Железнодорожные переезды считаются зонами повышенной опасности для участников движения. Поэтому и ответственность при нарушении правил проезда через них будет строгой. За нарушения, допущенные водителями в этом случае, могут быть назначены штрафы, а порой изымается водительское удостоверение.
Повышенная строгость наказаний предусмотрена потому что при проезде особенно опасных участков человек, находящийся за рулем, подвергает опасности не только свои жизнь и здоровье, но и представляет угрозу для прочих участников движения.
Штрафы и/или иные наказания
На железнодорожных переездах категорически запрещено останавливать транспорт.
Остановка на переезде карается штрафом – сумма составляет 1000 рублей по правилам КоАП, ст.12.10, часть первая. Также может быть принято решение о наказании водителя путем лишения права управлять автомобилем на срок 3-6 месяцев (ст.12.10, ч.3).
При повторном нарушении виновный может быть отстранен от права водить машину на один год.
Наказать могут в тех случаях, если остановка авто была произведена на любом участке переезда, кроме специально обозначенных мест – области стоп-линии, знака «СТОП», перед шлагбаумом. Остановившись на этом участке, водитель должен оценить обстановку, чтобы избежать ошибок при пересечении зоны повышенной опасности.
Например, сразу же за переездом может накопиться пробка из нескольких машин, из-за которой придется затормозить на ж/д путях. Остановившись у стоп-линии, можно заранее заметить затор и не выезжать на рельсы.
Проезд без остановки
Если водитель проехал в положенном месте, не совершив обязательную остановку перед ним, это является нарушением. Знак «Движение без остановки запрещено» обязывает останавливаться даже в тех случаях, когда дорога пуста. При отсутствии стоп-линии белого света тормозить необходимо перед знаком.
Нарушителей этого правила оштрафуют – сумма составляет 1000 рублей.
Вынужденная остановка на рельсах
Если водитель был вынужден совершить остановку на переезде, наказания не последует, если удастся доказать, что автомобиль остановился вследствие поломки. То же и в случае, когда неожиданно остановился автомобиль, находящийся спереди, из-за чего и пришлось затормозить следующему.
При поломке авто и вынужденной остановке необходимо сразу же принять меры для обеспечения безопасности прочих участников движения:
- Пассажиров, находящихся в остановившемся авто, следует немедленно высадить.
- Водитель должен принять все возможные меры для того, чтобы как можно быстрее освободить железнодорожные пути.
- При возможности надо в обе стороны от остановившегося авто выслать по рельсам людей – они должны отойти примерно на километр и подавать сигналы «Стой!», если увидят приближающийся поезд.
- Тот, кто останется у автомобиля, должен будет подавать звуковые сигналы. Один длинный гудок и три коротких – это сигнал общей тревоги.
Если заметите приближающийся поезд, к звуковым сигналам надо добавить и видимые – выполняйте рукой круговые движения.
В руке желательно удерживать хорошо различимый предмет, например, яркий лоскут ткани. В темное время суток следует использовать для подачи сигнала фонарь.
Обгон
Обгоном называется маневр, при котором автомобиль выезжает со своей полосы, опережает другие ТС и возвращается на прежнюю. При выполнении маневра обгоняющий автомобиль увеличивает скорость. Начинается маневр выезда на соседнюю полосу, затем выполняется опережение, после которого автомобиль возвращается на ту же полосу, с которой начинал движение.
Обгон запрещается на некоторых объектах, среди которых и железнодорожные переезды. Также запрещено обгонять движущиеся впереди ТС на расстоянии 100 метров перед переездом.
При данном нарушении штрафы и наказания предусмотрены такие:
- Штраф в размере 5000 рублей (КоАП, ст.12.10).
- Лишение нарушителя права управлять автомобилем на срок 4 месяца или полгода.
- Повторное нарушение – водитель лишается прав на один год.
Если был выполнен обгон без выезда на встречную полосу, его классифицируют как опережение. При составлении протокола должно быть указано, что на переезде имелось более двух полос для движения в одном направлении.
После того, как автомобиль проедет рельсы железной дороги в специально предусмотренном месте, зона, где обгон запрещен, закончена. Если нет никаких знаков, которые не позволяют обгонять автомобили на этом участке дорог, маневр можно выполнять свободно, не опасаясь наказаний.
Порядок остановки на железнодорожном переезде
Статья 12 ПДД определяет общий порядок остановки и стоянки автотранспорта, а статья 15 – само движение автомобиля через переезд.
