Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?
Автотехническая экспертиза при ДТП — это экспертное исследование автомобилей и других относящихся к аварии объектов, необходимое для выявления обстоятельств и причин ДТП, а также оценки его последствий. Она устанавливает ущерб, который был нанесен автомобилям в результате столкновения, а также виновность участников аварии.
Кроме того, на основе таких экспертиз собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.
Экспертиза выполняется по результатам осмотра транспортных средств и анализа повреждений. Исследование автомобиля также может потребоваться для выявления поломки, которая могла стать причиной столкновения. Некачественное выполнение ремонтных дорожных работ также может послужить причиной аварийной ситуации, поэтому важно как можно раньше установить данный факт.
Назначение судмедэкспертизы при дорожно-транспортном происшествии
Судебно-медицинская экспертиза — один из наиболее распространенных видов исследований после оформления ДТП, который очень часто назначается на практике. Она всегда назначается в тех случаях, когда здоровью потерпевшего был нанесен вред, даже незначительный. В основном на практике применяется следующая схема: если на место происшествия приезжает машина скорой помощи, то по этому делу назначается СМЭ. Подобное возможно также в тех случаях, когда пострадавший обращается за помощью в медицинское учреждение самостоятельно.
Данный вид экспертизы может быть назначен как судом, так и следователем или дознавателем. Она может проводиться как в суде, так и в досудебном порядке. Кроме того услугами независимого эксперта могут воспользоваться как потерпевший, так и виновник дорожно-транспортного происшествия.
Виды независимого исследования технического состояния машины
В автоэкспертизу, как понятие, входит большое количество разнообразных исследований. В зависимости от критериев подразделяют на различные виды экспертизы:
- по составу участников экспертизы;
- по очередности проведения;
- в зависимости от объектов исследования;
- в зависимости от ведомственной принадлежности организации.
По составу участников
По этому критерию экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные:
- Единоличные применяются для несложных случаев ДТП, когда исследование может провести один эксперт.
- В комиссионной экспертизе собираются мнения специалистов одной направленности для их сравнения.
- В комплексном исследовании привлекаются эксперты различных специальностей, иногда это могут быть медики и криминалисты (что такое криминалистическая экспертиза?).
По очередности проведения
Такое разделение используется для случаев, когда одной экспертизы бывает недостаточно.
- На первичном исследовании осматриваются объекты.
- На дополнительной экспертизе рассматриваются вопросы, не возникшие на первичном исследовании.
- На повторной перепроверяются данные первых двух экспертиз в случае сомнений в их достоверности, при этом участвовавшие ранее специалисты не задействуются. Как правило, является комиссионным исследованием.
В зависимости от объектов
Наиболее обширный критерий для классификации. В зависимости от объектов исследования выделяют экспертизы:
- технического состояния транспортного средства;
- механизма дорожно-транспортного происшествия;
- технического состояния дороги;
- транспортно-трасологическую (подробнее о том, что такое трасологическая экспертиза, узнайте тут);
- автотовароведческую;
- инженерно-психофизиологическую участников происшествия.
Подробнее будут рассмотрены наиболее важные из них.
Определение исправности транспортного средства
Исследование технического состояния автомобиля необходимо для установления наличия или отсутствия неисправностей машины перед аварией. Может случиться, что именно данная поломка стала причиной дорожно-транспортного происшествия.
Во время такой экспертизы специалист осматривает транспортное средство, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. Он также определяет, могла ли обнаруженная поломка повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, а также мог ли водитель или ответственное за выпуск машины на рейс лицо, обнаружить неисправность до аварии.
Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Экспертиза механизма ДТП (иногда ее называют экспертизой обстоятельств ДТП) определяет скорости движения автомобилей до их столкновения и в момент контакта, величину тормозного и остановочного пути. Это исследование выявляет, какими пунктами ПДД руководствовались водители и была ли у них техническая возможность предотвратить аварию, поэтому такая автоэкспертиза является наиболее востребованной при установлении судом виновника ДТП.
Техническое состояние дороги
Экспертиза технического состояния дороги исследует состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков и конструкций, а также на их соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте аварии.
В зависимости от ведомственной принадлежности организации
В зависимости от ведомственной принадлежности организации, расследующей причины и последствия ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.
Судебное исследование проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Ее целью является установление характеристики процесса столкновения во всех фазах, определение объективных причин аварии и поведения ее участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников.
Внимание! Судебная экспертиза, как правило, применяется к крупным происшествиям со смертельным исходом, тяжкими и телесными повреждениями или значительным материальным ущербом.
При отсутствии телесных повреждений и смерти людей проводят только служебное расследование.
Подробнее о том, что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна, узнайте в отдельной статье.
Что такое судмедэкспертиза после ДТП?
