Огнетушитель автомобильный для техосмотра: как проводится техосмотр, срок годности, требования в 2021 году

Чтобы предъявить огнетушитель автомобильный для техосмотра, требования в 2021 году необходимо хорошо знать и обеспечить их выполнение. Возникновение аварийных ситуаций, связанных с возгоранием машины, полностью предотвратить невозможно. Водитель должен быть готов действовать в такой ситуации. Для этого он обязан иметь полностью исправный огнетушитель в своём автомобиле.

Требования к огнетушителю при прохождении ТО

Для успешного прохождения техосмотра в 2021 году ваш автомобильный огнетушитель должен соответствовать ряду требований. При осмотре огнетушителя сотрудник пункта ТО обращает внимание на:

  • вид устройства (для того, чтобы огнетушитель смог потушить пожар в автомобиле, он должен быть предназначен именно для этого);
  • объем баллона;
  • массу (уровень наполнения емкости);
  • состояние прибора (проверка корпуса, запорной арматуры, манометра и т.д.);
  • срок годности.

Еще два важных требования к огнетушителю при техосмотре в 2021 году – это соответствие ГОСТу и наличие маркировки (дата заправки, адрес предприятия для обслуживания).

Узнайте что еще необходимо для успешного прохождения ТО.

Должен ли быть огнетушитель в машине?

Даже опытный водитель не может исключить возможность случайного возгорания. В автомобиле всегда имеется горючее, электропроводка и легковозгораемые материалы. Если произойдёт пожар, огнетушитель поможет его погасить. Если не принять никаких мер, то легковая машина обычно полностью сгорает за 15-20 минут.

Его наличие в автомобиле является обязательным. За отсутствие огнетушителя сотрудник ГИБДД может оштрафовать на 500 руб. Но узнать, что в автомобиле его нет инспектор может только вовремя проведения досмотра. Он может быть осуществлён только в установленных законом случаях:

  1. Если у инспектора есть веские основания считать, что в машине есть предметы, которые применялись для при осуществлении правонарушений.
  2. Существуют причины, по которым предполагается, что в автомобиле провозят взрывчатые, наркотические или другие опасные вещества.
  3. В том случае, если совершено административное нарушение.

Во всех других случаях инспектор ГИБДД не может требовать от водителя предъявления огнетушителя. Штраф не назначается в тех случаях, если водитель применил огнетушитель для тушения пожара и едет к месту его подзарядки или покупки нового.

Разновидности огнетушащих устройств

Чтобы понять, какой тип подходит для автомобиля, разделим огнетушители по веществам внутри баллона на 4 вида:

  1. Порошковый (ОП). Внутри емкости находится порошкообразная смесь, изготовленная на основе минеральных солей.
  2. Воздушно-пенный (ОВП). В баллоне раздельно находятся пенообразователь и рабочий газ, которые на выходе образуют пену.
  3. Газовый (ОУ, ВВПА). Тушащее вещество в данном случае – углекислота или аэрозоль.
  4. Жидкостный или водный (ОВ). В баллон закачана вода или другая жидкость.

Назначение и конструкция огнетушителя


Назначение огнетушителей – это локализация очагов возгорания в их начальной стадии. Они являются одним из первичных средств борьбы с огнем и находят широкое применение в самых различных сферах жизни и деятельности человека.
В конструктивном плане практически все виды устройств состоят из следующих блоков:

  • Корпуса, который может быть выполнен из пластмассы или стали;
  • Устройства, регулирующего подачу огнетушащего вещества на очаг возгорания;
  • Трубки с аэратором для газовых моделей, служащей для взрыхления порошка и создания необходимого давления внутри баллона;
  • Запорного устройства;
  • Насадки распылителя (в некоторых образцах со шлангом);
  • Предохранительного фиксатора;
  • Ручки для переноса.

Единственным устройством, имеющим принципиальные отличия в конструкции, является аэрозольное. Этот агрегат состоит из двух полостей. Причем в одной из них находится заряд, а во второй охладитель, который необходим для гашения пламени.

В процессе выполнения этой операции удается получить большое количество аэрозоля, который используется для ликвидации пожара.

Автомобильные огнетушители

Чтобы выбрать огнетушитель для автомобиля, рассмотрим, что вообще может в нем загореться. Зачастую виновники воспламенения – проводка и топливная система. Такие тушащие вещества, как вода и пена, не смогут их потушить. Почему?

Если горит ГСМ, жидкость не поможет потушить пожар в силу химической стойкости горючего. Заливая водой (пеной) горящую проводку, вы испортите ее окончательно и повысите вероятность еще одного короткого замыкания.

Даже когда причина воспламенения не в топливе или проводах, жидкость категорически нельзя применять, поскольку повредите электрику.

Только порошковые и углекислотные устройства ликвидируют пожар в автомобиле.

