Что грозит водителю за обгон “паровозиком” на трассе

Здравствуйте, друзья! Сегодня говорим про обгон паровозиком — какое наказание в ПДД, а также про особенности и санкции для водителей за двойной обгон.

Важно понимать, что паровозик и двойной обгон ПДД трактует по-разному. Это 2 вида маневров, общее у которых одно — это выезд на встречную полосу, а также объезд других автотранспортных средств.

Нужно понять, что говорит ПДД, можно ли совершать подобные маневры, и как правильно действовать. Плюс размеры штрафов за неправильные маневры со стороны обгоняющего.

Разбираемся с понятиями

Прежде чем озвучить штраф за обгон паровозиком, как и за двойной обгон, следует понять, что это означает.

Двойным обгоном принято считать обгон 2 и более транспортных средств путем выезда на встречную полосу движения. То есть во время такого маневра, опередив первую машину, водитель не возвращается на свою часть дороги. Либо же таковым считается обгон авто, которое в этот момент совершает обгон.

Но еще есть понятие обгона паровозиком. Также называют гуськом. В этом случае осуществляется выезд на встречку за машиной, которая пошла на обгон. В этот момент на встречной стороне автодороги оказывается 2 и более автомобиля.

Относительно обгонов есть целый раздел в действующих ПДД. Здесь прописаны все правила для безопасных маневров, существующие запреты, а также условия, при которых совершить обгон можно.

Наказание следует не за сам факт обгона. Здесь вопрос в выезде на чужую полосу движения.

Да, в теории при обгоне всегда нужно выехать на встречку. Но не всегда, выезжая на встречную полосу, водитель совершает обгон. Иногда это опережение, как в случае с обгоном тихоходных ТС, о которых уже говорили ранее.

А те же обгоны в опасных поворотах запрещены всегда. Нет условий, позволяющих без нарушения правил выполнить подобное действие.

Обгон гуськом или паровозиком

Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.

Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.

Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.

Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.

Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.

Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.

По всей видимости, данный момент и был учтен Верховным судом в ППВС № 20. Сравните сами две формулировки – из ПДД и из ППВС:

«Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия», – п. 11.2 ПДД.

«Не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия», – п.»г» п. 15 ППВС № 20 от 25.06.2019.

Сразу видно, что по ПДД запрещен, как обгон обгоняющего, («двойной обгон»), так и обгон «гуськом‑паровозиком». А по ППВС – только «двойной обгон». Обгон обгоняющего – объективный факт, обгон «гуськом» – субъективный. См. далее Оценочные понятия.

Важно понимать, что п. 11.2 ПДД запрещает обгон «гуськом» одного и того же транспортного средства. Если перед грузовиком, который вы собираетесь обгонять, идет другой грузовик, на обгон которого пошел ваш коллега, то перед ним встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Это сигнал вам, что и вы можете идти на обгон – встречная полоса свободна на достаточном и для вашего обгона расстоянии. То есть, как упоминалось выше, вы в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, в котором, кстати, ничего не говорится, что водитель визуально должен убедиться – свободна встречная полоса или нет.

Вывод: выполнение требований п. 11.2 ПДД всегда следует рассматривать в связке с выполнением требований п. 11.1 ПДД.

От обгона «гуськом» правильнее отказываться не по причине ограничения видимости, а по причине того, что водитель попадает в зависимость от других водителей, которые пошли на обгон впереди или позади. Представьте, что впереди идущий завершил обгон, но вместо того, чтобы уходить вперед, он стал тормозить, не давая вам места вернуться в свою полосу. Пока вы удивленно думаете, что происходит, он поворачивает налево. Кто виноват? Вы! Так как в начале обгона не убедились, что при окончании обгона сможете беспрепятственно вернуться в ранее занимаемую полосу, – п. 11.2 ПДД.

0

Автор публикации

не в сети 1 день

GarryB83

0

Комментарии: 0Публикации: 1252Регистрация: 17-07-2018

Поговорим о двойном обгоне

В ПДД есть запреты и предписания относительно подобного маневра. Получается, что когда запретов нет, то это разрешено.

В действующих ПДД за 2021 год нет никаких пунктов, запрещающих выполнить двойной обгон. Причем вне зависимости от количества автотранспортных средств, принимающих участие в подобном маневре.

Есть только одно условие. Водители обязаны удостовериться предварительно в том, что их действие не повлечет за собой никаких опасных последствий. То есть маневр безопасный.

Вывод о проверке безопасности маневра зависит от последствий. Если никакого ДТП не произошло, то все было сделано по правилам. Если случилась авария, то придется заплатить штраф, либо лишиться удостоверения.

