Разница между стоянкой и остановкой (с позиции ПДД)

'Знак

Удивительно, но даже опытные водители не всегда понимают разницу между остановкой и стоянкой.

И это при том, что в ПДД этот вопрос пристально рассмотрен.

Однако автолюбители зачастую вступают в диалог по этому поводу с инспекторами ГИБДД, пытаясь оспорить их претензии.

Первым страдает при таких прениях кошелек автолюбителя. Некоторые неопытные водители могут быть умышленно введены в заблуждение недобросовестными людьми в погонах.

Чтобы избежать таких ситуаций, следует хорошо знать ПДД: остановка и стоянка в правилах подробно описаны, указаны особенности, сходства и различия.

Основы понятий остановка и стоянка

Остановка и действие под названием «стоянка» схожи тем, что в обоих случаях прекращается движение транспорта. Различия состоят в длительности того и другого, целях выполнения маневров.

Понятия в ПДД, разница в обозначениях

Правила движения разъясняют оба термина следующим образом:

Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Есть и еще существенное различие между ними. По ПДД стоянка не разрешается там, где недопустима остановка. Но останавливаться на краткое время иногда можно на отрезках дороги, на которых запрещена парковка технических средств.

Сколько минут можно стоять

В ПДД точно описано, на сколько минут разрешается прекратить движение в каждом случае:

  • Если машина делает это до 5 минут, водитель выполнил остановку. Он может ждать, пока выйдут пассажиры, или заберут груз. Или ни то, ни другое за это время не происходит. Но если машина была в покое на период до 5 минут, а потом поехала, она просто останавливалась, а не парковалась.
  • При нахождении ТС на месте свыше этого времени действие считается стоянкой. Из него могут выходить люди, выносить или грузить вещи. Но если прошло свыше 5 минут, машина осуществила стоянку.

Иногда транспорт прерывает движение более чем на 5 минут, и это не означает, что он припарковался. Существует такой термин, как вынужденная остановка. Она может вызываться чрезвычайными обстоятельствами, лишающими возможности поехать.

Исключения и экстренные случаи

Исключение по знаку 3.27. предусмотрено для:

  • маршрутных ТС;
  • и автомобилей, используемых в качестве такси.

Указанные разновидности ТС могут останавливаться даже в зоне функционирования 3.27., но только в местах, специально предназначенных для их остановки (то есть там, где стоят знаки 5.16., 5.17. или 5.18. или нанесена разметка 1.17.).

места специально предназначенные для остановки
Фото: места специально предназначенные для остановки

В отношении указателя 3.28. исключений побольше. В частности, стоять даже в зоне его действия могут:

  • ТС, принадлежащие Почте России, обладающие нанесенной на боковую поверхность белой диагональной полоской на синем фоне;
  • такси с работающим таксометром;
  • автомобили, находящиеся в собственности инвалидов 1-й или 2-й группы, а также авто, перевозящие детей-инвалидов (отступать от требований 3.28. указанные ТС могут только в случае, если на них установлен соответствующий опознавательный знак – см. картинку).

автомобили, находящиеся в собственности инвалидов 1-й или 2-й группы
Фото: автомобили, находящиеся в собственности инвалидов 1-й или 2-й группы
Кроме этого, игнорировать предписания ЗЗОИС могут водители:

  • ТС с запущенным проблесковым маячком синего оттенка, выполняющие неотложное ведомственное задание (п. 3.1. ПДД);
  • ТС со включенным маячком оранжевого или желтого цветов (п. 3.5. ПДД).

Что касается экстренных ситуаций. В п. 1.2. ПДД представлено такое понятие, как вынужденная остановка – это прекращение движения ТС из-за неисправности, состояния здоровья водителя, пассажира или появления препятствия на автодороге.

Если вынужденное прекращение езды приходится выполнить в зоне действия ЗЗОИС, водителю нужно:

  • включить “аварийку” (аб. 3 п. 7.1. ПДД);
  • обязательно выставить знак аварийной остановки (аб. 3 п. 7.2. ПДД);
  • далее принять все доступные меры для отвода ТС из места, где воспрещается остановка (п. 12.6. ПДД).

Дорожные знаки «Остановка» и «Стоянка»

Дорожные знаки «Остановка» и «Стоянка» тоже имеют заметные отличия:

  • Первый существует лишь для общественного транспорта и носит номер 5.16. Его может дополнить разметка 1.17. Здесь обычному транспорту запрещены определенные действия: разворот, включение заднего хода, стоянка.