Порошок мгновенно накрывает источник воспламенения и перекрывает кислород. Качественный порошковый огнетушитель тушит «все, что горит» – от категории А (твердые горючие вещества) до Е (электрооборудование).

Существует 2 вида таких огнетушителей:

  1. С уже закачанным газом. Такой прибор при использовании сразу выдает порошок.
  2. Устройство, внутри которого происходит химическая реакция и образуется нужный газ.

Скорость действия первого варианта выше.

Углекислотные устройства выпускают CO2, температура которого минус 70– 90оС, под большим давлением. Углекислый газ моментально вытесняет кислород, и горение прекращается.

Когда тушите пожар с помощью ОУ, следует:

  1. Позаботиться, чтобы газ не попадал на кожу, поскольку это может привести к обморожению.
  2. Не вдыхать углекислоту.

Эффективность ОУ выше, чем у порошковых устройств.

Выбор огнетушителя для техосмотра в 2021 году

Устройства различаются по техническим параметрам – требованиям безопасности соответствуют не все модели. Пенные и водные приборы не подходят для машины из-за малого объема и непригодности для топливного бака и двигателя. Владельцу автомобиля нужно иметь в наличии порошковый или углекислотный огнетушитель. Приборы обладают отличительными особенностями.

Углекислотный огнетушитель (ОУ) содержит активное вещество CO2. Возгорание устраняется потоком диоксида углерода, который уничтожает огонь и снижает температуру. ОУ отлично подходит для тушения пожара в труднодоступных местах. Углекислотные огнетушители для автомобиля очень эффективны, но они дороже и массивнее порошковых.

Порошковые огнетушители (ОП) содержат пенный состав, который блокирует доступ кислорода. Приборы тушат пожары любой сложности и исключают вторичное возгорание. Порошковый огнетушитель оснащен манометром для определения зоны работоспособности. ОП – универсальный и практичный прибор для устранения пожаров.

Стандарты по объему

Для успешного прохождения техосмотра объем вашего огнетушителя должен соответствовать требованиям.

В 2021 году стандарт объема для легковых автомобилей – не менее 1 л, для грузовых – не менее 2 л (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 25.12.18).

Даже при соответствии по объему инспектор проверит массу устройства во время ТО. Это поможет выяснить, заполнен ли огнетушитель на 100%. Допустимая масса прибора 1 кг для на каждый литр объема.

Порошковые

Цена порошкового огнетушителя является самой низкой. Именно поэтому данный тип сегодня наиболее распространен. Собой он представляет корпус, который содержит специальный порошок и небольшое количество диоксида углерода, находящегося в сжатом состоянии. В процессе нажатия на рычаг порошкового огнетушителя, порошок под давлением проходит через специальный картридж и выходит через сопло.

Применять рекомендуется при тушении легковоспламеняющихся жидкостей, например, бензина или ДТ. Кроме того, он прекрасно борется с воспламенением, возникшим в результате короткого замыкания. Это делает его универсальным устройством, стоит которое достаточно дешево. Проблем с прохождением техосмотра у вас не возникнет.


Главным недостатком порошкового огнетушителя является то, что его состав вызывают коррозию металла. Спустя непродолжительный срок после его применения, нужно тщательно очистить прогоревшую поверхность от следов порошка, что также довольно проблематично.

Не истек ли срок годности

Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.

Реальный и номинальный срок

Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.

Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.

Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.

По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.

Можно ли продлить срок годности

После истечения нормативного срока годности приборы подлежат утилизации. Если сам баллон и арматура в порядке, то огнетушитель можно перезарядить и использовать в личных целях. Но для автомобиля придется приобрести новый.

Классификация огнетушителей

Ввиду широкого разнообразия пожаров, выделяют несколько классов огнетушителей: А, В, С и D. Каждый класс выделяет какой-то конкретный тип пожара.

Тип А. Такой вариант можно использовать для тушения различных твердых веществ. К таковым относятся всевозможные пластиковые изделия, находящиеся в салоне автомобиля: обшивка, ковролин и т. п. Такой тип легко заменить порошковым с пометками B и C, потому как возить с собой все средства пожаротушения нереально

Впрочем, неважно сколько огнетушителей вы возите, так как нет такого требования, который обязывал водителя иметь все классы огнетушителей. Тип B. Прекрасно справляется с тушением всевозможных жидкостей, таких как бензин, масло и т

п. Такой тип огнетушителя должен быть во всех автомобилях, потому как данный вид пожара наиболее распространен. Цена на него не очень высокая, потому как он пользуется постоянным спросом. Выбрать его легко. Тип С. Предназначен для тушения всевозможных газов, использующихся в качестве автомобильного топлива. Требования таковы, что «Тип С» обязателен для прохождения техосмотра на транспорте с газовым оборудованием. Заранее позаботьтесь о том, чтобы под него было специальное крепление, которое позволит воспользоваться им максимально быстро. Тип D. Такой класс должен быть в случае тушения металлов и металлосодержащих веществ.

