Виды ДТП и их причины
Классификация дорожно-транспортных происшествий необходима, потому что:
- является элементом выяснения причины ДТП;
- позволяет явно указать степень вины участника;
- позволяет ограничить степень материального ущерба;
- является основанием при классификации степени виновности (административная, уголовная) в зависимости от нанесенного пострадавшим вреда.
Для ДТП есть как общие причины, такие как управление в неадекватном состоянии, несоблюдение дистанции, разговор по телефону во время управления транспортным средством, так и специфические при определенных ДТП.
Именно поэтому в части случаев уже из самой классификации ясна наиболее вероятная причина, что может служить для статического анализа и планирования мер по предотвращению данного типа ДТП на определенном участке, где они случаются значительно чаще, чем в среднем.
Классификация для указания степени виновности важна страховым компаниям при решении спора в суде, поэтому неправильно классифицированное ДТП может повлечь неправомерное решение суда или отказ в страховом возмещении.
Правильная классификация позволяет страховщику ограничить страховое возмещение суммой, указанной в договоре именно для этого страхового случая.
Существенный ущерб здоровью или смерть пострадавшего может стать основанием при возбуждении уголовного дела.
ДТП можно классифицировать:
- по объективности повода возникновения;
- по его причине;
- по способу возникновения;
- серьезности последствий;
- по предотвратимости.
Серебристым автомобилем нарушен пункт 8.8 ПДД
Вот что по этому поводу говорят Правила: 8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Классификация по объективности факторов возникновения
Все ДТП по поводу (факторам) возникновения можно разбить на имеющие:
- объективный повод возникновения: качество дорожного покрытия, погодные условия (плохая видимость, гололед, сильный боковой ветер), отсутствие предупреждающих дорожных знаков;
- субъективный повод возникновения – все, что касается исключительно личных решений участников ДТП.
При рассмотрении степени виновности участников существование объективных поводов возникновения ДТП является смягчающим обстоятельством.
Почему в апреле традиционно растет число ДТП с двухколесным транспортом
Открытие мотосезона резко увеличило количество аварий на российских дорогах. ГИБДД в апреле насчитала 258 ДТП с участием мотоциклистов. Это в шесть раз больше, чем было в марте, пишет “Ъ”. После таких происшествий на дорогах погибли 27 человек, 262 были ранены. Больше всего аварий с двухколесным транспортом инспекторы выявили в Центральном федеральном округе. На Москву и Подмосковье пришлось 29 дорожных происшествий с участием мотоциклов. Почему так выросли показатели аварийности?
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин убежден, что в первую очередь всему виной лихачество мотоциклистов: «Автомобилисты за зиму отвыкают от мотоциклов, а мотоциклисты ездят так, как будто их все видят, и далеко не всегда соблюдают правила и скоростной режим. Мне не нравится, когда они мчатся со сверхзвуковой скоростью. А езда между рядами — их преимущество. Понятно, что опытный автомобилист, конечно, должен всегда рассчитывать на появление мотоцикла. При этом в правилах стоило бы указать, как мотоциклисту нужно ездить между рядами, и как их пропускать».
Какие устройства будут фиксировать нарушения на дорогах
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) в свою очередь назвали растущую аварийность с участием двухколесного транспорта ежегодным и естественным процессом, который происходит с наступлением тепла.
Многие мотоциклисты в холодное время года действительно теряют навыки вождения, однако на показатели ДТП влияют и непростые дорожные условия в весенний период, говорит президент мотоклуба Z-brothers Олег Брэйтер: «Мотоцикл не всесезонный вид транспорта. Большинство мотоциклистов зимой не выезжают на дороги.
Большому приросту аварий в апреле виной, в том числе, неопытность. Кроме того, асфальт еще не прогрелся, соответственно, сцепление, так называемый «держак» на сленге, еще не достаточно уверен.
Зимой дороги у нас посыпают химическими смесями и песком. Это все остается на асфальте. Поэтому опытные мотоциклисты в апреле ездят очень аккуратно, стараясь не совершать резких маневров, перестроений, разгонов и торможения».