Существует 2 вида переездов:
- Регулировка происходит с использованием шлагбаумов;
- Переезд без шлагбаума.
Для обоих типов переездов существуют обязательные требования.
Так, при проезде нерегулируемого ж/д переезда водитель должен остановить автомобиль возле стоп-линии либо знака «Стоп», убедиться, что дальнейший проезд будет безопасным и продолжить движение.
Остановка на регулируемом переезде происходит:
Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Москва доб 152
- Санкт-Петербург доб 152
- Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)
- Перед закрытым шлагбаумом;
- При запрещающем сигнале светофора;
- При запрете проезда дежурным регулировщиком.
Преднамеренная стоянка на самих переездах и на удаление 50 метров до них запрещена.
В ПДД существует понятие вынужденной остановки автомобиля, которое может произойти из-за:
- Неисправности автотранспорта;
- Опасного груза, который перевозится;
- Препятствий на пути движения;
- Плохого состояния водителя либо пассажира.
В случае вынужденной остановки транспортного средства на настиле необходимо незамедлительно выпустить из него всех пассажиров. После этого постараться убрать автомобиль с переезда. Если оперативно сделать это не получается, нужно, чтобы несколько человек отправились по разные стороны вдоль путей на расстояние около 1 километра и подавали сигналы машинисту поезда, в случае его приближения. Днем сигналом будет круговое движение с использованием яркого предмета, а в ночное с помощью фонаря.
В любых других ситуациях остановка на ж/д переезде запрещена. Также нельзя выезжать на железнодорожный настил в случае, если при выезде из него образовался затор.
Где запрещено?
Чтобы правильно определить, где и как останавливаться на переезде и рядом с ним, следует обратиться к ПДД. Для удобства понимания весь участок можно разделить на зоны:
- От 100 метров до рельсов или более – при проезде используются правила такие же, как на простой дороге.
- 100 метров до рельсов – может быть ограничена знаками, правила применяются те же, что и на дорогах без рельсов.
- 50 метров – в этой зоне запрещается стоянка любого транспорта, правило действует на участок с обеих сторон. При необходимости остановиться следует перед самим переездом, возле стоп-линии, совместно с которой применяется знак, согласно которому движение без остановки запрещено.
- На участке для движения транспорта, который пересекает рельсы, следует двигаться без каких-либо остановок.
Если отметку для остановки машина проехала и затем была вынуждена затормозить из-за включившегося запрещающего сигнала, нельзя применять задний ход. Такое положение автомобиля согласно статьям 12.10, 12.19 КоАП также подпадает под штраф.
Сумма штрафа зависит от того, как будет квалифицироваться нарушение. Водитель может попытаться смягчить наказание – сделать заявление, что шлагбаум был открыт, а на светофоре был зеленый сигнал.
Обгон перед железнодорожным переездом
Перед любым железнодорожным переездом вне населенного пункта не зависимо, оборудован ли он шлагбаумом или нет, установлены знаки, которые обозначают расстояние до переезда.
Знак с тремя полосами расположен за 150 м от переезда, с двумя полосами – за 100 м, с одной полосой – за 50 м. За 100 м перед ж/д путями любой обгон запрещен, но не запрещено опережение.
В городских условиях переезды оснащены другими знаками – знак железнодорожных путей (1.1) и знак паровоза (1.2).
Они устанавливаются на расстоянии 100 метров от путей. В городе действует то же правило – обгон запрещен за 100 метров до железнодорожных путей.
Следует отметить, что опережение можно выполнять на любом расстоянии от переезда. Опережением считается ситуация, когда скорость транспортного средства выше скорости попутного ТС. Оно может быть с перестроением на другую полосу движения, а затем возврат на свою полосу, либо перестроение без последующего возврата на свою полосу.
Обгон предусматривает выезд на полосу встречного движения. Обычно по разметке проезжей части можно легко сориентироваться, когда обгон попутного автомобиля запрещен.
Объезд – автомобиль объезжает неподвижное препятствие (например, сломанный автомобиль или ТС дорожных служб) с последующим возвращением на свою полосу движения. На железнодорожном переезде запрещен:
Административное денежное наказание за обгон на ж/д перезде – 1 000 – 1 500 рублей.
Здесь вы найдёте информацию о других штрафах за нарушение ПДД.