Но нужно внести уточнения. По ПДД, совершая рассматриваемое действие, водители обязаны проверить несколько моментов:

  • на встречной полосе нет машин, либо находятся на достаточном расстоянии, чтобы успеть завершить маневр;
  • впереди отсутствует сплошная разделительная полоса;
  • нет установленного знака, запрещающего обгон;
  • не располагается никакой путепровод, пешеходная зона, а также железнодорожный переезд;
  • это же относится к тоннелям, эстакадам, опасным поворотам и подъемам;
  • в этот момент машина позади не пошла на обгон вашего транспортного средства;
  • ни одна из впереди идущих машин не активировала левый поворотный сигнал.

Этот список в полной мере определяет условия, при которых можно и нельзя осуществлять обгон с выездом на встречную часть дороги. Это же относится и к двойному типу маневра.

Можно ли совершать обгон паровозиком?

Что такое “паровозик”? Это обгон, когда в появившееся окно на встречной полосе устремляются сразу несколько водителей, выстроившись друг за другом. По окончании маневра они всегда возвращаются на правую часть дороги. Так как водители не всегда правильно рассчитывают движение, может возникнуть серьезная авария. Безопасный обгон регламентирован разделом 11 ПДД.

Согласно ему, запрещено осуществлять обгон:

  • впереди идущей машины, которая уже объезжает препятствие;
  • впереди идущей машины, сигнализирующей о повороте налево;
  • машина, идущая позади, уже начала обгон;
  • нет возможности безопасно для всех участников движения вернуться на основную полосу;
  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых при движении по не главной дороге;
  • на переходах для пешеходов;
  • на ж/д переездах (разрешенное расстояние – более 100 м до них);
  • в тоннелях;
  • на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними;
  • на участках с ограниченной видимостью, опасном повороте.

Соблюдайте ПДД, это поможет сохранить права и своих пассажиров в целости и сохранности.

Теперь об обгоне паровозиком

Здесь ситуация несколько иная. И рассматривать нужно отдельно.

Напомним, что здесь речь идет о маневре, при котором ваша и еще минимум 1 машина пошла на обгон другого авто, двигаясь друг за другом. Своего рода колонна.

Плюс существует понятие обгона уже обгоняющего автомобиля. Представьте ситуацию. Впереди на полосе медленная машина. Вы движетесь быстрее. По левому борту передний автомобиль начал обгонять другой транспорт. В этот момент вы также нажали на газ, повернули налево, включив поворотник. И теперь самое главное. Выезжаете еще левее авто, которое пошло на обгон. И в итоге обходите сразу 2 машины, одна из которых также обгоняет другое ТС. Звучит может и несколько запутанно, но все должно быть понятно.

А такой маневр считается запрещенным.

Только есть свои нюансы. Подобное действие в виде паровозика или гуська запрещается лишь той машине, которая создала подобный эффект. То есть существует условно первая машина, которая включила поворотник, и нажала на газ. При выполнении всех выше описанных условий, такие действия нарушением не считаются.

Но если за этой машиной выстроилась очередь, и они также включили поворотники и нажали на газ, то тут уже создается эффект паровозика. Все авто позади вас нарушают правила.

Сложность в том, что доказать свою невиновность, даже если ваше ТС было первым в созданном паровозике, проблематично. Единственным весомым аргументом станет видеозапись с регистратора.

В пункте 11.2 действующих правил прописано, что водителям нельзя совершать обгон, если:

  • впереди находящееся ТС осуществляет обгон, либо объезжает препятствие;
  • машина, находящаяся позади, начала обгонный маневр.

Получается следующее. Инспектор видел, что ваше автотранспортное средство находилось впереди условной колонны (паровозика). В теории вы не виноваты. Но это в теории. На практике инспектор не мог видеть, что вы не выехали на встречку в тот момент, когда иное ТС уже зашло за маневр.

Принимая это во внимание, совсем не исключено, что водителя, действующего вроде как в рамках правил, не оштрафуют, или не попытаются лишить прав.

Можно ли совершать обгон «паровозиком» — что говорит закон и Верховный суд

В условиях плотного движения многие водители прибегают к приему обгона «гуськом» — один обгоняющий автомобиль следует за другим. И такая цепочка может достигать 5-10 машин. Объясняется данный маневр очень просто — на дорогах России очень много сплошных и очень мало участков, где можно выполнить обгон.

Именно поэтому автовладельцы в России чаще всего практикуют метод «паровоза». Однако инспекторы ГИБДД могут рассчитать такое действие как злостное правонарушение и пытаются содрать с водителям как можно больше денег. Заметим, что не во всех случаях подобные действия сотрудников ГИБДД могут быть аргументированы.

