Коэффициент ОСАГО по регионам устанавливается законодательно и может быть откорректирован указанием или дополнением к правилам подсчета Банка России. Региональный коэффициент участвует в стандартной формуле подсчета стоимости ОСАГО. Самый низкий коэффициент 0.5, относится к малонаселенным и дотационным регионам. Максимальный региональный коэффициент на страховку в Москве.
От чего зависит региональный коэффициент
При формировании коэффициента на страховку ОСАГО по регионам учитывается количество и плотность населения каждого конкретного региона, автономного округа, области, поселения, города. Учитывается количество зарегистрированных автотранспортных средств в данном регионе. Отличия, которые формируются на основании общей статистики, могут быть значимы. По причине разной концентрации населения и транспортных средств, коэффициент на страховку в городах всегда выше, чем в области. Например, если в Москве региональный коэффициент равен 2, то в московской области 1.7.
Важным фактором при назначении соответствующего коэффициента является показатель аварийности. Чем больше аварий в регионе, тем выше региональный коэффициент ОСАГО. Это связано с рисками страховой компании. Чем выше риски, тем выше цена страховки.
Периодически коэффициенты корректируются Банком России, в правила вычисления коэффициента по регионам централизованно вносятся изменения, обязательные для всех страховых компаний. Последняя корректировка выполнялась в 2015 году в связи с увеличением цифры максимальной выплаты по страховке.
Особенности применения КТ
Региональный коэффициент ОСАГО, как и прочие множители для расчета стоимости страхового полиса для авто, может как увеличивать цену на страховку, так и снижать ее. Первый случай возможен, когда коэффициент больше 1, второй — когда меньше 1. Если он равен 1, то расчетная стоимость меняться не будет при условии, что все прочие коэффициенты также равны 1. Но такое совпадение случается крайне редко.
При расчете используется КТ того региона, в котором зарегистрирован или временно прописан собственник автомобиля. В некоторых ситуациях значение коэффициента региона по месту регистрации гораздо выше, чем значение коэффициента региона по месту эксплуатации автомобиля, поэтому автовладелец просит зарегистрировать авто родственников или знакомых, проживающих в субъекте РФ с низким КТ. Это позволяет купить полис ОСАГО по сниженной цене, но в дальнейшем может обернуться проблемами (если родственник умрет, автомобилем нельзя будет пользоваться до вступления в права наследства и т.п.). Многие юрлица регистрируют свои организации в регионах, чтобы не переплачивать за страховку на машину, трактор или иное ТС предприятия.
Как узнать свой региональный коэффициент
Коэффициент начисляется не по месту приобретения автомобиля, как можно было бы ожидать, и не по месту использования транспорта. Региональный коэффициент привязан к прописке или временной регистрации владельца автомобиля. То есть москвич, приобретая автомобиль в Чебоксарах, будет покупать страховку ОСАГО по московским тарифам, даже если ездить будет в Чебоксарах или в Мурманской области. При значительном разбросе коэффициентов, возможно, имеет смысл регистрировать автомобиль именно в регионах. Для этого придется договариваться с кем-то из родственников или друзей, имеющих местную прописку, или получать региональную прописку самому.
Для ИП и предприятий расчет регионального коэффициента производится по региону официальной регистрации организации, по региону юридического адреса.
Для автотранспортных компаний разница в стоимости страховки может выливаться в существенные суммы. Возможно, действительно имеет смысл регистрировать предприятие в области, чтобы получить экономию. Региональный коэффициент ОСАГО способен менять общую стоимость страховки почти в 4 раза – от минимального значения 0.6, до максимального 2.0.
Зная правильные значения всех коэффициентов, вы можете правильно рассчитать стоимость страховки ОСАГО для своего автомобиля и даже существенно сэкономить. Для вашего удобства, мы предоставляем полные таблицы региональных коэффициентов по краям, республикам и округам.
Что такое коэффициент территории (КТ) в ОСАГО?