Почему автошколы не хотят новых экзаменов
По данным ГИБДД, в апреле в пять раз по сравнению с мартом стало больше и ДТП с участием электросамокатов, и моноколес. Аварийность с пострадавшими велосипедистами выросла почти в 4,5 раза. Число аварий с двухколесным транспортом растет не только из-за пресловутого человеческого фактора, убеждена член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агрэ: «В первую очередь нужно говорить о частоте использования этих видов транспортных средств. Понятно, что если идет активная стимуляция, как в крупных регионах, где как раз подталкивают к использованию средств индивидуальной мобильности, двухколесного транспорта. Естественно, это влияет и на количество ДТП. Второй момент — водитель при управлении автомобилем часто отвлекается на гаджеты. Каждый раз, когда он убирает глаза на скорости 60 км/ч, то за две-три секунды проезжает 60 м. Из-за этого постоянно перестраивающийся двухколесный транспорт и оказывается под колесами».
ЦОДД и опрошенные “Ъ FM” эксперты также объяснили растущую аварийность законодательными причинами. У электросамокатов и моноколес до сих пор нет четкого юридического статуса, их пользователи сегодня приравниваются к пешеходам. Минтранс еще в 2020 году предложил масштабные поправки к ПДД, чтобы урегулировать этот вопрос. Однако власти до сих пор не могут согласовать этот проект.
Классификация по причинам ДТП
Все ДТП можно классифицировать на:
- общие для всех видов ДТП;
- специфические при ДТП определенного вида.
Общие для всех видов ДТП причины это:
- нахождение в неадекватном состоянии (под воздействием психоактивных веществ, транквилизаторов, в больном, уставшем состоянии);
- превышение скорости;
- отвлечение внимания лица, управляющего транспортным средством, на посторонние объекты: сотовый телефон, планшет и т.д.
Специфические причины — это причины, приводящие в большинстве случаев к ДТП определенного механизма возникновения.
Например, непропускание ТС, имеющего преимущество, часто приводит к боковым или касательным столкновениям, техническая неисправность тормозов к задним столкновениям, выезд на встречную полосу к лобовым столкновениям и т.д.
Некоторые виды причин, например, состояние алкогольного опьянения, делают лицо виновным априори, без дальнейшего рассмотрения обстоятельств ДТП.
Основные причины ДТП
В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.
Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:
- Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
- Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
- Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
- Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
- Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
- Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.
Классификация по способу возникновения
По способу или механизму возникновения ДТП бывают следующих типов.
Столкновение
Столкновения могут быть следующих типов:
- лобовое;
- заднее;
- боковое;
- касательное.
Лобовое столкновение – столкновение автомобилей, едущих навстречу друг другу. Это наиболее опасный вид ДТП, поскольку энергия транспортных средств, движущихся навстречу, суммируется. Такой тип ДТП часто заканчивается смертельным исходом для его участников. Наиболее часто встречается на междугородних трассах без физического разделения полос при обгоне и выезде на встречную полосу.
Заднее столкновение – это соударение транспортных средств, едущих в одном направлении, но с разной скоростью. Может привести к повреждению нескольких автомобилей. Основными специфическими причинами являются несоблюдение дистанции, отвлечение водителя, технические неисправности тормозной системы, неоснащенность шипованной резиной зимой. Часто к этому приводит также отвлечение внимания водителя и превышение скорости. Обычно происходит на загруженных магистралях при плохих погодных условиях (гололед, дождь). Редко приводит к тяжелым последствиям.
Боковое столкновение – это соударение транспортных средств, движущихся по перпендикулярной траектории. Чаще всего возникает при выезде транспортного средства с боковой второстепенной дороги на главную на нерегулируемых перекрестках и развилках. Возникает обычно в черте города. Причина чаще всего в невнимательности водителя, выезжающего с второстепенной дороги при ограничении обзора при выезде с посторонними объектами (рекламными билбордами, деревьями и т.д.). Второй причиной, а еще чаще, сопутствующей, может являться превышение скорости водителем, едущим по главной дороге.
Касательное столкновение – соударение транспортных средств, движущихся в одном направлении. Возникает на нерегулируемых перекрестках и при кольцевом движении при нарушении правил дорожного движения – непредоставлении преимущества по ПДД транспортному средству, либо при невнимательности в перестроении. Как правило, не сопровождается серьезным ущербом.
Опрокидывание
Опрокидывание возникает при сильном превышении скорости при обстоятельствах, не способствующих устойчивому движению: крутой поворот с уклоном, пробитое или отломавшееся колесо, скользкое дорожное покрытие. Также может возникнуть при резком выходе из бокового заноса.
Является очень опасным ДТП для участников, так как может привести не только к механическим повреждениям автомобиля, но и его возгоранию в результате детонации топлива.
