разбавляют
растворителем 646
(ГОСТ 18188), краски и эмали на основе органоразбавляемых акриловых сополимеров разбавляют до рабочей вязкости , как правило, толуолом, бутилацетатом (или их смесью в соотношении 1:1), либо
растворителем
Р-4или
ацетоном,
воднодисперсионные разметочные материалы – водой. Степень разбавления
эмалей
для дорожной разметки до рабочей вязкости зависит от способа нанесения (маркировочная машина, кисть, валик), но обычно не превышает 10% от массы материала. Перед применением лакокрасочный материал необходимо тщательно перемешать. Более подробно мероприятия по подготовке лакокрасочных материалов описаны в соответствующих методических рекомендациях [6], а также в инструкциях по применению лакокрасочных материалов и эксплуатации соответствующих маркировочных машин.
Рост производства отечественных акриловых сополимеров обусловил появление лакокрасочных материалов с высоким сухим остатком (более 70%), при этом износостойкость краски возросла в 2-10 раз. Это такие материалы как АК-503
,
АК-505
,
АК-511, АК-513, АК-540, АК-585
и другие.
Разметку красками (эмалями) наносят с помощью специальных маркировочных машин путем пневматического или безвоздушного распыления в соответствии с регламентом и инструкцией по эксплуатации машины или вручную по трафарету краскораспылителем, кистью или валиком.
Для улучшения видимости разметки и создания эффекта световозвращения в краску вводят светоотражающие стеклошарики (микросферы).
Требования, предъявляемые к стеклошарикам, представлены ниже:
Наименование показателя | Технические требования |
1. Внешний вид | Прозрачные микросферы, содержащие не более 5% газовых включений и не слипшиеся друг с другом. |
2. Содержание технологических остатков (осколков), %, не более | 5 |
3. Содержание несферических частиц, %, не более | 20 |
4. Содержание основных фракций, %, не менее | 50 |
5. Минимальный размер, мкм | 50 |
6. Максимальный размер, мкм | 1200 |
7. Коэффициент преломления | 1,50 – 1,65 |
8. Плотность, г/см 3 | 2,4 – 2,6 |
9. Характер поверхности | гидрофобный |
Наиболее оптимальный размер стеклошариков 70 – 160 мкм, хотя допускается использование микросфер с диаметром от 100 до 600 мкм (СТО МШС-01-03 «Световозвращающие элементы (стеклошарики) для дорожной разметки»). Рекомендуемое количество использования стеклошариков 25 – 30% от массы лакокрасочного материала.
СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ СТЕКЛОШАРИКОВ В КРАСКУ
• введение внутрь лакокрасочного материала в количестве не более 30%;
• посыпание поверх свеженанесенной дорожной разметки в количестве 200 – 300 г/м 2 ;
• комбинирование вышеперечисленных способов.
Нанесение стеклошариков
на поверхность дорожной разметки производят в автоматизированном режиме специальным пневматическим распределителем, входящим в комплект разметочных машин. Перед началом работ микросферы загружают в специальную емкость разметочной машины, откуда под давлением через специальную форсунку они подаются на поверхность свеженанесенной, несформировавшейся разметки. При нанесении разметочного материала стеклошарики под давлением воздуха через отдельную форсунку подаются на поверхность не сформировавшейся линии разметки. При ручном нанесении дорожной разметки стеклошарики также наносят вручную. При нанесении краски валиком микрошарики не применяются.
Для достижения максимального эффекта световозвращения необходимо, чтобы стеклошарики были погружены в лакокрасочный материал наполовину. В этом случае достигается и хорошее удерживание микросфер материалом разметки, и достигается оптимальное преломление и отражение света. Если стеклошарики выступают из материала более чем на 50%, они легко «выбиваются» колесами автотранспорта. При погружении стеклошариков в материал разметки более чем наполовину, отражаемый светопоток резко снижается.
Сразу после окончания работ необходимо замыть оборудование и окрасочный инструмент. Замывка проводится, как правило, растворителем, используемым для разбавления эмали. После замывки оборудования и инструментов промывочный растворитель можно использовать по прямому назначению. Тем самым, с одной стороны, снижаются потери растворителя, а с другой – решается вопрос его утилизации.
В заключение остается только добавить, что все работы по разметке дорожных покрытий должны выполняться квалифицированным персоналом.
Видео на тему:
«Качественная дорожная краска для разметки дорог и материалы для ее нанесения АК-503, АК-505, АК-511, АК-513, АК-540, АК-585»
Вместе с этим читают:
«Влияние пигментов и наполнителей на стойкость к истиранию покрытий для дорожной разметки»
«Сравнение технических показателей красок для дорожной разметки Штоллрефлекс Д1163 (Австрия) и АК-513 (ООО ПО «Химтэк»)»
«Линии жизни. Дорожная разметка.»