Когда допускается оформление «автогражданки» без диагностической карты и что для этого понадобится? Узнайте все секреты оформления «автогражданки» для новых и подержанных автомобилей.
Согласно КоАП, управление автомобилем без полиса автогражданского страхования является правонарушением. Но для его получения нужно доказать страховщику, что машина находится в надлежащем техническом состоянии. Сделать это владелец автотранспорта может лишь одним способом: показав заполненный по закону и действующий бланк диагностической карты. Среди водителей весьма популярным является вопрос, можно ли оформить или продлить полис ОСАГО без диагностической карты, и как это сделать? Разберём все доступные автовладельцу варианты заключения договора автострахования.
Основные факты об ОСАГО
Полис ОСАГО – это документ, оформляемый на конкретное транспортное средство с указанием лиц, которые могут им управлять. Его наличие – обязательно, за отсутствие предусмотрен денежный штраф.
Отметим, что в первую очередь полис нужен собственнику авто, так как в случае ДТП, произошедшим не по его вине, он получит компенсацию на ремонт.
При отсутствии страховки все расходы ложатся на плечи владельца машины. Сегодня оформление ОСАГО допустимо как посредством личного обращения, так и с помощью официальных сайтов страховых компаний. Стоимость полиса и условия его получения идентичны вне зависимости от формы приобретения. Цена зависит от количества и опыта водителей, наличия или отсутствия ДТП с участием автомобиля.
Лихачам ОСАГО дороже
Но обо всем по порядку. Поправки в закон опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. В соответствии с ними с момента опубликования вступает в силу та их часть, которая отменяет обязательность при покупке полиса предоставить диагностическую карту. То есть эта поправка уже вступила в законную силу. И распространяется она на все договоры, заключенные с 1 марта.
Принято это в связи с тем, что из-за карантинных мер у автовладельцев возникли сложности с прохождением техосмотра. Во многих регионах пункты ТО попросту закрыты. Поэтому и купить страховку было проблемой. Теперь одной проблемой меньше.
Но надо иметь в виду, что после 30 сентября автовладельцы обязаны пройти техосмотр и предъявить страховщику диагностическую карту в течение месяца, не позднее 31 октября. Впрочем, правительство получило право увеличить эти сроки, но не более, чем на 90 дней.
В случае, если автовладелец не пройдет техосмотр, полис продолжит действовать. И если он совершит аварию, то страховщик заплатит пострадавшим компенсацию. Но сможет выставить регрессные требования своему клиенту на всю выплаченную сумму.
Если автовладелец не пройдет техосмотр, то страховщик выставит ему регресс в случае аварии
Через 90 дней после опубликования вступает в силу та часть поправок, которая направлена на еще большую индивидуализацию тарифа.
Сейчас страховщик может установить тариф в рамках тарифного коридора, установленного Центробанком для региона. Теперь страховщик сможет назначать устанавливать тариф для каждого водителя персонально. Если клиент не приносит убытков компании, ему можно назначить тариф по нижней планке. Сейчас для легковых машин физических лиц это 2746 рублей. Если клиент постоянно совершает аварии и страховщику постоянно приходится за него платить, то ему назначат тариф по максимальной планке — это 4942 рубля.
Все коэффициенты, которые действуют сейчас, останутся и тогда, когда эта часть поправок вступит в силу. Сохранится коэффициент по территориальности, а также в зависимости от мощности двигателя, которые еще недавно предлагали убрать. Но добавится и новый фактор, повышающий стоимость страховки. А именно за грубое и неоднократное нарушение правил.
Стоимость полиса вырастет для тех, кто был лишен прав за управления автомобилем в нетрезвом виде или за аварию, в которой пострадали или погибли люди. А также для тех, кто был лишен прав за отказ от медицинского освидетельствования или оставления места ДТП.
Также повышающий коэффициент будет установлен за такие неоднократные нарушения в течение года, как проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на полосу встречного движения. Но при условии, что эти нарушения были выявлены не в автоматическом режиме. Понятно, почему сделано такое исключение, ведь при автоматической фиксации неизвестно, кто был за рулем и совершал эти нарушения.