Наезд на стоящее транспортное средство
Наезд на стоящий автомобиль происходит в черте города при невнимательности активного участника, либо при неправильной парковке неподвижного ТС. Может иметь самые разные последствия в зависимости от скорости движущегося участника.
Наезд на пешехода
Столкновение автомобиля с человеком, движущимся по проезжей части или тротуару, относится к наездам на пешехода. Так же интерпретируется ДТП, в котором столкновение с машиной, находящейся в движении, было инициировано пешеходом. Такое может произойти по причине невнимательности водителя, превышении скорости, ограничении обзора и плохих погодных условиях, а также при несоблюдении пешеходом правил дорожного движения. Водитель с точки зрения права несет большую ответственность за такое ДТП, как лицо, обладающее ответственностью за средство повышенной опасности, автомобиль. Поэтому при нарушении ПДД, приведшему к ДТП этого типа, водителя ожидает административная ответственность со штрафом.
В случае смерти пешехода наступает уголовная ответственность.
Наезд на велосипедиста
Наезд на велосипедиста по трактовке вины и правовым последствиям аналогичен наезду на пешехода. Единственным отличием является то, что с точки зрения ПДД велосипед – это тоже транспортное средство и правила езды на велосипеде отличаются от правил передвижения пешехода. Частым примером является наезд на велосипедиста при пересечении велосипедистом проезжей части по пешеходному переходу в процессе управления велосипедом, что запрещено ПДД.
Состояние алкогольного опьянения велосипедиста делает его виновным в ДТП, так же как и управление автомобилем.
Наезд на гужевой транспорт
Наездом на гужевой транспорт называют столкновение автомобиля с повозкой, в которую запряжены тягловые животные. Такой тип ДТП свойственен больше сельской местности. Причиной может быть невнимательность и нарушение ПДД водителем, недостаточность взаимодействия опыт водителя и тягловых животных гужевого ТС.
Наезд на животное
Наезд на животное трактуется как ДТП, даже в случае если водитель транспортного средства не понес ущерба, поскольку домашние животные, согласно праву, являются имуществом хозяев, а дикие животные – имуществом государства (Гражданский Кодекс, ст. 137, Закон о животном мире, ст 4).
Поэтому согласно праву ДТП с участием животных также требует регистрации и возмещения ущерба пострадавшей стороне по ОСАГО.
Падение пассажира
Падения пассажира в общественном транспорте по статистике составляют около 40% случаев, в которых водители общественного транспорта нарушили ПДД. Чаще всего возникают при экстренном торможении. В некоторых случаях падений прослеживается вина пассажиров, нарушающих правила проезда в общественном транспорте. Следует заметить, что если падение пассажира в автобусе трактуется как ДТП, то и продолжение движения автобуса рассматривается как оставление места ДТП, со всеми правовыми последствиями для водителя.
Выпадения пассажира из автомобиля очень опасны, хотя и случаются редко.
Прочие виды ДТП
К прочим типам ДТП по способу возникновения относятся все происшествия, не попавшие в описанную классификацию – например, нанесение ущерба не являющимся участниками движения людям при столкновении с жилым помещением, падение незакрепленного груза с грузового тс, сход с рельсов трамвая и т.д.
В таких случаях ответственная сторона и причины произошедшего достаточно очевидны — это водитель транспортного средства и его поведение, приведшее к ущербу пассивных участников.
Виды дорожно-транспортных происшествий
В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:
- со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
- с телесными повреждениями;
- с материальным ущербом.
По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:
- материальный ущерб;
- лёгкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. 12.24 КоАП РФ);
- телесные повреждения средней степени вреда — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. 12.24 КоАП РФ);
- тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522);
- смерть потерпевшего;
- особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).
Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.
По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ 218.6.015–2015):
- столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
- опрокидывание — потеря устойчивости не в связи со столкновением или наездом, съездом с дороги (например, при критическом наклоне дороги, в результате порыва ветра и т. п.);
- наезд на стоящее транспортное средство;
- наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
- наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
- наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
- наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
- падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе);
Падение пассажира в автобусе также является ДТП - иные ДТП: наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
- съезд с дороги;
- падение груза;
- отбрасывание предмета;
- наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).
Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).
Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди
Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.
В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление — водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.
Распространённость явления повлекли введение в мае 2021 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.
В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД
Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.