Хранение огнетушителя

Правила хранения заключаются не только в контроле за сроком годности, но и за месторасположения средств пожаротушения. Сколько типов автомобилей – столько и креплений огнетушителя. Конфигурация салонного пространства во всех автомобилях разная, а потому нельзя сказать точно, где и как должно располагаться то или иное крепление. Тем не менее, для прохождения техосмотра нужно иметь легкодоступное место для хранения огнетушителя. Если он лежит свободно в какой-либо части салона, то есть риск испортить обшивку или даже получить травмы от тяжелого баллона. Поэтому вот несколько советов о том, где и как можно расположить огнегаситель:

  1. Можно закрепить под сидением автомобиля. Такое крепление самое популярное, потому как средство пожаротушения всегда под рукой в доступном месте и позволяет быстро им воспользоваться.
  2. Можно выбрать место для огнетушителя в багажнике. Несмотря на удобства, это самый небезопасный способ установки, потому как в основном воспламеняется передняя часть автомобиля (учтите, что придется потратить время на отключение минусовой клеммы АКБ).

Надеемся, что эта статья помогла правильно выбрать нужный вам огнетушитель, который сможет обезопасить вас от какой-либо опасности, связанной с возгоранием автомобиля. Помните, что главное – это не прохождение техосмотра, а правильно подобранная, соблюдение срока годности изделия, эргономичность его крепление. Цена в вопросах безопасности никогда не должна стоять на первом месте.

Подробную инструкцию по использования, точную дату изготовления и срок годности вы можете посмотреть на корпусе огнетушителя. Желаем удачи на дорогах!

Проверка состояния огнетушителя

Один раз в квартал проверяется правильность расположения ОП (ОУ). Должен быть обеспечен быстрый доступ к устройству, а также надежная фиксация огнетушителя. Сотрудник пункта техосмотра проверяет соответствие правилам безопасности.

Более тщательный осмотр проводится ежегодно. Инспектор измеряет величину давления в емкости, а также проверяет, в каком состоянии находятся пломба, защитное покрытие, фильтр, клеймо, манометр. Далее огнетушитель взвешивают, осматривают степень загрязнения гибкого шланга и распылителя.

Огнетушитель ОП 2

При испытании экспертами были проверенны даже огромные изделия, имеющие индекс ОП-35

Не обошли вниманием также заправленные углекислым газом образцы 12 разнообразных производителей. Однако в большинстве случаев автомобилисту больше подойдут именно 2-х литровые огнетушители марки ОП-2

Почему двухлитровые изделия и почему только порошковые? Да потому, что разные рекомендации советуют использовать на автомобиле двухлитровые огнетушители. А порошковые – в силу их дешевизны и распространённости.

Правильно в этой ситуации говорить о двухкилограммовых, а не о двухлитровых огнетушителях. Но в среде российских автолюбителей прижился именно термин двухлитровых “красных баллонов”. Поэтому мы и будем в дальнейшем их называть именно так.

За дешёвую “ушку”, как говорят в народе, приходится платить. Поэтому огромный минус порошковых огнетушителей в их способности загрязнять очаг пожара. Если вы вздумаете таким устройством тушить пылающий двигатель, то вам необходимо будет покупать новый. В этом случае порошок мёртвым слоем прикипает к поверхности, что отодрать его уже никак не получится.

Огнетушитель нужно хранить в легкодоступном месте

Однако его углекислый “собрат” почти не повредит вашему мотору, но у него есть другой недостаток. Если вы возьмётесь за раструб, то обязательно получите обморожение ладони, уж очень он холодный.

Итак, в этой публикации мы говорим только про ОП-2. А таких моделей набралась целая футбольная команда. И, что самое интересное, из одиннадцати “игроков” всего лишь пятеро играющих, остальные все со скамьи запасных и не вставали. Результаты матча можно проанализировать из таблицы.

Результат испытания огнетушителей — кликните по картинке для увеличения

Примечание. Обозначение “н/п” показывает то, что эксперты ссылались на прошлые данные испытаний.

Перезарядка устройства

Порошковое устройство требует обязательной перезарядки раз в 5 лет, углекислотный баллон перезаряжается с таким же интервалом. В случае с ОП выгоднее купить новый огнетушитель, поскольку стоимость перезарядки и покупки практически одинакова.

Новые углекислотные устройства стоят дороже, поэтому перезарядка ОУ более целесообразна.

Чтобы перезарядить огнетушитель, автовладелец приезжает на пункт ТО, где:

  1. ОУ (ОП) осматривают.
  2. Проверяют и испытывают.
  3. Когда сотрудник убедился, что огнетушитель можно перезаряжать, в баллон закачивают новый порошок (газ).