Нежелательно авто, не относящимся к маршрутным, останавливаться даже на непродолжительное время в зоне влияния символа. Это допустимо, когда надо выпустить людей, а само ТС не помешает автобусу или троллейбусу. Здесь также все машины уступают дорогу возобновляющему движение общественному транспорту.

Ещё на AutoLex.Net:

Доступно о том, кто уступает дорогу во дворе, знак въезда во двор

Остановка и стоянка

  • Символ, обозначающий место стоянки, носит номер 6.4 и может дополняться табличками 8.6.1-8.6.9, которые предписывают размещать автомобили определенным образом. Существуют парковки общедоступные или предназначенные для какой-либо категории машин. Во втором случае ее тоже дополняют обозначения 8.4.1-8.4.8, разрешающие им быть в этой зоне. Цифры рядом с 6.4 показывают, что за размещение авто на территории надо платить.

Остановка и стоянка

Остановка и стоянка в населенных пунктах

Остановка и стоянка автотранспорта в населенных пунктах допустимы не только там, где есть разрешающие символы. Но здесь существуют четкие правила.

Можно ли остановиться на обочине

В городе либо селе остановить авто на обочине можно, если она располагается на правой части дороги. Здесь допустима и стоянка. В п. 12.1 ПДД указано, что транспорт разрешено ставить параллельно направлению движения. Но рядом не должны располагаться запрещающие обозначения, не может быть особенностей инфраструктуры, не допускающих остановку:

  • трамвайных рельс;
  • железнодорожного переезда;
  • мостов, эстакад, туннелей;
  • отрезков, где дистанция между сплошной разметкой, краем дороги и ТС будет меньше 3 м;
  • пешеходного перехода;
  • опасного поворота, подъема, участка с плохой видимостью;
  • полосы для велосипедистов;
  • светофора, если из-за ТС его не будет видно;
  • остановки маршрутных машин или такси;
  • перекрестка.

Остановка и стоянка

Остановиться либо припарковаться можно и на левой стороне дороги, если речь о легковом авто или грузовом массой до 3,5 т. Но только когда путь имеет 1 полосу движения в каждую сторону, или оно там вообще одностороннее.

Где разрешено остановиться вне населенного пункта для грузового автомобиля

Согласно п. 12.3, 12.4 и 12.5 ПДД, можно прекратить движение за пределами города на обочине с правой стороны, если рядом нет участков и особенностей, перечисленных в подразделе 12.4 «Правил…».

Длительная стоянка за городом для грузового автомобиля или любого иного допускается только в оборудованных для нее местах или там, где нет проезжей дороги. Если припарковаться надо ненадолго, это делают везде, кроме:

  • участков, где запрещено останавливаться (из п.12.4);
  • на главной дороге при наличии символа 2.1;
  • в радиусе 50 м от железнодорожного переезда.

Остановка и стоянка

Допустима ли остановка под мостом

Под мостом останавливаться можно, если только:

  • эта территория не оказывается под влиянием запрещающих знаков;
  • там нет особенностей, перечисленных в п.12.4 ПДД.

Само сооружение – не место для остановки, тем более для парковки транспорта. Но территория под ним может быть абсолютно безопасной, и к мосту не относится.

Смотрите в этом видео о правилах остановки и стоянки в населенных пунктах:

Где можно ставить транспортное средство?

На правой стороне дороги

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.

Зона действия знака «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена»

Не позволяют прекращать движение символы 3.27 и 3.28. Зона действия знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена»:

  • находится только на той стороне пути, где прикреплена табличка;
  • может регулироваться обозначением 8.2.2, указывающим протяженность территории в метрах;
  • заканчивается на ближайшем по ходу движения пересечении дорог или на въезде в населенный пункт, выезде из него, если до этого нет иных ограничителей;
  • прекращается символом 3.31.

Остановка и стоянка

Зона действия знака «Остановка общественного транспорта»

Зона действия дорожного знака «Остановка общественного транспорта» находится вокруг него или перед ним, так как его ставят в середине либо конце этой территории. Дополнять символ может указатель 8.2.1, на котором отражена ее протяженность. За пределами этой дистанции автобусная остановка заканчивается.