Судмедэкспертиза после ДТП — это вид исследования, который можно охарактеризовать, как перечень профессиональных действий, направленных на выявление факта причинения вреда здоровью физического лица, а также определения его тяжести. Данная экспертиза также проводится с целью выявления причины смерти человека.
Судмедэкспертиза после дорожно-транспортного происшествия могут проводить только специалисты, которые имеют соответствующее образование и определенный опыт работы. После осуществления всех необходимых действий эксперт выдает специальное письменное заключение, которое отражает результаты СМЭ и в дальнейшем может быть использовано в качестве доказательства при судебном разбирательстве.
СМЭ имеет особое значение в тех случаях, когда в результате ДТП пострадали люди. Именно на основании медицинского заключения виновник в дальнейшем может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Например, если здоровью потерпевшего был причинен вред легкой или средней тяжести, то виновник может быть привлечен к административной ответственности. А если состоянию пострадавшего был причинен тяжелый вред или произошла дорожная авария со смертельным исходом, то виновник может быть привлечен к уголовной ответственности.
Кто проводит?
Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.
Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.
Стоимость судмедэкспертизы после ДТП
Многих интересует стоимость судмедэкспертизы после ДТП. На самом деле она зависит от следующих факторов:
- перечень поставленных перед экспертом вопросов;
- сложность исследовательской деятельности;
- методы, которые должны применяться при проведении СМЭ;
- учреждение, в котором проводится судмедэкспертиза и т.д.
Все это влияет на стоимость проведения СМЭ. Но в среднем подобная экспертиза после дорожно-транспортного происшествия стоит 15 000-30 000 рублей.
Какие вопросы задать эксперту после столкновения автомобилей?
Чтобы исследование было плодотворным, важно поставить перед специалистом правильные задачи. Вопросы будут отличаться в конкретных ситуациях, но можно выделить общий список возможных. При столкновении ТС специалисту задаются следующие вопросы:
- С какой скоростью двигались машины?
- По какой траектории?
- Какое ТС находилось в неподвижном состоянии, а какое в движении?
- Какое расстояние было между автомобилями, когда создавший помеху водитель начал движение?
- Когда водитель начал торможение?
- Под каким углом машины врезались друг в друга?
- Сколько времени прошло между различными фазами аварии?
- Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители?
- Какие повреждения, зафиксированные в документах, могли быть получены в результате данного столкновения?
- На какую дальность была видимость?
- Имелась ли техническая возможность предотвратить происшествие?
- Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
- На какой скорости при данных условиях возможен занос?
- Имелись ли какие-либо неисправности в системах авто, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее?
- Соответствует ли расположение дорожного знака и состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги требованиям ГОСТ?
Если в ДТП произошел наезд на пешехода, эксперту задаются следующие вопросы:
- Какова была скорость движения ТС перед началом торможения?
- Какова длина тормозного пути для конкретных условий аварии?
- Каково расстояние от места наезда до точки, в которой находился автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть;
- Была ли у водителя техническая возможность избежать наезда при данных обстоятельствах?
- Была ли у пешехода возможность безопасно перейти дорогу при заблаговременном торможении автомобиля.
Сроки судмедэкспертизы после ДТП
Действующее законодательство довольно тщательно регулирует порядок и правила проведения судмедэкспертизы после ДТП. Но закон не предусматривает конкретных сроков осуществления экспертной деятельности. Это в первую очередь обусловлено тем, что подобная работа требует проведения различных исследований. В некоторых случаях для выявления тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда необходимо проведение различных тестов и анализов, которые могут занять до нескольких месяцев. Соответственно, закон гласит, что экспертиза должна быть проведена в разумные сроки.
В некоторых случаях судебно-медицинская экспертиза после автомобильной аварии должна быть проведена в максимально короткие сроки. Например, если она проводится для выявления причин смерти, то эксперт должен дать свое заключение в течение 1-2 дней.
Кроме того необходимо помнить о том, что если СМЭ проводится на основании гражданско-правового договора, заключенного между заказчиком и исполнителем, то в этом случае, в тексте соглашения могут быть указаны четкие сроки осуществления экспертизы. При их нарушении исполнитель может быть привлечен к ответственности, которая предусмотрена в договоре.
Пошаговая инструкция
Автотехническая экспертиза при аварии может быть проведена:
- в частном порядке участниками происшествия;
- во время административного расследования;
- при ведении следствия по уголовному делу;
- в судебном процессе: административном, уголовном или гражданском.
Проведение в частном порядке
Заказать экспертизу в частном порядке имеет право любое заинтересованное физическое или юридическое лицо. Для нее достаточно заключить договор на соответствующую услугу с частным специалистом или экспертной фирмой, уведомить другую заинтересованную сторону (второго участника аварии, страховую компанию) и предоставить объекты для исследования.