Территориальный коэффициент ОСАГО (КТ) — это один из показателей, который страховая компания учитывает при расчете конечной стоимости страхового полиса на автомобиль. Согласно статье 9 закона «Об ОСАГО» показатель напрямую зависит от места регистрации собственника транспортного средства, которое указано в паспорте гражданина или документах на авто (ПТС, свидетельстве о регистрации). Для юрлиц, владеющих тракторами, самоходными машинами, он устанавливается в зависимости от региона регистрации организации, указанного в учредительных документах. Убедиться в том, что данный параметр значительно влияет на итоговую цену полиса, довольно просто на следующем примере:
Пример зависимости стоимости полиса ОСАГО от региона оформления
Водитель на праве собственности владеет автомобилем мощностью в 110 л.с. При всех прочих равных факторах (возраст владельца машины старше 22 лет, а стаж вождения больше 3 лет, ранее ОСАГО не оформлялось) стоимость полиса жителя Москвы в зависимости от компании (а конкретно базового тарифа, который выберет страховщик) будет варьироваться от 8 236 до 9 883 рублей. Если бы данный водитель был зарегистрирован в Калининграде, то точно такая же страховка обошлась бы ему в сумму от 4 530 до 5 435 рублей. Разница более чем существенна.
Коэффициент территории, как и другие параметры, влияющие на расчет стоимости страховки автомобиля, регулируется рядом законодательных актов. Речь идет прежде всего об указе Центробанка России № 3384-У. В нем установлены базовые ставки страховых тарифов, в том числе и региональный КТ. Правила расчета и перечень применяемых множителей также утверждены статьями 8-9 закона «Об ОСАГО».
Таблица региональных коэффициентов по республикам
Значения имеют 2 цифры для каждого региона – для обычного автотранспорта и для тракторов, сельхозтехники, самоходных машин. Как правило, коэффициент для тракторов значительно ниже, это обязательно нужно учитывать.
Стоимость страховки, как конструктор – складывается из нескольких нюансов
Регион, субъект Федерации, АО | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Москва | 2 | 1.2 |
Адыгея | 1.3 | 1 |
Карачаево-Черкессия | 1 | 0.8 |
Тыва | 0.6 | 0.5 |
Чечня | 0.6 | 0.5 |
Крым | 0.6 | 0.6 |
Ленинградская область | 1.3 | 0.8 |
Московская область | 1.7 | 1 |
Еврейская АО | 0.6 | 0.5 |
Ненецкий АО | 0.8 | 0.5 |
Байконур | 0.6 | 0.5 |
Республика Алтай | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Горно-Алтайск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Башкортостан | ||
Октябрьский, Благовещенск | 1.2 | 0.8 |
Ишимбай, Салават, Кумертау | 1.1 | 0.8 |
Стерлитамак, Туймазы | 1.3 | 0.8 |
Уфа | 1.8 | 1 |
Другие города | 1 | |
Дагестан | ||
Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Бурятия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Улан-Удэ | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Ингушетия | ||
Малгобек | 0.8 | 0.6 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Кабардино-Балкария | ||
Нальчик, Прохладный | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Калмыкия | ||
Элиста | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Коми | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Сыктывкар | 1.6 | 1 |
Ухта | 1.5 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Карелия | ||
Петрозаводск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Мордовия | ||
Рузаевка | 1.2 | 1 |
Саранск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Марий Эл | ||
Волжск | 1 | 0.8 |
Йошкар-Ола | 1.4 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Северная Осетия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Владикавказ | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Саха | ||
Нерюнгри | 0.8 | 0.5 |
Якутск | 1.2 | 0.7 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Хакасия | ||
Абакан, Черногорск, Саяногорск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Татарстан | ||
Казань | 2 | 1.2 |
Бугульма, Лениногорск, Чистополь | 1 | 0.8 |
Елабуга | 1.2 | 0.8 |
Набережные Челны | 1.7 | 1 |
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Чувашия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Новочебоксарск | 1.2 | 0.8 |
Канаш | 1.1 | 0.8 |
Чебоксары | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Удмуртия | ||
Глазов, Сарапул | 1 | 0.8 |
Ижевск | 1.6 | 1 |
Воткинск | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Региональные коэффициенты ОСАГО по краям
Алтайский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Бийск | 1.2 | 0.8 |
Барнаул | 1.7 | 1 |
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Камчатский край | ||
Петропавловск-Камчатский | 1.3 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.6 |
Ставропольский край | ||
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск | 1 | 0.8 |
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Забайкальский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Чита | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Краснодарский край | ||