О протяженности зоны может свидетельствовать и разметка 1.17. А если остановка большая, символ 5.16 дублируется. Но то, что он всегда двусторонний, еще не свидетельствует о его влиянии на противоположную сторону проезжей части. Там остановки может не быть, если отсутствует такой же символ.

Ещё на AutoLex.Net:

Как трактовать знак «Разворот запрещен»

Зона с ограничением стоянки

Зона с ограничением любой продолжительности стоянки обозначается символом 3.28, но не только. Под запретом действие:

  • всюду, где не позволяется остановка;
  • за городом на пространстве влияния указателя 2.1;
  • на ж/д переезде и на отрезке 50 м от него.

Остановка и стоянка

Кроме того, есть еще знаки, которые не разрешают парковку по определенным дням: 3.29 для нечетных, 3.30 – для четных. Они имеют те же особенности, что и 3.28, но только в указанное время.

Ограничения есть для парковки на тротуаре. В принципе это допускается, как гласит 2-й абзац п.12.2 ПДД:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Все прочие виды транспорта оставлять на тротуаре нельзя. Но эта территория в виде исключения может быть иногда использована, как зона разгрузки. Это допускается п.9.9 ПДД:

Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Главное, чтобы там не было ограничивающих символов.

Виды паркингов

При планировании проектов новых жилых районов, торгово-развлекательных центров, промышленных комплексов, аэропортов, вокзалов, автовокзалов, стадионов, магазинов обязательно предусмотрено выделение площади под строительство паркингов. Расчет количества стояночных мест происходит на стадии создания общего проекта и основывается на жестких допусках свода строительных норм и правил (СНиП).

По времени хранения автомобилей на специально отведенном и оборудованном участке разделяют следующие виды парковок:

  • постоянные: обычно снабжены всем необходимым для удобного расположения авто и кассами оплаты;
  • временные: преимущественно платные;
  • сезонные: организуются на определенное время, характерны для курортных зон, при возведении больших объектов.

По месту расположения делятся на две категории:

  • наземные: на открытом воздухе, под крышей или в помещении, а территориально могут находиться на придомовой площади, рядом с культурно-развлекательными, административными или транспортными объектами;
  • подземные: располагаются ниже уровня отметки 0.00 под зданиями и сооружениями, имеют многоярусную структуру для максимального увеличения количества парковочных мест.

Большой интерес вызывает строительство паркингов на крышах зданий, но из-за жестких требований к безопасности и большого числа ограничений допускается их возведение только на малоэтажных объектах (не выше 3-х этажей). К тому же, оснащение большим количеством дополнительных въездов, лифтов и эскалаторов способствует удорожанию проекта. Для владельцев торговых центров и офисных зданий существует возможность получения дополнительной прибыли за счет организации платных стоянок на крышах.

Знак «Стоянка запрещена» и его зона действия

Знак «Стоянка запрещена» имеет зону действия в соответствии с одним из условий:

  • до пересечения дорог, находящего по ходу следования машин;
  • до символов 5.23.1, 5.23.2, 5.25, означающих начало города или села;
  • до одного из обозначений 5.24.1, 5.24.2, 5.26, устанавливающихся на выезде из населенного пункта;
  • до 3.31, сигнализирующего, что любые ограничения закончились;
  • до символа 6.4, означающего, что отсюда начинается парковка.

Остановка и стоянка

В предыдущих случаях он может устанавливаться без стрелки. Если же 3.28 дополняется иными символами, они означают:

  • 8.2.2 – длину отрезка, на который распространяется его влияние;
  • 8.2.3 со стрелкой вниз демонстрирует, что стоянка не разрешается перед и после знака, на коротком расстоянии;
  • 8.2.4 крепится рядом с обозначением 3.28 при большой площади, где нельзя парковаться;
  • 8.2.5 и 8.2.6 показывают, что ставить машины запрещается вдоль домов или на улице.

Остановка и стоянка

Места действия запрета

Научившись читать запрещающие и разрешающие знаки, автомобилисту будет несложно выполнять остановку и выбирать места для более длительного оставления средства в полном соответствии с правилами движения.

Где запрещена остановка

Особенно остро стоит вопрос поиска мест для прекращения движения автомобиля в пределах населенного пункта, где действует множество запретов и найти подходящее место, не затрудняющее движение остальных участников на дороге, довольно сложно.
Помимо самих дорожных знаков, существуют определенные зоны, где остановка ни при каких обстоятельствах не разрешается:

Знак «Остановка запрещена» и его зона действия

Влияние знака «Остановка запрещена» простирается лишь на сторону дороги, где он закреплен. Зона действия может быть ограничена:

  • так же, как территория влияния 3.28;
  • окончанием отрезка, где остановку не допускают правила, то есть выездом с моста, после 5 м от «зебры» и т. д.;
  • завершением разметки 1.4;
  • дополнительными указателями, на которых написана протяженность влияния символа в метрах.