Скажите А

Да, сложилась печальная ситуация. Отдельные устройства по заключению комиссии вообще представляют опасность. Отказав работать в тот момент, когда это так необходимо, они могут причинить немало вреда.

В одних случаях автомобильный огнетушитель не будет работать, потому что вместо хорошего порошка всыпали песочек из детской песочницы. В других – нет вообще давления. В третьих травят резьбовые соединения. А в четвёртых произошла заправка газом, объём которого недостаточен для хорошего тушения.

Однако главная проблема всех производителей – негодный порошок. Производители прекрасно знают, где можно сэкономить. Самые “честные” по случайности не дописывают на этикетках название порошка.

Испытания огнетушителя на открытой местности

Хитрые всё пишут правильно, но нагло сыплют в баллоны дешёвый суррогат. А ведь разница между ними пятикратная.

Основа порошка ABCE — фосфат аммония, а у ВСЕ — дешёвый бикарбонат натрия. Поэтому некоторые производители, вначале снижают количественную составляющую фосфатов, а после этого вместо ВСЕ обозначают на этикетках ABCE. Бывает, происходит и другая экономия – вместо 2 кг порошка досыпают 1,6 кг.

Виды огнетушителей и срок их эксплуатации:

Срок службы порошковых огнетушителей (ОП)

В зависимости от используемого в ОП порошка, который применяется в качестве огнетушащего вещества, определяется срок его эксплуатации. Порошковые огнетушители бывают трёх видов:

  • Закачные. Их работа заключается в том, что инертный газ выталкивает порошок под определённым давлением. Используется в основном азот и углекислый газ, реже – воздух.
  • Газогенераторные. Баллоны заполняются порошком, а специальная капсула с газом распределяет давление.
  • Самосрабатывающие. Приборы заранее наполняются порошком и газообразным веществом так, что под воздействием высоких температур начинают самостоятельно срабатывать и тушить очаг возгорания.

Проверка давления должна производиться хотя бы единожды в квартал. При этом результат отмечается в журнале регистрации противопожарного оборудования. Капитальный осмотр и освидетельствование делают раз в пять лет. Порошковые огнетушители, вне зависимости от вида, подлежат обязательной проверке на качество содержащегося внутри вещества. Из всей партии, в количестве 3% от её объема, берутся опытные экземпляры. Например, если в учреждении зафиксировано 100 штук огнетушителей, то проверке подвергаются любые три.

Срок годности ОП напрямую зависит от качества и маркировки применяемого порошка:

  • ПСБ-3М. Хранится не более 4 лет и подходит для ликвидирования очагов возгорания В и С класса пожароопасности.
  • Вексон-АВС. Срок хранения – 5 лет. Подходит для тушения пожаров классов А, В или С.
  • Фоскон. Подлежит хранению не более 10 лет и используется для предотвращения возгораний А, В, С и Е классов пожароопасности.

Порошковые огнетушители, предназначенные для перевозки в автотранспортных средствах, перезаряжаются раз в 3 года и служат по нормативам не более 10 лет. Хотя могут при этом быть исправными еще долгое время, но пользоваться такими баллонами в целях предотвращения распространения возгорания не рекомендуется.

Срок службы углекислотных огнетушителей (ОУ)

Внутри баллона углекислотных огнетушителей по стандарту всегда должно присутствовать стабильное давление. Связано это с тем, что туда закачивается углекислый газ в сжиженном состоянии. Для этих целей есть ряд требований, которые обязательно должны соблюдаться на предприятиях и цехах:

  • проверка приборов на наличие давления с учетом небольшого отклонения от нормы (до 5%) не реже, чем один раз в квартал;
  • ежегодная проверка технического состояния;
  • обязательная перезарядка баллона раз в пять лет (при этом не важно, осталось ли внутри давление или нет).

ОУ может служить до 15 лет. Вне зависимости от этого срока каждые 5 лет он подвергается перезарядке. Процедура проводится путем взвешивания огнетушителя и сравнения выведенных значений с вписанными в паспорт данными. Перезарядку нужно осуществлять при отклонении значения более чем на 5%. Если по истечении 15 лет давление остается в норме, то прибор, невзирая на это обстоятельство, выводят из эксплуатации и заменяют новым.

Углекислотные огнетушители, используемые в автомобилях, подвергаются перезарядке раз в 5 лет и могут эксплуатироваться до 20 лет подряд.

Срок эксплуатации эмульсионных огнетушителей (ОВЭ)

Дорогостоящие огнетушители с высокой эффективностью работы. Для сравнения можно сказать, что 5 – 7 л ОВЭ равен 100 л ОВП. Воздушно-эмульсионные баллоны с фторсодержащим зарядом не нуждаются в перезарядке. Срок службы – 10 лет. В течение этого времени ОВЭ не требует проведения технического осмотра.