Удивительно, что в список нарушений правил дорожного движения не включено движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. А это отдельный состав и отдельная статья Кодекса об административных правонарушениях.
Каков будет этот коэффициент — пока неизвестно. Его должен установить Центробанк. На разработку нового указания Центробанка, которое установит тарифный коридор и коэффициенты, дано 90 дней.
Условия покупки страховки
Полис обязательного автострахования – документ, дающий право на получение компенсации от фирмы в случае ДТП. Целесообразно заранее ознакомиться со всеми правилами оформления. Так, к ключевым условиям приобретения страховки относятся:
- полис выдается на один год;
- оформление страховки возможно как онлайн, так и путем получения бумажного экземпляра в офисе компании;
- собственник вправе выбрать любую лицензированную компанию, а та, в свою очередь, не может отказать в выдаче, но устанавливает свои цены.
Также отметим, что если владелец в перечне документов не предоставляет талон техосмотра, а авто старше трех лет, то компания осуществляет осмотр ТС самостоятельно. Диагностическая карта при оформлении ОСАГО выступает гарантией того, что машина исправна и ее можно эксплуатировать.
Необходимость техосмотра
Исправность транспортного средства – это обязательный элемент нормального процесса его эксплуатации. Отметим, что контроль проводят ежегодно. В первые три года автовладельцы освобождены от прохождения ТО, так как считается, что все его системы исправны.
С точки зрения логики, процесс определяется следующим образом. Для езды на автомобиле необходимо иметь полис ОСАГО. Его оформление возможно при наличии действующей диагностической карты. Она, в свою очередь, получается после прохождения технического осмотра. Если нет техосмотра, то по закону использовать авто нельзя.
Что говорится в законодательстве
1 июня 2011 года был принят Федеральный закон № 170 «О техническом осмотре транспортных средств и общеобязательном полисе ОСАГО». Но за год были выявлены существенные недоработки, поэтому в декабре 2012 года были внесены поправки в Закон об ОСАГО.
С января 2013 года они вступили в свое действие. Поправка относилась к диагностической карте, которая стала полноценной заменой технического талона.
Нововведения существенно облегчили жизнь многим автолюбителям, так как оформление документов стало проще, и во многих ситуациях водитель оказался более защищенный в финансовом отношении.
Раньше временный полис можно было получить только для перемещения авто к месту новой регистрации, сейчас разрешили оформлять его для доставки машины к месту проведения ТО.
Такое новшество позволило водителям отказаться от обязательной услуги эвакуатора, так как до этого приходилось доставлять свое авто к пункту осмотра только с этим условием.
Теперь чтобы не нарушать закон и самостоятельно перевезти свой транспорт можно оформить временный полис на двадцать дней.
Доработанный пункт 3 статьи 10 принятого Федерального закона от 2011 года объясняет, в каких ситуациях можно не предъявлять при оформлении полиса документ о ТО.
Также он закрепляет законодательно возможность оформлять временный полис в отдельных предусмотренных этим пунктом случаях.
Пункт 3 отменяет норму о шестимесячном сроке действия документа о техническом осмотре. Ранее, чтобы приобрести полис страхования, необходимо было иметь на руках действующий в течение шести месяцев талон о прохождении ТО.
Сейчас можно продлить свой полис даже с документом срок действия, которого закончится через несколько дней.
Первоначальный закон с его непродуманными аспектами значительно усложнил последующую реформу относительно дорожного транспорта и автовладельцев.
В итоге после нескольких лет действия новых норм есть предложения полностью отменить технический осмотр. Оформление автостраховки без ТО сейчас практикуется на территории Грузии.
Многие считают, что даже после прохождения технического осмотра выявить полностью неисправность автомобиля сложно, для этого необходимо делать полную диагностику раз в полгода.
Но, несмотря на это установленный законодательно техосмотр выявляет различные существенные недостатки автомобиля, и большинство автолюбителей считают такую меру нужной «прививкой» от многих недугов машины.