Остановка и стоянка

Рядом с 3.28 может находиться указатель 8.24 «Работает эвакуатор». Он означает, что оставленный здесь транспорт будет переправлен на штрафную площадку. Ведь парковаться там, где нельзя даже остановиться, тем более запрещено. Но если водитель прекратил движение машины менее 5 минут и не вышел из салона, транспорт не заберут. Автомобилиста просто оштрафуют.

Знак «Зона регулируемой стоянки»

Знак «Зона регулируемой стоянки» 5.29 показывает, что парковаться на территории можно, но лишь так, как предписано дополнительными символами либо разметкой:

  • табличка 8.6.1 требует ставить авто по ходу движения;
  • 8.6.2 позволяет парковать его вдоль дороги, заведя правые переднее и заднее колеса на тротуар;
  • 8.6.3 разрешает осуществить стоянку на тротуаре, расположив транспорт параллельно направлению движения;
  • 8.6.4 предписывает ставить машины под углом в 90 градусов к обочине;
  • 8.6.5 требует аналогичного предыдущему расположения, но задняя часть ТС должна быть обращена к проезжей части;
  • 8.6.6 разрешает заезжать задними колесами на тротуар, а 8.6.7 – передними;
  • 8.6.8 позволят оставлять транспорт на тротуаре, располагая перпендикулярно направлению движения, передняя часть машины должна быть обращена к проезжей части;
  • 8.6.9 аналогичен предыдущему обозначению, но ТС следует ставить задом к дороге.

Ещё на AutoLex.Net:

В России хотят установить умные светофоры

Остановка и стоянка

Только первая из этих табличек позволяет парковаться на регулируемой стоянке грузовикам, пикапам, тракторам и прочей громоздкой технике. Все остальные символы не имеют к перечисленным видам транспорта отношения. Ведь оставлять ТС на тротуаре, даже забравшись туда передними или задними колесами можно, если это «легковушка», мотоцикл, велосипед или мопед.

Завершает территорию действия 5.29 символ 5.30.

Правила дорожного движения под знаки «Остановка» и «Стоянка»

Правила дорожного движения под символами «Остановка» и «Стоянка» не только разрешают водителям выполнить указанные действия, но и запрещают некоторые маневры. Под знаком 3.27 нельзя:

  • Остановка и стоянка
    разворачиваться;

  • следовать задним ходом;
  • обгонять высаживающий и принимающий пассажиров общественный транспорт, пересекая сплошную линию разметки;
  • препятствовать иным образом его движению, например, останавливаться, если автобус едет следом.

На стоянке запрещается:

  • располагать авто вопреки требованиям предписывающих знаков;
  • ставить машину так, чтобы соседний транспорт не имел возможности выбраться оттуда;
  • занимать места, отведенные для ТС инвалидов, без всяких оснований;
  • открывать двери, препятствуя выезду других авто, создавая опасность ДТП;
  • оставлять одного в салоне ребенка младше 7 лет;
  • парковаться, не воспользовавшись передачей либо ручником;
  • оставлять дверь автомобиля незапертой или ключи в зажигании.

Сравнительные характеристики

Ниже произведено сравнение двух рассматриваемых понятий по нескольким основным параметрам: оплата, ответственность за хранение, территория.

  1. В первую очередь следует понять, что определение парковки в ПДД не подразумевает платность услуги. Ее можно осуществлять в любом месте: у торгового центра, учреждений здравоохранения, супермаркета и пр. Но автомашина не должна долга оставаться без движения. Обычно данное понятие чаще применимо к общественному транспорту. Но и обычное ТС может припарковаться возле нужного места для посадки/высадки пассажиров или погрузки/выгрузки товара. Автостоянка же, наоборот, предполагает возможность постановки машины на автоместо на длительный срок. Для этого функционируют специализированные места около общественно значимых пунктов. В данном случае оплату производить не требуется, но и охрана автомобиля будет отсутствовать.
  2. Еще одним вариантом паркинга и стоянки является платная охраняемая зона. В первом случае автомобилист должен внести плату охранной компании за определенные период, но ответственность за машину остается на водителе (в том числе и за личные вещи в салоне). На автостоянке действуют иные правила: за плату ответственность за сохранность авто перекладывается на охранника данной территории. То есть, если машина будет повреждена или угнана, за это будет отвечать сотрудник. Но такие случаи происходят исключительно редко, так как зона обычно закрыта, и попасть в нее можно только через КПП.
  3. Еще одним важным моментом является то, что водитель вправе осуществлять стоянку только в отведенных для этого местах. Нарушение данного порядка означает наложение взыскания. Кратковременная остановка может быть произведена практически в любом месте: если автомобилист находиться в салоне, а двигатель не выключен.