Обгон. К данному действию водители прибегают тогда, когда у них нет другого варианта. Если впереди едет тихоходное транспортное средство, а за ним целая вереница машин, по правилам обгон можно совершать только по-одному. В этом потоке есть много водителей, которые хотят обогнать еле движущийся автомобиль, но места на дороге не хватает, чтобы этот маневр совершить всем. Однако, на отрезке вполне можно совершить обгон «паровозиком» сразу из 3-4 машин, при этом должны быть соблюдены 2 условия:

  • дорога хорошо просматривается, ничто не мешает обзору;

  • на встречной полосе нет транспорта.

Нередко на дороге возникают ситуации, когда участники группового обгона уверены в безопасности выполнения маневра, а вот сотрудники ГИБДД с этим соглашаться не хотят. Умелые должностные лица могут раскрутить водителя, которые не силен в законе, на лишение прав сроком до полугода. Лишиться права на управление действительно можно. Об этом можно узнать в пункте 11.2 ПДД. В нем говорится, что водитель не имеет права выполнять обгон в нескольких ситуациях:

  • если автомобиль, который движется спереди, приступает к обгону или объезжает препятствие;
  • если автомобиль, который движется спереди, подает сигнал левого поворотника;
  • если автомобиль, который движется позади, приступил к обгону;
  • если водитель не уверен в том, что он сможет завершить маневр без помех для других участников движения.

Наказание за данные действия определяется в части 4 статьи 12.14 КоАП РФ. Водитель за это получает административный штраф в 5 000 рублей или лишается прав сроком на полгода. Однако можно увидеть, что в вышеуказанном пункте нет ни слова о запрете обгона «паровозиком», но сотрудники ГИБДД имеют большие возможности придумывать собственные правила и наказания за них. До недавнего времени, все обращали внимание на одну заметку — запрещено приступать к маневру, если авто впереди приступает к обгону или объезду. На этот счет были различные мнения, но точку в спорах поставил Верховный суд, который заявил, что обгон «паровозиком» не запрещен правилами. Главное условие для совершения маневра — между обгоняющими ТС должно быть расстояние не менее 100 метров, чтобы не нарушать обзор.

Итог. Если инспектор ГИБДД пытается доказать, что обгон «паровозиком» является нарушением, предоставьте ему эту статью и книжку с Правилами дорожного движения. Любой водитель может совершить данный маневр «гуськом», если между ТС, которые идут на обгон, сохраняется дистанция в 100 метров.

Возможные наказания


Смотрите также
Как отремонтировать или заменить замок багажника на Ладе Калина

Напоминает, что как такового наказания за обгонные действия не предусмотрены. И не важно, будет это двойной, либо паровозик.

Факт в другом. Любое подобное действие зачастую трактуется по 4 части 12.15 КоАП. А здесь речь идет о штрафе или лишении прав за выполненный выезд с нарушением правил на встречную часть автодороги. Есть и следующая за ней статья, где наказание будет намного серьезнее.

В итоге возможно 3 варианта наказания. Все зависит от конкретной ситуации:

  • Водитель выехал на встречную полосу, нарушив при этом ПДД. Трактуется по 4 части статьи 12.15. Здесь в лучшем случае придется отдать в государственную казну 5 тысяч рублей. В худшем водитель окажется без прав на срок от 4 и вплоть до 6 месяцев;
  • Автомобилист повторно нарушил предыдущее правило. В теории можно снова заплатить 5 тысяч рублей. Но при условии, что нарушение было зафиксировано с помощью специальной камеры. Но есть и более неприятный исход. Это лишение удостоверения. Только теперь на 1 год;
  • Водитель вынуждено выехал на встречную часть дороги, чтобы объехать препятствие. И никого не будет волновать, что сторона дороги, по которой должен есть водитель, оказалась непригодной для этого. Либо возникло иное препятствие. Если выехал, то будь любезен заплатить от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Теперь знаете и о возможной ответственности.

Да, если инспектор или дорожные камеры не зафиксировали нарушение, то его как бы и не было. Но это не повод совершать откровенно опасные маневры.

Какие правила обгона регламентируют правильный манёвр?

Вообще, за правила обгона отвечает целый раздел ПДД. Там указывается обязательное условие безопасности обгона, его запрет при определённых условиях, а также правила поведения обгоняемого авто.

Правила обгона вполне самодостаточны, но наказание предусмотрено всё же не за обгон как таковой, а за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу. То есть в принципе обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но вот выезд на встречку не обязательно должен быть обгоном, так как при последнем совершается опережение по встречной полосе других транспортных средств.

Какие бывают исключения?

Существуют исключения и для такой ситуации. Если водитель двигался по проезжей части с более чем двумя полосами, а автомобиль перед ним начал совершать обгон, то есть возможность осуществить этот же маневр по левой (свободной) полосе.

В этой ситуации выезд на встречную полосу будет исключен, а потому, поскольку опережение выполнилось по всем правилам, оно не будет квалифицироваться как нарушение ПДД. Более того, в правилах и вовсе нет никаких запретов, которые тем или иным образом касаются опережений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]