Наиболее часто в экспертные организации обращаются с целью проведения автотовароведческого исследования для определения размера страховой выплаты и компенсации за ущерб с виновной стороны. Но по желанию заказчика выполняются и другие виды экспертиз для предоставления их результатов в суде.
Справка! Досудебные экспертизы, как правило, на 25-30% дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда.
При частном обращении за экспертизой очень важно выбрать компетентного аккредитованного специалиста, иначе результаты могут быть не приняты во внимание в суде. Она проводится в несколько шагов:
- Выбирается эксперт.
- Между заказчиком и специалистом заключается договор, проходит оплата.
- Стороны договариваются о месте и времени проведения экспертизы. Лучше осмотр автомобиля проводить в сервисе с необходимым оборудованием и достаточным освещением.
- Заказчик должен уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением страховщика или потерпевшего о месте и времени ее проведения.
- Потерпевший предоставляет для осмотра поврежденное ТС, бумаги на автомобиль и документы, относящиеся к аварии. Автомобиль должен быть в том же состоянии, что после ДТП – не следует ремонтировать его до проведения осмотра.
- Эксперт начинает экспертизу с изучения документальных показаний, затем видимых повреждений автомобиля. При необходимости, осуществляется частичный разбор частей ТС для доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фиксированием на фотокамеру.
- По результатам проведенной экспертизы заказчику выдается заключение.
Стоимость автотехнической экспертизы зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:
- типом экспертизы;
- срочностью и объемом исследования;
- размером повреждений автомобиля;
- заказом дополнительных расчётов;
- типом транспортного средства (грузовое/легковое/спецтехника);
- местом осмотра.
В среднем на экспертное исследование по технической оценке автомобиля придётся потратить от 3 до 10 тысяч рублей. Итогом исследования является письменное экспертное заключение, в котором содержатся:
- полные сведения об исполнителе, как о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
- номер и дата заключения;
- реквизиты и название документа, являющегося основанием для экспертизы;
- сведения о потерпевшем;
- список и описание обследованных объектов;
- дата столкновения;
- сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию;
- вопросы, поставленные эксперту;
- перечень методик и инструментов, использовавшихся для исследования;
- выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
- выводы, сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы.
На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы. Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель и ставится печать компании.
Административное расследование
В случаях когда водители расходятся в оценке случившегося ДТП либо когда из-за нарушения ПДД причинен легкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места происшествия, начинается административное расследование сотрудниками автоинспекции. Под административным расследованием понимается выяснение обстоятельств ДТП для определения наличия правонарушения. При необходимости проведения экспертизы должностное лицо выносит определение, где прописаны:
- основание для назначения исследования;
- название ответственной экспертной организации или ФИО эксперта;
- перечень вопросов для экспертизы;
- список материалов и объектов, предоставляемых для исследования;
- разъяснение прав и обязанностей эксперта.
Ответственный специалист оформляет заключение с указанием:
- исполнителя экспертизы;
- на каком основании проводилась автоэкспертиза;
- в чём заключалось исследование;
- ответов на поставленные вопросы и выводы по ним.
Судебное разбирательство
Судебные экспертизы чаще назначаются после аварий с тяжелыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание. Она может назначаться по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя, как в досудебном порядке, так и во время процесса.
Виды
Специалисты разделяют судмедэкспертизу после ДТП на несколько видов по различным критериям. Например, если учитывать объект исследования, то судебно-медицинское исследование может быть проведено:
- по отношению к живому человеку;
- по отношению к трупу.
Каждый из этих видов имеет свои особенности проведения, которые необходимо в обязательном порядке учесть.
СМЭ можно различить и тем, кто проводить исследование. В этом случае бывают судмедэкспертизы, проведенные государственными учреждениями и независимыми организациями. Закон гласит, что каждый может прибегнуть к услугам независимого экспертного учреждения. Необходимо обращаться именно в такую организацию, которая имеет разрешение на осуществление подобных работ, и в которой работают соответствующие специалисты.
Судебно-медицинская экспертиза с случае дорожно-транспортного происшесвия может также быть:
- комплексной;
- повторной;
- комиссионной.
При комплексном изучении объекта СМЭ назначается вместе с другими экспертизами, и ее проводят сразу несколько специалистов различной категории. Если говорить о повторном исследовании ДТП, то оно может проводиться в тех случаях, когда при осуществлении первичных работ остались вопросы, на которые не были даны окончательные ответы. Повторная экспертиза может также проводиться в тех случаях, когда результаты первичной сомнительны.
Комиссионная судмедэкспертиза проводится комиссией, которая состоит из нескольких экспертов. Все они должны подписать итоговое заключение. Если один из них не согласен с окончательным результатом, он дает специальное мнение.
Когда нужна экспертиза для суда?
Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.
Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:
- споры о размере страховой выплаты;
- споры об установлении виновника ДТП;
- споры об определении обстоятельств аварии.
Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.
Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.