Разрешенные места
В ПДД отмечено и расстояние, на котором следует остановиться водителю, собирающемуся пересекать опасные участки.
Справка. При наличии знака 2.5 у ж/д переезда или специальной стоп-линии необходимо остановиться перед ней. Поскольку знак STOP запрещает двигаться без остановки, следует остановить авто, оценить обстановку, проверить наличие сигналов, которые могут что-либо запрещать.
Знак 2.5: «Движение без остановки запрещено»
Выбор места, где водителю необходимо остановиться перед переездом, зависит от того, имеется ли шлагбаум перед железнодорожными путями. Если есть шлагбаум, следует остановить машину как минимум за 5 метров от него. Если нет, остановку следует произвести за 10 метров от ближайшего рельса.
Смотрим видео по теме:
За сколько метров нужно остановиться
Правила остановки и стоянки перед ж/д переездом освещены в статье 12 и 15. ПДД. Согласно ним, требования к пересечению данного участка дороги различаются в зависимости от наличии или отсутствии шлагбаума.
Без шлагбаума
Такой тип переезда обозначается дорожным знаком 1.2 (перевернутый треугольник с красной окантовкой, где на белом фоне изображён паровоз). В большинстве случаев, перед началом зоны 1 без шлагбаума устанавливается светофор, состоящий из двух сигналов красного цвета. Иногда над ними размещается третий фонарь белого цвета. При отсутствии регулировщика, сигналы светофора обладают приоритетом. Остановиться в этом случае следует:
- У разметки STOP на асфальте или одноименного знака.
- Непосредственно у светофора.
- При отсутствии первых двух пунктов – не ближе 10 метров от рельсов.
На таком переезде может устанавливаться знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Водитель, подъехавший к переезду без шлагбаума или светофора, обязан остановиться:
- у стоп-линии на асфальте;
- при ее отсутствии – у знака 2.5.
Транспортное средство может возобновить движение только после того, как его водитель удостоверится в безопасности проезда.
Со шлагбаумом
Такой вариант встречается гораздо чаще, так как он безопаснее для автомобилистов. Для обозначения границ зоны 1 используется знак 1.1 – треугольник с красной окантовкой и схематичным изображением забора на белом фоне.
Требования ПДД запрещают проезд зоны 1 при наличии следующих условий:
- Шлагбаум опущен.
- На светофоре мигает красный сигнал.
- Регулировщик оповещает о необходимости остановиться.
Требования к месту остановки на переезде со шлагбаумом содержатся в ст. 15.4 ПДД:
- у линии СТОП;
- у знака «Движение без остановки запрещено»;
- возле светофора;
- при отсутствии всех перечисленных обозначений – не ближе 5 метров от шлагбаума.
В каких случаях разрешено?
Существуют ситуации, в которых остановка перед железнодорожными переездами, а иногда и непосредственно на них, является необходимостью. Чтобы ее обозначить, применяют такие сигналы, как красный цвет фонаря светофора, опущенный шлагбаум.
Необходимо совершать остановку, если этого требует регулировщик или в тех случаях, когда в зоне видимости появляется движущийся поезд.
- Если проехать через переезд, не обращая внимания на красный свет, можно получить штраф, предусмотренный ст.12.10 (ч.1) КоАП, в размере 1000 рублей.
- Если нарушение было повторным, может быть вынесено решение о лишении водителя права управлять ТС на 6 месяцев.
Регулировщик сигнализирует о необходимости остановиться, если он обращен к водителю лицом или спиной, а его рука поднята вверх. Этот сигнал дублирует красный цвет на светофоре. Если водитель видит перед собой сигналы, разные по значению – например, регулировщика в запрещающей движение позе и светофор, на котором горит зеленый свет, поступать следует так, как показывает регулировщик.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Если сотрудник ГИБДД уже выписывает вам штраф за остановку на переезде, но вы считаете, что совершили непреднамеренное действие, все решения можно будет оспорить в суде. При вынужденном прекращении движения можно добиться смягчения наказания.
Полицейские для того чтобы доказать вину водителя и подтвердить справедливость своих действий могут представить суду видео- или фотоматериалы, а также показания свидетелей дорожного происшествия.
На многих объектах, где для движения авто имеется повышенная опасность, установлены видеокамеры. Часто записи с них в суде используют как веское доказательство того, что сотрудник ДПС, составлявший протокол о нарушении, прав. Принимаются во внимание показания дежурного по переезду.