В большинстве случаев, перезарядить ОВЭ достаточно проблематично. К тому же, эта процедура не из дешёвых. Поэтому такие огнетушители считаются одноразовыми. Через 10 лет подлежат замене на новые. Максимальный срок эксплуатации соблюдается при температурном режиме от -40°С до +50°С.

Срок годности хладоновых огнетушителей (ОХ)

Хладоновые огнетушители являются разновидностью газовых первичных средств пожаротушения. Сроки годности у них такие же, как и у ОУ. Исключение составляют некоторые фреоны, обладающие повышенным коррозийным действием. По отношению к ним на этикетке огнетушителя указывается свой срок годности.

Длительность эффективности заряда составляет более 5 лет. Но по технике безопасности газ, вне зависимости от установленного периода, обновляется после истечения указанного на этикетке срока.

Срок эксплуатации пенных огнетушителей (ОВП и ОХП)

Истечение положенного срока годности у пенных агрегатов происходит, как правило, из-за возникновения серьезных коррозийных образований в местах соединений и на корпусе огнетушителя. Окисление металла происходит под воздействием воды и пены. Проверка ОВП и ОХП осуществляется раз в квартал в обязательном порядке, с занесением в журнал учета огнетушителей.

В отношении пенных огнетушителей осуществляются следующие действия:

  • Проверка на коррозийные процессы. Если в ходе осмотра выявляются места со ржавчиной, то такой агрегат отправляют на ремонт и перезарядку.
  • Замена на новый ОВП или ОХП единожды в год. Даже если в течение года противопожарное оборудование сохранило свое первозданное состояние и на его корпусе не обнаружено следов коррозии, тем не менее оно подлежит списыванию.

Перезарядка пенных устройств не производится, так как внутренние плоскости баллона сразу же разъедаются под воздействием влаги и не подлежат восстановлению. Срок годности ОВП и ОХП неизменен и составляет ровно год с момента ввода в эксплуатацию.

Для водяных огнетушителей (ОВ)

Водяные огнетушители являются самыми уязвимыми для коррозийных процессов внутри и снаружи корпуса. Их срок эксплуатации и обслуживания точно такой же, как и у ОВП и ОХП (1 год). Но по факту, они выходят из строя намного чаще положенного срока, так как вода сильно разъедает металл и делает их непригодным к использованию.

Для аэрозольных (ГОА или АГС)

Эксплуатационные сроки огнетушителей с маркировкой ГОА или АГС составляют ровно 5 лет для обычных моделей, используемых в помещениях жилого и нежилого назначения, и 2 года – для автомобильных моделей. Часто приобретаются одноразовые ГОА или АГС. Их срок службы заканчивается после первого же тушения пожара.

Можно ли пользоваться просроченным огнетушителем

Просроченным огнетушителем любого вида по технике безопасности пользоваться нельзя. Автомобильные устройства пожаротушения с истекшим сроком службы могут стать причиной не прохождения транспортным средством технического осмотра. Использование просроченных огнетушителей является потенциально опасным ввиду следующих обстоятельств, которые могут возникнуть при необходимости ликвидации возгорания:

  • выход из строя и невозможность его эксплуатации;
  • изменение эффективности из-за потери свойств огнетушащего вещества.

Огнетушители с истекшим сроком службы можно использовать в качестве тренировочного средства. С такими баллонами проводят учебные процессы в пожарных классах и на предприятиях при изучении техники безопасности и отработке навыков тушения возгораний.

Нормами пожарной безопасности наложен запрет на нахождении в стенах предприятия или учреждения огнетушителя любого вида с истекшим сроком службы и не прошедшим обязательную проверку.

Необходимое количество огнетушителей

Используемые транспортные средства отличаются своими габаритами, количеством баллонов в салоне. Нужен ли огнетушитель для техосмотра, мы рассмотрели чуть выше. Поговорим о численном показателе подробнее.

В легковом автомобиле

Используемые в малогабаритных машинах устройства бывают:

  1. Углекислотные.
  2. Порошковые.

Для автомобиля весом до 2 т достаточно одного баллона. Основная составляющая – масса закачанного внутрь материала.

В грузовике

Габаритные автомобили, используемые для транспортировки товаров, укомплектовываются двумя устройствами типа ОП-5. Требования ПДД 2018 года предусматривают крепление одного баллона возле шасси, второго – в районе автоцистерны (фуры).

В автобусе

Перевозящие людей автомобили оснащаются тремя огнетушителями. Один устанавливается в кабине, два остальные крепятся в салоне. Они защищаются от возможных повреждений. Обязательное требование – доступность.