Страховые компании благодаря принятому закону и внесение поправок были вынуждены осуществлять выплаты по ОСАГО без техосмотра, которые ранее были спорными и чаще всего автовладелец получал по ним отказ.
Спорных моментов еще осталось довольно много, но со временем они будут решены законодательным образом. Не стоит забывать и о том, что попытки сэкономить на оформлении страховых документов могут привести к печальным последствиям.
Что такое Кбм ОСАГО, вы можете найти в статье: Кбм ОСАГО. Правила расторжения договора ОСАГО рассматриваются здесь.
Как проверить полис ОСАГО по базе РСА, узнайте в этой статье.
В каких случаях ТО не нужно
Существует легальная возможность
избежать технического осмотра, а значит и не получать диагностическую карту. От него освобождены собственники транспортных средств не старше трех лет.
В законе отмечено, что карта диагностики – это обязательный документ при оформлении полиса. Но если водитель предъявляет ПТС, в котором год производства авто составляет менее трех лет, то справка о его техническом состоянии не требуется.
Важно знать! Полис ОСАГО и техосмотр тесно связаны, но он не нужен для новых машин. Получение ОСАГО без ТО возможно только при таком условии.
Можно ли оформить полис без ТО
Сам полис ОСАГО не имеет привязки к карте диагностики машины. Когда страховка была оформлена всего на год, а сам срок техосмотра должен закончиться раньше, то полис остается действительным.
В случае ДТП, которое произошло в период окончания действия технического осмотра, страховые компании могут не осуществить положенные выплаты.
Оформить обязательную автостраховку можно без техосмотра в нескольких случаях:
- если автотранспорт освобожден от техосмотра;
- на прицеп до трех тонн, который принадлежит частному лицу;
- если машина новая и первый техосмотр еще не нужно оформлять.
Согласно принятому закону в 2011 году, с января 2012 начали действовать сроки оформления техосмотра. Новые автомобили не должны проходить его в течение трех лет.
Но этот закон не распространяется на автомобили, которые занимаются постоянными грузовыми и пассажирскими перевозками. Их срок техосмотра ограничен с трех до шести месяцев.
С 2013 года талон техосмотра был отменен и теперь автовладелец может пройти ТО там, где ему удобнее не привязываясь к месту регистрации автомобиля. Вместо талона ввели диагностическую карту.
Техосмотр от страховой компании
С целью экономии времени, но не денег, допустимо пройти технический осмотр непосредственно у страховой компании. Преимущество в том, что фирма заинтересована в продаже полиса, а значит, может закрыть глаза на некоторые недочеты.
Что касается недостатков, то главный из них – поверхностный осмотр авто. Кроме того, за подобную услугу страховщики берут существенные деньги. К иным способам оформления страховки без диагностической карты, которые можно назвать не очень надежными, относятся:
- Приобретение ОСАГО с диагностической картой – методику практикуют некоторые компании.
- Привлечение к оформлению страхового брокера, который возьмет на себя сбор документации.
Внимание! Некоторые автолюбители по-прежнему занимаются подделкой определенных документов. Не рекомендуется практиковать данный метод, так как он не только несет за собой административную ответственность, но и риски при управлении авто. Техосмотр и полис ОСАГО можно сделать сразу в страховой компании.
Можно ли купить ОСАГО без ТО в 2021 году?
Согласно действующему законодательству, на четыре года от обязательного техосмотра освобождаются новые легковые автомобили. Следовательно, в течение четырех лет с момента первой покупки такой машины ОСАГО можно оформлять без диагностической карты.
Не нужен ТО и для оформления транзитной страховки (на 20 дней), необходимой для перегона машины с одной территории на другую.
Для остальных автовладельцев на государственном уровне была разработана своеобразная карантинная программа поддержки, благодаря которой с марта по сентябрь они могут оформить «автогражданку» не выходя из дома. Таким образом, из-за карантина в 2020-м году автомобилисты могут в режиме онлайн купить полис ОСАГО без техосмотра (ТО) и последующего получения диагностической карты.