Сочи, Армавир, Туапсе | 1.2 | 0.8 |
Анапа, Геленджик | 1.3 | 0.8 |
Белореченск, Славянск-на-Кубани, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Тимашевск, Тихорецк | 1.1 | 0.8 |
Краснодар, Новороссийск | 1.8 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Красноярский край | ||
Красноярск | 1.8 | 1 |
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово | 1 | 0.8 |
Зеленогорск, Ачинск | 1.1 | 0.8 |
Железногорск, Норильск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Приморский край | ||
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск | 1 | 0,8 |
Владивосток | 1,4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0,7 | 0,5 |
Пермский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Соликамск | 1.2 | 0.8 |
Березники, Краснокамск | 1.3 | 0.8 |
Пермь | 2 | 1.2 |
Лысьва, Чайковский | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Хабаровский край | ||
Хабаровск | 1.7 | 1 |
Комсомольск-на-Амуре | 1.3 | 0.8 |
Амурск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Архангельская область | ||
Северодвинск | 1.7 | 1 |
Архангельск | 1.8 | 1 |
Котлас | 1.6 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.5 |
Коэффициенты регионов ОСАГО по областям
Амурская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Белогорск, Свободный | 1.1 | 0.9 |
Благовещенск | 1.6 | 0.9 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.6 |
Астраханская область | ||
Астрахань | 1.4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Брянская область | ||
Клинцы | 1 | 0.8 |
Брянск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Волгоградская область | ||
Камышин, Михайловка | 1 | 0.8 |
Волжский | 1.1 | 0.8 |
Волгоград | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Белгородская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Губкин, Старый Оскол | 1 | 0.8 |
Белгород | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Вологодская область | ||
Череповец | 1.8 | 1 |
Вологда | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Воронежская область | ||
Борисоглебск, Лиски, Россошь | 1.1 | 0.9 |
Воронеж | 1.5 | 0.9 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Владимирская область | ||
Муром | 1.2 | 0.8 |
Владимир | 1.6 | 1 |
Гусь-Хрустальный | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Воронежская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Борисоглебск, Лиски, Россошь | 1.1 | 0.9 |
Воронеж | 1.5 | 1.1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Иркутская область | ||
Усолье-Сибирское | 1.1 | 0.8 |
Иркутск | 1.7 | 1 |
Ангарск | 1.2 | 0.8 |
Шелехов | 1.3 | 0.8 |
Братск, Тулун, Усть-Кут, Черемхово, Усть-Илимск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Ивановская область | ||
Иваново | 1.8 | 1 |
Шуя | 1 | 0.8 |
Кинешма | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Кировская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Кирово-Чепецк | 1.2 | 0.8 |
Киров | 1.4 | 1 |
Кирово-Чепецк | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Калужская область | ||
Обнинск | 1.3 | 0.8 |
Калуга | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Кемеровская область | ||
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга | 1.2 | 0.8 |
Новокузнецк | 1.8 | 1 |
Кемерово | 1.9 | 1 |
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Калининградская область | ||
Калининград | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Костромская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Кострома | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Курская область | ||
Курск | 1.2 | 0.8 |
Железногорск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Курганская область | ||
Шадринск | 1.1 | 0.8 |
Курган | 1.4 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Липецкая область | ||
Елец | 1 | 0.8 |
Липецк | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Мурманская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Апатиты, Мончегорск | 1.3 | 1 |
Североморск | 1.6 | 1 |
Мурманск | 2.1 | 1.2 |
Другие населенные пункты | 1.2 | 1 |
Магаданская область | ||
Магадан | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Новосибирская область | ||
Куйбышев | 1 | 0.8 |
Новосибирск | 1.7 | 1 |
Искитим | 1.2 | 0.8 |
Бердск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Новгородская область | ||
Боровичи | 1 | 0.8 |
Великий Новгород | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Нижегородская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Балахна, Бор, Дзержинск | 1.3 | 0.8 |
Нижний Новгород | 1.8 | 1 |
Арзамас, Выкса, Саров | 1.1 | 0.8 |
Кстово | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Оренбургская область | ||
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк | 1 | 0.8 |
Орск | 1.1 | 0.8 |
Оренбург | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Орловская область | ||
Орел | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Омская область | ||