Утилизация старого огнетушителя

Определенных правил в вопросе утилизации старого огнетушителя не существует, поэтому рассмотрим наиболее популярные варианты применения непригодного огнетушителя:

  1. Заправить заново. Несмотря на истекший срок годности огнетушителя, зачастую сам баллон находится в еще нормальном состоянии (если с ним правильно обращались). Поэтому заново заправленный старый баллон можно увезти на дачу или выставить на балкон на случай пожара, вдруг пригодится? Однако в транспорте этот огнетушитель нельзя больше использовать.
  2. Сдать в пункт утилизации всех огнетушителей.
  3. Провести небольшую тренировку по применению, благодаря чему можно получить опыт использования огнетушителя.

Итак, для водителя иметь автомобильный огнетушитель – жизненно необходимо. Каким бы опытным он ни был, всегда есть риск возгорания машины из-за поломки, поэтому наличие данного устройства спасет жизнь как водителю, так и пассажирам.

Источники

  • https://ProffiDom.ru/159-ognetushitel-avtomobilnyj.html
  • https://PozharaNet.com/ognetushiteli/jekspluatacija/sroki-godnosti-avtomobilnyh-ognetushitelej-chto-dolzhen-znat-voditel.html
  • https://stavto.ru/articles/poryadok-opredeleniya-sroka-godnosti-ognetushiteley/
  • https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/periodicnost-proverki-ognetusitelej.html
  • https://zaschita-prav.com/srok-godnosti-avtomobilnogo-ognetushitelya/
  • https://zen.yandex.ru/media/yavmashine/ognetushitel-avtomobilnyi-dlia-tehosmotra-2019-godu-trebovaniia-5cc20f75c53c2900afb2bf97
  • https://keysafety.ru/net-pozharu/ognetushiteli/avtomobilnyj-ognetushitel.html

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле и требования в 2021 году

  1. При обнаружении возгорания необходимо, в первую очередь, эвакуироваться, а при наличии пассажиров в салоне помочь выбраться и им. Достать огнетушитель, выдернуть чеку, предварительно сорвав пломбу.
  2. Направьте сопло прямо на огонь и нажмите на рычаг.
  3. Подойти к огню нужно с такой стороны, чтобы ветер дул в спину, а не в лицо.
  4. Начинать тушить пламя необходимо с его основания.
  5. Эффективнее всего ликвидировать огонь не одним огнетушителем, а несколькими, воспользовавшись помощью еще группы людей.
  6. Перед тем как закончить окончательно тушить и убрать в сторону устройство, убедитесь в отсутствии возникновения повторного возгорания.
  7. После того, как баллон был использован, сдайте его на специализированную проверку

Самым главным в нашей жизни является здоровье. Огнетушитель – средство первой необходимости в любом автомобиле. Не стоит скупиться на его покупке. Ваша жизнь и жизнь пассажиров намного дороже, чем несколько тысяч рублей. В интернете вы можете найти много случаев, когда в загоревшемся автомобиле погибали люди. Происходило это из-за банального отсутствия в салоне огнетушащего устройства. Говоря о безопасности, отметим, что при хранении многие совершают ошибки, помещая баллон в багажный отсек. Там он подвергается взбалтыванию и представляет опасность. Он должен находиться вблизи водительского сиденья, для обеспечения быстрой реакции на возникшую опасность.

Подводя итог, можно отметить тот факт, что, не так важна цена как тип (характеристики каждого мы рассмотрели выше). И не переплачивайте за бренд производителя, свой выбор основывайте на тех моделях, которые прошли проверки и доказали свою надежность и качество. Дешево – не значит плохо.

Желаем, чтобы огнетушителем воспользоваться вам никогда не пришлось!

Автомобиль является устройством с повышенной пожарной опасностью. Это обусловлено наличием электрических устройств, шнуров, находящихся под напряжением, механических компонентов, совместно с топливной системой, а также других материалов в виде смазки, масла и декоративной отделки салона, способных быстро воспламеняться. Это же касается транспортных средств, которые работают на газу и оборудованы всевозможными электронными устройствами в виде противоугонных. Не все автооборудование устанавливается по условиям технических норм. Огнетушитель в автомобиле – не новинка. Это не только требования нормативов. На его наличие должен согласиться каждый автомобилист в целях собственной безопасности.

Основное предназначение автомобильного огнетушителя — это локализация очагов и препятствие его распространению при возгорании

Виды:

  • Порошковые. В экстренной ситуации порошок, вбрасываемый на огонь под давлением в течение 6 секунд, способен локализовать его. К недостаткам можно отнести сильное загрязнение в виде белых остатков, а также неспособность ликвидировать сильный очаг возгорания.
  • Углекислотные. Снегообразное вещество высыпается на пламя и гасит его. Способен проникать в труднодоступные места. Не оставляет следов. Таким веществом обрабатывают узлы автомобиля под напряжением. К недостаткам можно отнести повышенное газообразование, которое может навредить здоровью.

Важно! Если такая масса попадет на кожные покровы при низкой температуре, это грозит обморожением.

  • Воздушно-кислотные. Менее эффективны, в сравнении с предыдущими. Расфасованы по небольшим аэрозольным баночкам, которые удобно хранить в салоне.

Если выбирать огнетушитель по классу, нужно учитывать для каких материалов будет использован, а именно: для тушения жидкостей, резиновых материалов, твердых предметов из металла, а также при эксплуатации электрооборудования. Можно купить приборы разного класса, но это будет накладно для пользователя, так как займет много места в багажнике. Да и не будет времени, в экстренной ситуации разбирать для какого предмета, какой баллончик использовать. Универсальные модели способны потушить огонь на любой поверхности, но стоят недешево и обладают слабым эффектом.

Выбираем производителя

На отечественном рынке автомобильных огнетушителей представлены как российские, так и производители ближайшего и дальнего зарубежья. Большинство из них соответствуют стандартам ГОСТа Р 51057-2001. Рассмотрим некоторые из них.

Видео про изготовление огнетушителей:

https://youtube.com/watch?v=ujtCPKvPr-4

Российские производители

  1. ЗАО «Русинтек». Московская фирма на рынке работает уже 5 лет. Её основным направлением деятельности является разработка и производство продуктов противопожарной безопасности, куда входят автомобильные огнетушители. Широкий ассортимент ручных устройств можно приобрести объёмом от двух до 50 литров.
  2. НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности», Санкт-Петербург. Научно-производственная компания работает уже 13 год и специализируется на выпуске противопожарных установок. Сертификаты качества позволяют этому производителю находиться в лидерах, продукция которых рекомендована для использования в автомобиле.
  3. Нота Бене из Санкт-Петербурга. Компания представлена на рынке компактным аэрозольным огнетушителем ОХ-1, который успешно прошёл приёмочные испытания. Это устройство имеет хорошие эксплуатационные качества, а также высокую эффективность при невысокой цене. Универсальное средство пожаротушения предназначено для тушения различных видов пожаров.
  4. Группа , Ярославль. Ведущая российская компания предлагает первичные средства пожаротушения, среди прочего можно приобрести углекислотные переносные (ОУ-1,2,3,5) и порошковые (ОП-2,3,4,58).
  5. ПО «Пожтехавтоматика», Москва. Одна из самых старых крупнейших компаний на отечественном рынке (работает с 1997 года) предлагает большой выбор противопожарного оборудования.
  6. ООО «Оникс» (Татарстан). Зеленодольская фирма на сегодняшний день представляет на рынке широкий выбор высококачественных автомобильных огнетушителей.

Среди прочих следует вспомнить о (Москва), «Графит» (Нижний Новгород), «Пихта» (Оренбург), «ПАИС» (Киров), «Огнеборец» (Екатеринбург), «Мовеком» (Ижевск), «Системы безопасности» (Саратов), «Сибирский Арсенал» (Новосибирск), «Тана» (Ростов-на-Дону) и других.

На видео — тесты огнетушителей российского производства:

Страны ближнего зарубежья

Среди этого вида продукции для автомобилей на рынках можно встретить устройства, произведённые в Беларуси и Казахстане.

  1. Противопожарное Обеспечение М (Алматы). Казахская фирма, специализирующаяся на выпуске противопожарной безопасности, давно зарекомендовала себя в России. Их девизом являются новейшие технологии наряду с низкими ценами и безопасностью.
  2. Эгида (Алматы, Казахстан). Группа предоставляет широкий спектр актуальных услуг в сфере пожаротушения. В прайсе можно найти различные типы устройств для тушения, включая порошковые и углекислотные.
  3. «Пожтехника» (Витебск, Беларусь). Белорусский производитель предлагает пользователям различные виды и типы устройств пожаротушения, которые соответствуют стандартам качества ИСО 9001.

Дальнее зарубежье

Огнетушители для автомобилей производства Италии, Турции, Китая и других стран дальнего зарубежья. Некоторые из них зарекомендовали себя с положительной стороны (например, итальянская фирма СВМ), другие устройства при испытании не справились с поставленной задачей (турецкая ).

Разновидности

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.


Огнетушитель порошковый закачной автомобильный

Если для Вас главное – пройти техосмотр, то ОП-2 в данной ситуации подойдет. Если хотите иметь внутри автомобиля огнетушитель хорошего качества, то лучше приобретайте ОУ-2 или порошковый прибор более высокого качества.

Как работают

Так как внутрь каждого вида закачен разный вид огнетушащего вещества, то и принцип тушения у них разный.

Углекислотные

Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.

Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:

  • газ проникает в самые труднодоступные места;
  • не оставляет на автомобиле разводов;
  • при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
  • сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.

Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.


Огнетушитель углекислотный автомобильный

Порошковые

Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения. Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения. Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.

В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.

  • Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
  • «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
  • Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.


Порошковый с газогенерирующим патроном

Виды проверок огнетушителей

Процедура начинается с момента приобретения и установки прибора на месте его постоянного хранения.

Периодичность перезарядки огнетушителей: заявка, акты

Техническое обслуживание огнетушителей состоит из тщательного визуального осмотра прибора. Проще говоря, это сравнение данных, указанных на его этикетке с информацией в паспорте:

  • комплектация полная;
  • внешних повреждений и царапин нет;
  • запорно-пусковой механизм опломбирован, информация там написана разборчиво.

Затем производится контрольное взвешивание. Подойдут любые чувствительные весы. Если реальный вес прибора совпал с письменной характеристикой, все отлично.

Все полученные данные плюс дату первичного осмотра нужно вписать в журнал. Выполняет процедуру ответственное лицо, заранее назначенное руководителем.

У технического обслуживания огнетушителей своя периодичность:

  • ежеквартальные осмотры;
  • ежегодная проверка.

Причем, кроме самого устройства, нужно изучать среду его хранения, насколько она соответствует заявленным требованиям. Если среда близка к неблагоприятной, это отразится на общем сроке эксплуатации.

После установки новых средств защиты стоит провести ознакомительное занятие, привлекая коллектив. Показать людям приборы, возможно вместе выполнить первичный осмотр, заодно рассказав, как ими пользоваться

.

Правила эксплуатации ОП

Ежеквартальная

По смыслу и порядку действия она аналогична первичной. Проведение процедуры обязательно, этим занимается отвечающий за меры пожарной безопасности человек. Ему требуется изучить документы, визуально осмотреть каждый прибор и внести в журнал соответствующую запись. Если выявлены недостатки, то вызвать мастера, чтобы тот сделал ремонт.

Виды действий:

  • осмотр внешнего вида приборов;
  • изучение документации;
  • исследование целостности пломбы.

Руководитель организации может назначать внеплановые процедуры, если того требуют обстоятельства. Например, прибор уронили, он «пережил» затопление, произошло замыкание в месте его хранения и пр.

Ежегодная

Каждый год желательно приглашать специалиста, который может произвести профессиональное освидетельствование — подключить огнетушители к специальным приборам, чтобы выявить:

  • количество вещества, находящегося внутри;
  • наличие утечек и других неисправностей.

Это делает профессионал от лицензированной организации. На глаз или встряхиванием баллона подобное выявить невозможно.

Полная проверка

Происходит каждые 5 лет. Это самая тщательная и полноценная из всех процедур, в ходе которой:

  • Изучаются сопроводительные документы. По ним смотрят, как проводилась вообще проверка огнетушителей, как часто и кем. Насколько письменные записи соответствуют действительности.
  • Специалист разряжает все приборы, убирая огнетушащее вещество. Затем осматривает огнетушитель изнутри, изучает целостность оболочки. Функциональность пускового механизма проверяет, делая практические испытания.
  • Устраняются все выявленные нарушения, даже незначительные. Специалист оценивает сам масштаб работы. Если возможен ремонт, устройства чинят, если нет, советует уничтожить неисправный аппарат и заменить его новым.

Переосвидетельствование несет периодический характер. Старые приборы обновляются.

Сроки процедуры одинаковые, не зависят от типа прибора и его дополнительных свойств. Таким образом, периодичность проверки у порошковых огнетушителей идентична другим разновидностям.

Внутреннее устройство огнетушителя

Чем вызвана необходимость наличия огнетушителя в авто?

Обязанность водителя иметь огнетушитель в авто прописана в Федеральном законе № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре ТС», а также в Постановлении № 1008 от 05.12.2011 г. «О порядке прохождения ТО». Легковые машины должны быть снабжены средством тушения пожара, объемом не менее 2 литров, грузовые автомобили, автобусы оснащаются одним аппаратом в кабине, вторым — в салоне или кузове. Эти условия вызваны высокой вероятностью воспламенения пожаров в транспортных средствах. К распространенным причинам автомобильного возгорания относятся:

  • Замыкание электричества;
  • Утечки в топливной системы;
  • Намеренный поджог.

Огнетушители остаются самыми востребованными средствами пожаротушения и зачастую еще до приезда МЧС с их помощью удается устранить очаг возгорания. Их размещают согласно нормам ГОСТа 12.4.009 «Пожарная техника для защиты объектов» вне зоны попадания прямых солнечных лучей, на виду и в легкой доступности. Подходящее место в салоне автомобиля — около входной двери водителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]