В электронном формате каждый может купить полис по наиболее выгодной цене, изучив предложения разных страховых компаний. После получения документа на электронную почту его следует распечатать и иметь при себе в автомобиле, поскольку многие инспекторы дорожной полиции по-прежнему продолжают требовать от водителей е-ОСАГО на бумажном носителе, отказываясь принимать полис на экране смартфона.
Ответственность за оформление полиса без диагностической карты
С последствиями использования полиса, приобретенного без диагностической карты, можно как столкнуться, так и нет. С одной стороны многое зависит от везения, с другой – лучше не рисковать и оформить все по закону. Рассмотрим, какие последствия возможны при подобном подходе:
- Сотрудник ГИБДД обнаружит, что ОСАГО оформлен без прохождения технического осмотра и наложит штраф.
- Отказ в выплате компенсации страховой компанией в случае ДТП. Фирма укажет, что техосмотр пройден не был, заплатит несущественный штраф государству за выдачу документа без диагностической карты, но избежит больших выплат по страховому случаю.
Важно знать! Техосмотр и покупка ОСАГО чаще всего занимают не более одного дня, но может растянуться и на неделю. Не рекомендуется доводить талон до просрочки – лучше оформлять ОСАГО и проходить ТО до того, как договор истечет. Своевременная замена полиса – ответственность водителя. Если не продлить истекший документ, предусмотрено наказание.
Оформление автогражданки онлайн без карточки диагностики: описание законных способов
В большинстве случаев СК не имеет права оформлять договор автогражданской ответственности, если у страхователя нет действующей карточки диагностического осмотра ТС. Однако существуют отдельные ситуации, при которых можно произвести оформление полиса ОСАГО даже без карты диагностического осмотра, а именно:
- Оформить договор ОСАГО без действующей карточки диагностического осмотра могут владельцы ТС для которых законом не предусмотрено прохождение тех.осмотра.
- Владельцы новых авто, которым нет еще 3 лет также могут оформить автогражданку без тех.осмотра.
- В том случае, если авто направляется к месту прохождения ТО, водитель также может заключить договор автогражданской ответственности без ДК.
Лишь эти три исключительных случая позволяют оформить полис автогражданской ответственности без технического осмотра ТС. В любой другой ситуации для приобретения полиса автогражданской ответственности следует сначала пройти диагностический осмотр.
В том случае, если действие вашей карты диагностического осмотра закончилось после того как вы уже заключили договор обязательного страхования, вы можете не продлевать его до момента заключения нового договора ОСАГО.
Никаких штрафов со стороны ГИБДД за просроченный талон тех.осмотра не предусмотрено. А в случае ДТП страховая организация не вправе отказать в выплате из-за просроченной карточки диагностического осмотра.
Штрафы за поддельные документы о ТО
На сегодняшний день водителям, которые используют транспортные средства без прохождения регулярного техосмотра, грозит денежный штраф. Его размер определяется обстоятельствами и ситуацией, при которой было обнаружено правонарушение.
Также рассматривается законопроект, по которому особая ответственность, вплоть до тюремного заключения, будет возложена на продавцов поддельных диагностических карт. Сегодня они наказываются штрафами, но, конечно, большими, чем платят рядовые водители и собственники автомобилей. Просрочка договора также опасна, так как влечет ряд санкций.
Получить полис ОСАГО без диагностической карты реально, но это несет в себе потенциальные риски. Каждый автовладелец должен принять решение, готов ли он ради экономии времени и сил подвергнуть себя опасности при вождении авто. К числу компаний, которые предоставляют лицензированные полисы, относятся: РЕСО, Альфастрахование, Ингосстрах, Росгосстрах. Все указанные фирмы есть в перечне РСА.
Документы для ТО
Когда владелец автомобиля решил пройти техосмотр для ОСАГО, кроме самой машины предоставляется и полный пакет документов, среди которых выделяют:
- Личный паспорт или другой документ, который будет удостоверять личность. В определенных ситуациях предоставляется и доверенность, на основании которой другое лицо имеет право от имени собственника выполнять данные действия.