Чем грозит водителю нарушение ПДД

Остановка либо парковка в местах, где действия запрещены, приводит к необходимости применения ст.12.19 КоАП:

НарушениеШтраф
Занял место для инвалида5000 р.
Занял место на пешеходном переходе1000 р., а для Москвы и Санкт-Петербурга – 3000 р.
За стоянку на тротуаре1000 р., а для Москвы и Санкт-Петербурга – 3000 р.
За оставление машины дольше 5 минут на остановке общественных ТС1000 р., а для Москвы и Санкт-Петербурга – 3000 р.
За трамвайные пути1500 р., а в столице и Санкт-Петербурге – 3000 р.
Парковка машины во втором ряду1500 р., а в столице и Санкт-Петербурге – 3000 р.
Стоянка в тоннеле и создание помех на дороге2000 р., а в Москве и Санкт-Петербурге за то и другое действие 3000 р.
Остановка и парковка под запрещающими знаками1500 р., а в столице и Санкт-Петербурге в 2 раза большей суммой
За все прочие проступки, связанные с кратким прерыванием движения ТС и стоянкойводитель получит предупреждение или 500 р. штрафа

Парковка либо остановка на железнодорожном переезде и в 50 м от него приведет к необходимости выплаты 1000 р. или лишению ВУ по ч.1 ст.12.10.

Запрет ненадолго прекращать движение в некоторых местах, устраивать там стоянку связан прежде всего с безопасностью на дороге. Ею же продиктовано требование воздержаться на парковках или остановках от рискованных маневров. Выполнить условия иногда сложно, но делать это необходимо ради сохранения своей машины, здоровья, а иногда и жизни.

Подводные камни строительств

Организация эффективной работы парковки требует наличия определенного опыта и грамотной работы целой команды специалистов высокой квалификации. Наиболее рентабельным вариантом будет организация автоматизированной системы, так как наличие полного комплекта оборудования для сбора средств, допуска на стоянку, перемещения по ее территории и размещение на парковочных местах транспорта значительно сократит расходы на содержание персонала, и исключит воздействие человеческого фактора.

Для строительства понадобится проект, который должен быть выполнен на высокопрофессиональном уровне и учитывать все нюансы. Ошибки и недочеты в последующем могут привести к проведению дополнительных доработок и значительным финансовым потерям. Заказ оборудования и аксессуаров для полноценной эксплуатации лучше всего производить в специализированных компаниях, отдавая предпочтение производителям.

Получение в государственных органах разрешительной документации связано с большой затратой сил, времени и финансов. В условиях интенсивного строительства и повышенной городской стесненности очень трудно согласовать территорию для организации охраняемых стоянок. Кроме этого, придется решать вопросы с подключением в существующие коммунальные и дорожные сети. Многие владельцы будущих объектов обращаются в специализированные компании, которые решают все организационные и технические вопросы комплексно. Это в значительной степени экономит время и финансовые затраты.

Одним из показателей эффективности будущей парковки является максимальная вместимость. Этот фактор напрямую связан с получением прибыли и временем окупаемости автоматизированной системы, поэтому наиболее выгодным будет организация подземного варианта. Такая система занимает минимальную площадь, а большое число ярусов обеспечит максимальную вместимость.

Комплексный подход

Компания ParkCity более 10 лет занимается на профессиональном уровне проектированием, производством, монтажом и последующим обслуживанием автоматизированных парковочных систем. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы разработают проект с учетом пожеланий заказчика и индивидуальных особенностей будущей парковки, поставят и установят все необходимое оборудование для эффективного функционирования автоматизированной системы, произведут пусконаладочные работы и обучат персонал обращаться с оборудованием и устройствами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: