Стоимость услуг по оформлению пассажирской лицензии — от 25000 рублей.
Государственная автоинспекция установила специальные правила к организованной перевозке детей, которые необходимо знать как перевозчику, так и работникам, которые сопровождают детей в поездке.
Организованная перевозка детей – это перевозка детей без их родителей в количестве 8 и более человек в автобусе, который не является маршрутным транспортом. Согласно Правил дорожного движения к таким автобусам прикрепляется знак «Перевозка детей» на лобовом и заднем стеклах.
Организованная перевозка группы детей и новые правила лицензирования
Индивидуальные предприниматели или юридические лица, занимающиеся перевозками детей, должны иметь действующую лицензию на перевозку детей автобусами, а сам автобус должен соответствовать техническим требованиям, согласно лицензии.
Лицензирование перевозок детей автобусами – подготовка, подача и получении лицензии на перевозку детей автобусами, которая осуществляется специализированными организациями.
Порядок оформления лицензии на перевозку детей школьными автобусами установлен Правилами дорожного движения, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами организованной перевозки групп детей автобусами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1177 15.12.2013 года.
Кроме того, ГИБДД разработало специальную памятку по организации перевозки детей автобусами, которая содержит обязательные требования для перевозчика.
Что за новый закон?
На самом деле, законом изменения называть не совсем верно. Формально они не относятся к законам, а являются Постановлением правительства России под номером 1196 о внесении изменений в другое ППРФ – №1177. Таким образом, первый нормативный акт просто вносит изменения во второй с начала октября 2021 года – основные правила организованной перевозки группы детей в автобусе.
Среди наиболее важных нововведений:
- ремни безопасности и пристёгнутые в них дети обязательны не только в междугородних перевозках, но и в городских автобусах для групп детей,
- больше ответственности переложено на сопровождающего,
- срок для подачи разрешения в ГИБДД для организованного движения детей теперь составляет всего сутки.
Что должен обеспечить собственник школьного автобуса
Собственник школьного автобуса (образовательная школа или иное юридическое лицо, заключившее договор на перевозку детей со школой), должен оформить лицензию.
Автобус должен соответствовать требованиям лицензии
- Автобус должен быть оборудован для перевозки пассажиров;
- Срок автобуса — не старше 10 лет с момента выпуска;
- Обязательное прохождение техосмотра;
- Наличие специального знака «Ограничение скорости», согласно которому не допускается движение автобуса детьми со скоростью более 60 км/час;
- Наличие знака «Перевозка детей»;
- Наличие тахографа;
- Наличие спутниковой навигации ГЛОНАСС.
- Обязательные реквизиты: аварийный знак, аптечка, 2 огнетушителя, противооткатные упоры, специальная жилетка у водителя.
Какие требования существуют к перевозкам детей
Водители автобуса должны быть допущены к перевозкам детей при наличии:
- медицинской книжки о прохождении обязательного осмотра;
- ежедневногопредрейсового инструктажа по безопасности перевозки детей;
- ежедневногопредрейсового медосмотра;
- непрерывного трудового стажа (1 и более год) по категории Д.
Кроме того, у водителя, который допущен в перевозке детей, должно отсутствовать административное взыскание по ПДД в течение года (лишение прав, арест).
Что за изменения?
Но есть ещё довольно большой ряд изменений. Их мы и рассмотрим по порядку!
Больше не будет туроператоров по закону
В самом начале ППРФ идёт определение терминов, используемых в правилах перевозки. И одно из них исключается – определение туроператора.
Равно как исключается любое дальнейшее упоминание работников туротрасли в автобусных перевозках групп детей.
Любой автобус должен быть оборудован ремнями безопасности
С 1 октября вносится изменение к требованиям к самим автобусам, перевозящим детей.
- они как и ранее должны быть не старше 10 лет от роду,
- быть в исправном состоянии,
- допущен к участию в перевозке детей и дорожному движению в целом,
- оснащён тахографом, а также российской спутниковой системой,
- и новое требование – он должен быть оборудован ремнями безопасности для детей.
Список всех, кто находится в автобусе, по-новому
Теперь официальный список должен содержать не только сведения о детях, но и:
- о сопровождающих организованную перевозку группы детей (ФИО и телефон),
- о медицинском работнике в автобусе (ФИО и копия лицензии или договора с медучреждением, имеющим такую лицензию),
- других работниках (ФИО, телефон и пункты посадки/высадки, если те едут не весь маршрут).
Для самих детей нужно указать в их списке:
- фамилию, имя и отчество,
- дату рождения или возраст,
- контактные телефоны родителей,
- места высадки и посадки, если они едут не весь маршрут перевозки.
Список остановок и ночлега должен быть предопределён
В частности, у сопровождающего должен быть такой список:
4(1). Для осуществления организованной перевозки группы детей ответственный или старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей при многодневных поездках обязан иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время, содержащий также наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, размещающих детей на отдых в ночное время или осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестровый номер осуществляющего организацию перевозки туроператора в едином федеральном реестре туроператоров.
Срок хранения документов после перевозки сократили
Теперь все документы после осуществлённой перевозки нужно хранить не 3 года, а 90 дней. Исключение составляет ДТП с наличием пострадавших – тогда остаются те же 3 года.
Новые сроки уведомления о перевозке детей
Ранее уведомление о предстоящей перевозке группы необходимо было подавать не позднее, чем за 2 дня до неё. Теперь же 2 новых срока:
- если перевозка междугородняя, то за 48 часов до неё (не позднее),
- если городская или пригородная, то за 24 часа.
Сопровождающий обязан убедиться, что все дети пристегнулись
Новый абзац добавлен в Постановление правительства с 1 октября:
Назначенный сопровождающий обязан перед началом движения автобуса убедиться, что дети пристёгнуты ремнями безопасности, контролировать использование ими ремней безопасности в пути следования, обеспечивать порядок в салоне, не допуская подъём детей с мест и передвижение их по салону во время движения.
Теперь давайте рассмотрим наиболее распространённые вопросы касательно организованной перевозки групп несовершеннолетних.
Правила посадки и высадки детей по ПДД
Согласно правилам посадки и высадки детей, при организованной поездке водитель обязан:
— Проверить список с детьми и отметить всех присутствующих; — Обеспечить остановку автобуса в безопасном месте; — Погрузить детский багаж в багажное отделение; — Проверить ручную кладь (размер и содержимое); — Провести с детьми инструктаж о правилах их посадки и высадки, а также о правилах поведения во время остановок и движения, в том числе в экстренных ситуациях. — Разъяснить детям их действия, если ухудшится их здоровье или возникнет необходимость помощи.
Нужно ли детям пристёгиваться в городском транспорте?
Нужно, обязательно. Но только если автобус оборудован ремнями безопасности и вне зависимости от того, ребёнок это или взрослый.
В законодательстве с октября речь идёт о необходимости оборудования всего транспорта для перевозки детей только при организованном движении именно группы детей. Речь не идёт обо всех автобусах, в салоне которого находятся дети.
Кто выдает лицензию на перевозку детей
Лицензия на перевозку детей и школьников выдается в Ространснадзоре. Если документы для лицензирования школьного автобуса подготовлены неправильно или не в полном объеме, лицензирующий орган отказывает заявителю в выдаче лицензии.
Лицензия на перевозку школьников (учащихся) выдается в течение 120 дней с момента обращения. Все выданные лицензии фиксируются с специальном Реестре лицензиатов.
В случае нарушения правил перевозки детей перевозчик заплатит административный штраф в размере 100 тыс. руб., водитель, который осуществляет перевозку без лицензии -штраф 3000 руб., а ответственное должностное лицо – 25 тыс. руб.
Если частник или юрлицо будет осуществлять деятельность без лицензии, то размер штрафа будет от 50 до 400 тысяч рублей.
Что проверяют у школьных автобусов в 2021 году
В последнее время много вопросов что именно проверяют у школьных автобусов в 2021 году. Полностью всю тему мы не закроем, но расскажем то, что касается нашей области работы – тахографы и ГЛОНАСС.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились с просьбой рассказать, что именно интересует инспекторов в территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия.
Процесс проведения проверки регламентирует Приказ Минтранса РФ от 28.12.2017 №542.
Тахограф
Когда к вам в школу приходит инспектор, то на каждый школьный автобус должны быть документы подтверждающие наличие тахографа. Инспектор попросит договор, акт на установку. и свидетельство калибровки тахографа.
Карта водителя
У каждого водителя должна быть действующая карта водителя. Карта водителя как и водительское удостоверение выдаётся каждому водителю. Она именная, на ней нанесена фотография владельца, установлен индивидуальный пин-код, так что пользоваться ей может только тот человек на которого она выдана.
Карта предприятия
У ответственного за транспорт лица должна быть действующая карта предприятия. Это важный момент, потому что про карту предприятия часто забывают.
ГЛОНАСС мониторинг
Инспектор проверит наличие системы производственного контроля ГЛОНАСС. Договор, акт на установку, сведения о тестировании на компьютере.
Отчеты с тахографа
Должна быть распечатка информации с тахографа по режиму труда водителя. Распечатка делается с помощью самого тахографа, из меню “Печать”, при вставленной карте водителя.
В электронной базе школы (на компьютере) должна храниться выгрузка данных с карты водителя, которая производится каждые 28 дней. Теме как выгружать данные с карты водителя мы недавно посвятили отдельную статью.
От наших клиентов мы знаем, что инспектора уже проверяют тахографы у школьных автобусов в начавшемся 2021. Лучше подготовиться в проверке заранее, потому что штрафы начинаются в среднем от 7 тысяч рублей.
Список документов, которые должны вестись по транспорту
Кроме вышеперечисленного стоит обратить внимание на следующие моменты:
- лицензия на перевозку пассажиров
- включение в реестр лицензий сведений об автобусах
- приказы о закреплении обязанностей за специалистами и возложение ответственности за обеспечение безопасности движения
- должностные инструкции работников связанных с безопасностью движения (механик, диспетчер)
- дипломы об образовании специалистов ответственных за безопасность движения
- удостоверения об аттестации ответственного за безопасность движения
- приказ о закреплении водителей за автобусом
- сведения о предварительном и периодическом медосмотре
- договор на предрейсовые и послерейсовые медосмотры с организацией имеющей медицинскую лицензию
- документы о возможности и праве самостоятельно проводить предрейсовый осмотр
- журнал учета медосмотров
- предрейсовые технические осмотры автобусов (договор на оказание услуг, дипломы механиков, дипломы обучения и переподготовки)
- журнал предрейсового контроля технического состояния
- журнал учета пробегов и организации техобслуживания
- договор на проведение работ по ТО, сертификат соответствия этой организации
- документы подтверждающие выполнение технического обслуживания (ТО-1, ТО-2, …)
- освидетельствование ГБО
- данные о стоянке автобуса
- журнал учета инструктажей водителей по ТБ, утвержденные инструкции по безопасности дорожного движения
- табель учета рабочего времени водителей
- журнал учета и анализа ДТП и нарушений ПДД
- акты служебных расследований ДТП
- путевые листы автомобилей
- схема маршрута, график движения
Остались вопросы? Задавайте вопросы в комментариях, мы попробуем на них ответить!
Какие документы нужны для лицензирования школьного автобуса?
Вопрос «Какие документы нужны для лицензирования школьного автобуса?» стал актуальным после внесения изменений в действующее законодательства. Согласно требованиям постановлений правительства РФ, теперь разрешение на организованную перевозку пассажиров нужно получать и для рейсов, выполняемых для внутренних нужд организации (в данном случае — школы).
В этот перечень попадают и школьные автобусы, которые доставляют детей к месту учебы или перевозят их по экскурсионным маршрутам. Чтобы иметь возможность использовать транспортное средство без претензий со стороны проверяющих органов, до 29.06.2019 нужно будет оформить лицензию.