- Документы на само авто. Сюда относят кроме паспорта на машину, еще и свидетельство, которое выдавалось при постановке автомобиля на учет в ГИБДД.
Если эти основные документы будут отсутствовать, специалист вправе отправить машину обратно для необходимости сбора необходимых бумаг. Таким образом, вы получите отказ, а деньги, оплаченные в качестве пошлины, возвращены не будут.
Когда все одобрено, между вами и центром, который будет заниматься осмотром, заключается договоров на оказание данного вида услуг. Именно он и будет служить основанием для последующих претензий, если таковые будут, а также для производства всех необходимых оплат.
Почему стоит пройти техосмотр заранее
По сути, новые правила никак не должны повлиять на добросовестных водителей. Однако на практике первые месяцы автомобилисты могут сталкиваться с очередями на ПТО. По словам директора по страхованию Сравни.ру Александра Крайника, сейчас в реестр Российского союза автостраховщиков входят всего 5077 операторов технического осмотра, где можно оформить диагностическую карту. Сами станции чаще всего находятся в городе или областном центре. Это значит, что остальным жителям региона приходится далеко ездить на диагностику. При этом к 1 марта число аккредитованных операторов может сократиться ещё больше, не все из них будут отвечать новым требованиям, а значит, их исключат из базы.
«Из-за фотофиксации и загрузки этих данных в ЕАИСТО увеличится время на прохождение техосмотра. А количество оформляемых одним сервисом диагностических карт ограничат. Это создаст коллапс пунктов техосмотра, — объясняет эксперт. — При этом сама диагностическая карта связана с выдачей ОСАГО — в итоге сесть за руль, когда закончилось ОСАГО, и поехать на станцию осмотра нельзя — ведь без ОСАГО нельзя за руль, а ОСАГО не купить, ведь до станции нужно доехать».
Чтобы избежать этого, лучше сделать новую диагностическую карту заранее, до обновления процедуры.
Последствия
Так как агенты компаний по страхованию заинтересованы в том, чтобы получить максимальное количество обратившихся клиентов, они пытаются найти для этого многочисленные способы. Сюда также относится и выдача полисов без имеющихся действующих диагностических карт. Они получают бонусы и премии, а вы не сможете получить ничего при возникновении страховых случаев. Дело в том, что такой договор будет признан недействительным, так как без карты осмотра автомобиль не имеет право появляться на дорогах и улицах.
Экономия будет, но она незначительная. Проходить осмотр в технических центрах не надо будет, а это сокращает расходы всего лишь на 600-800 рублей. Да и сам транспорт не надо будет приводить в надлежащий вид, и делать в нем все необходимое для осмотра.
Кроме того, что вам будет отказано в выплате сумм по страховому случаю, так как в самом первоначальном виде договор имел не правильную форму и оформлен нелегально, можно столкнуться и с еще одним вариантом – страховая сумма будет выплачена. Но при этом стоимость убытков будут взыскивать с вас. Для этого создается регрессное требование, которое относится в суде. Почти не было таких случаев, чтобы суд отказался поддержать требование. По этой причине, все равно платить придется именно вам.
Это все говорит нам о том, что, даже получив полис на таких основаниях, управлять транспортным средством вы будете точно так же, как и при его отсутствии. Никакой помощи в случае необходимости он принести не сможет.
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Оформить диагностическую карту машины
Диагностическая карта автомобиля – это специальный документ, который имеет определенную форму, установленную законодательством. Она включает в себя:
- Название документа, регистрационный номер и серию;
- Срок действия документа;
- Данные автомобиля, для которого оформляется карта;
- Государственный регистрационный номер автомобиля – СРТС, ПТС, серийный номер кузовного дизеля, номер двигателя и шасси автомобиля, категория транспортного средства;
- Результаты проверки;
- Дата прохождения и другие важные моменты.