Омск | 1.6 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Псковская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Великие Луки | 1 | 0.8 |
Псков | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Пензенская область | ||
Заречный | 1.2 | 0.8 |
Кузнецк | 1 | 0.8 |
Пенза | 1.4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Ростовская область | ||
Азов | 1.2 | 0.8 |
Ростов-на-Дону | 1.8 | 1 |
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог | 1 | 0.8 |
Батайск | 1.3 | 0.8 |
Шахты | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Рязанская область | ||
Рязань | 1.4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Саратовская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Балаково, Балашов, Вольск | 1 | 0.8 |
Саратов | 1.6 | 1 |
Энгельс | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Самарская область | ||
Новокуйбышевск, Сызрань | 1.1 | 0.8 |
Тольятти | 1.5 | 1 |
Самара | 1.6 | 1 |
Чапаевск | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Сахалинская область | ||
Южно-Сахалинск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Свердловская область | ||
Екатеринбург | 1.8 | 1 |
Новоуральск, Березовский, Первоуральск, Верхняя Пышма, | 1.3 | 0.8 |
Полевской, Верхняя Салда | 1.2 | 0.8 |
Асбест, Ревда | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Смоленская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Смоленск | 1.2 | 0.8 |
Ярцево, Сафоново, Вязьма, Рославль | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Тверская область | ||
Тверь | 1.5 | 1 |
Кимры, Вышний Волочек, Ржев | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Томская область | ||
Томск | 1.6 | 1 |
Северск | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Тульская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Тула | 1.5 | 1 |
Щекино, Узловая, | 1.2 | 0.8 |
Новомосковск, Алексин, Ефремов | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Тамбовская область | ||
Мичуринск | 1 | 0.8 |
Тамбов | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Ульяновская область | ||
Ульяновск | 1.5 | 1.1 |
Димитровград | 1.2 | 0.9 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.6 |
Тюменская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Тобольск | 1.3 | 0.8 |
Тюмень | 2 | 1.2 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Челябинская область | ||
Челябинск | 2.1 | 1.3 |
Магнитогорск | 1.8 | 1 |
Копейск | 1.6 | 1 |
Миасс, Златоуст | 1.4 | 0.8 |
Чебаркуль, Сатка | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Ярославская область | ||
Ярославль | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Актуальные ставки в 2021 году
Существует базовая ставка, которая действует в отношении любого вида транспорта в РФ. Это цифра, которая не зависит от региона проживания, марки авто, стажа водителя и прочих условий.
Так, базовая ставка ОСАГО грузовика отличается от базовой ставки для легкового транспорта.
Не каждый водитель отслеживает изменения условий автогражданки для физических лиц. И не каждый владелец автомобиля учитывает важность этих изменений, не задумываясь о том, что иногда мелкие страховые организации-однодневки ищут пути для обмана.
В 2014 году базой считались 1980 рублей, а дополнительные коэффициенты увеличивали итоговую стоимость больше чем вдвое. То есть надбавки были больше основной базы. Сегодня договор со страховой организацией обойдется дороже тем водителям, которые проживают в регионах с высокой аварийностью. Наибольшие коэффициенты – в Москве, а максимально низкие – в Волгограде.
Большинство страховых организации в расчете выбирают максимальное значение в качестве базы для ОСАГО. Это в 2021 году привело к увеличению средней стоимости страховки для физлиц практически на 30%. Учитывая, что максимум по выплатам за страховые случаи превышает 400 тысяч рублей, нововведения вполне оправдываются.
Существенно отличается размер итогового страхового пакета для физических и юридических лиц. К 2021 году показатель базы для юридического лица не достигает и 4 тысяч. Ниже можно посмотреть базовые ставки на 2021 год для разных видов транспорта.
Таблица актуальных ставок базы ОСАГО на 2021 год
№ п / п | Категория | Базовая ставка в рублях | |
Минимум | Максимум | ||
1 | Назначение А, М | 867 | 1579 |
2 | Назначение В, ВЕ для юридических/физических лиц/таксистов | 2573/3432/5138 | 3087/4118/6166 |
3 | Назначение С, СЕ масса менее 16 тонн/более 16 тонн | 3509/5284 | 4211/6341 |
4 | Назначение Д, ДЕ Пассажиров до 16/более 16/для регулярных перевозок по маршруту с остановками | 2808/3509/5138 | 3370/4211/6166 |
5 | Назначение TB (троллейбусы) | 2808 | 3370 |
6 | Назначение TM (трамваи) | 1751 | 2101 |
7 | Тракторы, самоходы на колесах | 1124 | 1579 |
Для регионов России установлены специальные повышающие коэффициенты. Это коэффициенты, размер которых зависит от количества аварий за определенный период в данном регионе. Чем выше коэффициент, тем выше итоговая стоимость страховки ОСАГО (базовая ставка перемножается с коэффициентами).
Регион | Коэффициент |
Москва | 2 |
Санкт-Петербург | 1,8 |
Екатеринбург | 1,8 |
Адыгея | 1,3 |
Нальчик | 1 |
Элиста | 1,3 |
Крым | 0,6 |
Казань | 2 |
Пермь | 2 |
Владивосток | 1,4 |
Хабаровск | 1,7 |
Чем больше количество аварий в городе, тем выше устанавливается коэффициент. Таких коэффициентов несколько, каждый из них влияет на стоимость итогового пакета ОСАГО. На итоговую стоимость влияют:
- стаж водителя;
- категория автотранспорта;
- мощность двигателя;
- регион;
- срок автогражданки;
- возраст водителя и прочее.
Этот показатель растет в зависимости от мощности авто. Минимальный порог – 0,6, максимальный – 1,6 баллов.
№ | Двигатель | Какой коэффициент |
1 | Меньше 50 или равно | 0,6 |
2 | Свыше 51, но меньше 70 или равно | 1 |
3 | Свыше 71, но меньше 100 или равно | 1,1 |
4 | Свыше 101, но меньше 120 или равно | 1,2 |
5 | Свыше 121, но меньше150 или равно | 1,4 |
6 | Больше 151 | 1,6 |
На стоимость ОСАГО в значительной степени влияет регион. Более того, один регион порой включает в себя города с разным КТ. Например, в областных центрах коэффициент выше, чем в небольших населённых пунктах. Некоторые значения КТ представлены в Таблице 1.
Приведённые данные актуальны для всех транспортных средств кроме спецтехники по состоянию на январь 2021 года. Значения территориальных коэффициентов ОСАГО по другим населённым пунктам можно узнать на интернет-портале РСА.
При формировании коэффициента на страховку ОСАГО по регионам учитывается количество и плотность населения каждого конкретного региона, автономного округа, области, поселения, города. Учитывается количество зарегистрированных автотранспортных средств в данном регионе. Отличия, которые формируются на основании общей статистики, могут быть значимы.
Важным фактором при назначении соответствующего коэффициента является показатель аварийности. Чем больше аварий в регионе, тем выше региональный коэффициент ОСАГО. Это связано с рисками страховой компании. Чем выше риски, тем выше цена страховки.
Коэффициент начисляется не по месту приобретения автомобиля, как можно было бы ожидать, и не по месту использования транспорта. Региональный коэффициент привязан к прописке или временной регистрации владельца автомобиля. То есть москвич, приобретая автомобиль в Чебоксарах, будет покупать страховку ОСАГО по московским тарифам, даже если ездить будет в Чебоксарах или в Мурманской области.
Для ИП и предприятий расчет регионального коэффициента производится по региону официальной регистрации организации, по региону юридического адреса.
Зная правильные значения всех коэффициентов, вы можете правильно рассчитать стоимость страховки ОСАГО для своего автомобиля и даже существенно сэкономить. Для вашего удобства, мы предоставляем полные таблицы региональных коэффициентов по краям, республикам и округам.
Значения имеют 2 цифры для каждого региона – для обычного автотранспорта и для тракторов, сельхозтехники, самоходных машин. Как правило, коэффициент для тракторов значительно ниже, это обязательно нужно учитывать.Стоимость страховки, как конструктор – складывается из нескольких нюансов
Регион, субъект Федерации, АО | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Москва | 2 | 1.2 |
Адыгея | 1.3 | 1 |
Карачаево-Черкессия | 1 | 0.8 |
Тыва | 0.6 | 0.5 |
Чечня | 0.6 | 0.5 |
Крым | 0.6 | 0.6 |
Ленинградская область | 1.3 | 0.8 |
Московская область | 1.7 | 1 |
Еврейская АО | 0.6 | 0.5 |
Ненецкий АО | 0.8 | 0.5 |
Байконур | 0.6 | 0.5 |
Республика Алтай | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Горно-Алтайск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Башкортостан | ||
Октябрьский, Благовещенск | 1.2 | 0.8 |
Ишимбай, Салават, Кумертау | 1.1 | 0.8 |
Стерлитамак, Туймазы | 1.3 | 0.8 |
Уфа | 1.8 | 1 |
Другие города | 1 | |
Дагестан | ||
Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Бурятия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Улан-Удэ | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Ингушетия | ||
Малгобек | 0.8 | 0.6 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Кабардино-Балкария | ||
Нальчик, Прохладный | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Калмыкия | ||
Элиста | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Коми | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Сыктывкар | 1.6 | 1 |
Ухта | 1.5 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Карелия | ||
Петрозаводск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Мордовия | ||
Рузаевка | 1.2 | 1 |
Саранск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Марий Эл | ||
Волжск | 1 | 0.8 |
Йошкар-Ола | 1.4 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Северная Осетия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Владикавказ | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Саха | ||
Нерюнгри | 0.8 | 0.5 |
Якутск | 1.2 | 0.7 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Хакасия | ||
Абакан, Черногорск, Саяногорск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Татарстан | ||
Казань | 2 | 1.2 |
Бугульма, Лениногорск, Чистополь | 1 | 0.8 |
Елабуга | 1.2 | 0.8 |
Набережные Челны | 1.7 | 1 |
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Чувашия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Новочебоксарск | 1.2 | 0.8 |
Канаш | 1.1 | 0.8 |
Чебоксары | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Удмуртия | ||
Глазов, Сарапул | 1 | 0.8 |
Ижевск | 1.6 | 1 |
Воткинск | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Региональные коэффициенты ОСАГО по краям
Алтайский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Бийск | 1.2 | 0.8 |
Барнаул | 1.7 | 1 |
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Камчатский край | ||
Петропавловск-Камчатский | 1.3 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.6 |
Ставропольский край | ||
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск | 1 | 0.8 |
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Забайкальский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Чита | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Краснодарский край | ||
Сочи, Армавир, Туапсе | 1.2 | 0.8 |
Анапа, Геленджик | 1.3 | 0.8 |
Белореченск, Славянск-на-Кубани, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Тимашевск, Тихорецк | 1.1 | 0.8 |
Краснодар, Новороссийск | 1.8 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Красноярский край | ||
Красноярск | 1.8 | 1 |
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово | 1 | 0.8 |
Зеленогорск, Ачинск | 1.1 | 0.8 |
Железногорск, Норильск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Приморский край | ||
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск | 1 | 0,8 |
Владивосток | 1,4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0,7 | 0,5 |
Пермский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Соликамск | 1.2 | 0.8 |
Березники, Краснокамск | 1.3 | 0.8 |
Пермь | 2 | 1.2 |
Лысьва, Чайковский | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Хабаровский край | ||
Хабаровск | 1.7 | 1 |
Комсомольск-на-Амуре | 1.3 | 0.8 |
Амурск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Архангельская область | ||
Северодвинск | 1.7 | 1 |
Архангельск | 1.8 | 1 |
Котлас | 1.6 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.5 |
Автономные округа, коэффициенты ОСАГО
Ханты-Мансийский АО | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Ханты-Мансийск | 1.5 | 1 |
Когалым | 1 | 0.8 |
Нижневартовск | 1.8 | 1 |
Сургут | 2 | 1.2 |
Нефтеюганск, Нягань | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Чукотский АО | 0.6 | 0.5 |
Ямало-Ненецкий АО | ||
Ноябрьск | 1.7 | 1 |
Новый Уренгой | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Важные моменты в применении коэффициентов
Диапазон коэффициентов по автогражданке могут заметно отличаться. Если некоторые из них в состоянии принимать только два значения, то в общей таблице территориального коэффициента может насчитывать более сотни позиций.
Все указанные множители не всегда используются в полном составе, например:
- КПР не применяется при расчете стоимости полиса страхования легковых авто;
- КМ, наоборот, применяется только для легковых авто;
- КП не актуально для поставленных на территории России автомобилей.
Существуют и иные важные аспекты, которые требуется обязательно принимать во внимание. По этой причине в большинстве ситуаций собственники авто узнают точную цену страхового полиса при помощи общепринятой формулы или калькулятора обязательного страхования
Если присутствует страх совершения ошибки, всегда можно обратиться к опытному сотруднику страховой компании.
Можно ли без знания коэффициента КТ рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Калькулятор ОСАГО instore.market разработан для автоматического расчёта стоимости автогражданки и оформления полиса. Сервис прост в использовании. На первой странице посетитель должен указать такие данные:
- Номерной знак автомобиля с указанием региональной принадлежности.
- Категория транспортного средства.
- Период действия полиса.
Этих данных достаточно, чтобы система произвела поиск автомобиля по базе. При успехе будет получена детальная информация о транспортном средстве. Если поиск не даст результата, придётся ввести данные вручную. Пользователю придётся указать сведения о марке и модели транспортного средства, его мощности, годе выпуска и территории использования.
После этого необходимо указать сведения о владельце автомобиля и других водителях, которые допущены к управлению ТС: ФИО, номер ВУ, дату рождения и опыт вождения. Когда все эти сведения будут введены, кнопка «Рассчитайте точную стоимость» станет активной. Нажмите её и получите результат.
Как видно, коэффициенты страховки ОСАГО по регионам в 2021 году имеют большое влияние на ценообразование. Наш сервис поможет рассчитать точную стоимость и оформить полис с минимальным участием клиента. Мы будем рады защитить интересы водителей и предотвратить финансовые потери при наступлении ДТП.
Как устанавливается территориальный коэффициент
Базовые значения КТ в ОСАГО установлены такими нормативными актами:
- Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года.
- Постановление ЦБР №3384, изданное 19 сентября 2004 года.
Эти нормативные акты регламентируют:
- Правила страхования транспортных средств разных категорий.
- Порядок досудебного урегулирования споров между страховщиком и клиентом.
- Правила составления извещения о возникновении страхового случая.
- Порядок фиксации места происшествия.
- Принципы, на которых базируется обязательное автострахование.
- Порядок начисления компенсаций при возникновении страхового случая.
- Расчёты страховой премии с учётом различных показателей, среди которых коэффициент для ОСАГО по городам.
КС — коэффициент сезонности
Имеет значение только для “сезонных” водителей, которые пользуются автомобилем исключительно в течение какого-то периода времени, например, летом. Тогда страховой полис возможно оформить на 3 или 6 месяцев.
Например, КС за 3 месяца = 0.5, КС за 6 месяцев = 0.7. При покупке ОСАГО более чем на 10 месяцев КС=1.
Срок пользования транспортным средством (в месяцах) | Коэффициент сезонности |
3 | 0.5 |
4 | 0.6 |
5 | 0.65 |
6 | 0.7 |
7 | 0.8 |
8 | 0.9 |
9 | 0.95 |
10-12 | 1 |
Факторы формирования стоимости ОСАГО
Мощность двигателя ТС
. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.
Территория преимущественного использования (КТ)
. Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2021 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 2,0, а для подмосковных водителей – уже 1,7.
Возраст и стаж водителя (КВС)
. Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,8.
Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО)
. При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,8. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ)
. Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд – на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР).
Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физлиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.
Период использования транспортного средства (КС)
. Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.
Статья написана по материалам сайтов: strahovkunado.ru, autopravo.club, calculator-ipoteki.ru, revizorro.ru, www.alfastrah.ru.
Как используется коэффициент
Что такое амортизация автомобиляКак осуществляется ликвидация юридического лицаПроверка газового оборудования в квартире в 2019 году
Чтобы провести расчет стоимости страхового транспортного полиса самостоятельно, потребуется использовать специальную формулу – П=ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН*КП.
Вот расшифровка и пояснения к каждому из них:
- П – стоимость автогражданки, которая получается по итогам произведенного расчета;
- ТБ – главный тариф. Сейчас его устанавливает ЦентроБанк в виде минимальной и максимальной тарификации. Страхования компания из обозначенного коридора может использовать любое значение. Основная масса компаний, обладающих наивысшим рейтингом надежности применяют выгодные минимальные ставки;
- КТ – коэффициент, прямо зависящий от места постоянной регистрации владельца авто. Значение данного показателя устанавливается строго на законодательном уровне и более подробно будет рассмотрено далее;
- КБМ – особый показатель бонус-малус, зависящий от общего количества обращений собственника за страховой выплатой в прошлый страховой период. Общее значение коэффициента можно рассчитать своими силами, используя формулу и данные из таблицы;
- КВС – параметр, прямо отражающий общую закономерность между опытом и возрастом водителя. Данное значение закреплено на законодательном уровне и отражается в официальной таблице;
- КО – данный коэффициент зависит от общего количества людей, имеющих право заниматься управлением транспортного средства. Показатель можно более точно определить по специальной таблице;
- КМ – данный показатель зависит от уровня мощности застрахованного автомобиля. Для легковых транспортных средств, которые относятся к категории В и ВЕ параметр коэффициента также можно узнать в таблице;
- КС – данные, отражающие временные периоды эксплуатации автомобиля. Коэффициент применяется в процессе оформления страхового полиса с ограниченным сроком применения. Часто это является актуальным для водителей, которые эксплуатируют авто только в осенний или зимний период;
- КН – отражает нарушения собственником определенных условий, обозначенных в страховом договоре. Стандартный коэффициент принимается в значении, равном единице, если отсутствуют нарушения, а также 1,5 при наличии таковых, установленные современным законодательством об ОСАГО. Это может быть предоставление ложной информации в процессе приобретения полиса, допуск к управлению авто физических лиц, что предварительно не были внесены в страховой договор, также это может быть самовольное оставление места произошедшей аварии;
- КП – коэффициент, который напрямую зависит от времени действия страхового полиса. Это значение устанавливается Банком и отражается в специальной таблице.
Каждый из используемых коэффициентов является очень важным. Они могут увеличивать стоимость полиса страхования транспортных средств, уменьшать его цену, оставлять цену на страховку постоянной и неизмененной.
Среди многочисленных показателей именно территориальный коэффициент заслуживает особого внимания.
Что такое коэффициент по ОСАГО по территории и его значение на 2018 год
ОСАГО – обязательный вид страхования, который был введен на территории РФ в 2003 году. Для расчета стоимости было создано тарифное руководство, единое для всех компаний. При этом важно учитывать, что коэффициент по ОСАГО по территории различается и четко прописан для каждого населенного пункта. Рассмотрим в статье, какие факторы влияют на формирование территориального коэффициента в рамках обязательной программы страхования и как он применяется при расчете премии.
Значения коэффициентов по городам РФ
- Определение регионального КТ по страховке осуществляется исключительно по месту регистрации транспортного средства. Таким образом для того, чтобы изменить такой показатель потребуется поставить его на учет в другом населенном пункте или городе. Выполнить такое действие возможно только в случае регистрации собственника как физического лица в другом городе или передаче прав владения или управления транспортным средством другому лицу;
- Величина коэффициента, присвоенного для использования при определении цены страхового полиса, основывается на показателях среднего количества транспортных средств, которые перемещаются или используются в данном населенном пункте. Данный факт связан в большинстве случаев с тем, что при большей концентрации автомобилей в пределах одного города (села, пгт, области и т.д.) значительно возрастает вероятность дорожно-транспортных происшествий.
- Необходимость прописки в данной местности. Такое действие можно выполнить в том случае, если у вас есть родственники или друзья, имеющие право собственности на объект недвижимости. В противном случае придется регистрироваться за отдельную плату, а такой способ явно не принесет существенной пользы в плате экономии;
- Территориальный коэффициент является одинаковым для любой страховой компании, в которую вы обратитесь для покупки страхового полиса на транспортное средство. В связи с этим можно заранее рассчитать необходимое количество средств, которое понадобится для оформления страхового договора в конкретной местности.
- Наиболее высокие коэффициенты по территории относятся к транспортным средствам, предназначенным для перевозки больших грузов (внедорожники, грузовые фуры). В таком случае регистрация ТС в другом регионе будет иметь смысл.
Как следствие с большей вероятностью конкретное страхуемое авто, которое перемещается в пределах такого города, может быть повреждено или же повредить имущество другого автомобилиста, параллельно причинив вред его жизни или здоровью. К примеру, если для города Москва такой коэффициент составляет 2, то для небольшого поселка, в котором даже установка светофоров иногда кажется ненужной затеей, он уже будет равен 0,5. Таким образом, чем больше в конкретном городе было случаев получения компенсации по приобретенным страховым полисам, тем дороже в итоге может обойтись страховка собственнику транспортного средства
В качестве одного из законных способов, который позволяет несколько экономить на покупке страхового полиса, является регистрация их собственников в малонаселенных пунктах и, как следствие, параллельно с этим сразу возникает возможность зарегистрировать свое транспортное средство в местном отделении ГИДББ. Вполне естественно, что для этого выбирают населенные пункты с наименьшим значением страхового коэффициента по полису ОСАГО.
Такой метод, конечно, имеет право на существование, но при этом стоит учитывать такие сторонние факторы и помехи, которые могут встретиться в процессе оформления документации:
Территориальный коэффициент ОСАГО 2021 и таблица значений
В соответствии с российским законодательством, каждый водитель на территории страны должен при себе иметь страховой сертификат. Отсутствие документа влечёт наложение штрафа.
Мнение эксперта
Козлов Юрий Петрович
Юрист с 10-летним опытом. Специализация — семейное право. Член коллегии адвокатов.
Оплачивать его придётся при каждой фиксации нарушения. Стоимость страховки зависит от большого количества факторов и параметров.
Одним из них является коэффициент территории ОСАГО.