Трасологическая экспертиза — 7 простых шагов как провести трасологическую экспертизу при ДТП + 4 полезных совета как оспорить результаты трасологической экспертизы


Что такое трасологическая экспертиза

Изучение следов на месте дорожного происшествия проводится в рамках расследования обстоятельств аварийной ситуации. Водители, не знающие, что такое трассологическая экспертиза после ДТП, не имеют представления об особенностях транспортного осмотра. Исследование направлено на разбор отпечатков шин. Сложные расчеты позволяют воссоздать механизм дорожного инцидента и установить последовательность действий автомобилистов, причинно-следственную связь между управлением транспортным средством и результатами столкновения.

Трасологическая экспертиза после ДТП представляет собой исследование следов и отпечатков, оставленных на месте происшествия, проводимое с целью определения их природы возникновения и принадлежности. Посредством последовательного выполнения сложных расчетов эксперт воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность получения повреждений объектами.

Таким образом, основной целью данного исследования является восстановление полной картины происшествия.

Проводится трасологическая экспертиза в спорных ситуациях, когда необходимо:

  • воссоздать картину действий водителей, итоговым результатом которых стало дорожно-транспортное происшествие;
  • выяснить, присутствовало ли исследуемое транспортное средство на месте происшествия;
  • определить, соответствуют ли имеющиеся на автомобиле повреждения обстоятельствам конкретного дорожно-транспортного происшествия;
  • доказать, что вины конкретного лица в создании аварийной ситуации не было;
  • получить от страховой компании большую сумму на возмещение убытков, чем та соглашается выплатить.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
    Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

В каком случае назначается

Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

  1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
  4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
  5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Важная информация о трасологической экспертизе

Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения. В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

Необходимость проведения экспертизы

Подобные экспертизы проводятся далеко не при любой аварии и считаются довольно редким явлением. В экспертизе мало толку, когда есть иные открытые и доступные источники информации. Однако иногда свидетелей ДТП нет, а в результате аварии пострадали люди. Естественно, что никто не будет проводить экспертизу при столкновении двух водителей, которые самостоятельно договорились между собой. В первую очередь экспертиза необходима для расследования правонарушения или преступления, когда затрагиваются и нарушаются права и интересы граждан. При этом расследуется не всякое правонарушение, например, вряд ли будут проводиться экспертизы при нарушении правил проезда перекрестка.

ВАЖНО !!! Чаще всего эксперты привлекаются, когда есть пострадавшие или погибшие люди, что свойственно для серьезных правонарушений, либо для преступлений.

За счет проведения экспертизы могут уточняться свидетельские показания, когда они расходятся, а других способ получить информацию нет. На основании полученного заключения можно узнать много информации о произошедшем, даже когда не было свидетелей.

Вопросы эксперту

Условно вопросы, задаваемые экспертам-трасологам на тему проводимого исследования, можно разделить на две группы:

  • идентификационные;
  • диагностические.

Типовыми вопросами первой группы являются:

  • Оставленные на месте происшествия следы принадлежат одному или нескольким объектам?
  • Какими объектами были оставлены найденные следы?
  • Могли ли оставленные следы быть нанесены автомобилем, участие которого в ДТП было доказано?
  • Являются ли оставленные следы и повреждения результатом рассматриваемого ДТП?

Список типовых диагностических вопросов выглядит следующим образом:

  • Есть ли на месте дорожно-транспортного происшествия следы, пригодные для исследования?
  • Какова была траектория тех или иных транспортных средств, принимавших участие в аварии?
  • Какова марка автомобилей, чьи следы удалось обнаружить на месте происшествия?
  • Как располагались объекты, автомобили и пешеходы в момент столкновения?
  • В какой последовательности происходило столкновение различных объектов и образование следов?
  • Что можно сказать о механизме рассматриваемой аварии?

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • Примерный список:
  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Виды и классификация трасологических экспертиз

Трасологическое исследование проводится в отношении механизмов, предметов и живых существ. Рассматриваемые ниже виды трасологических экспертиз в той или иной мере могут использоваться для расследования причин и обстоятельств ДТП:

  • гомеоскопическое исследование – изучение следов человека: отпечатков пальцев, следов ног, следов обуви, зубов, различных частей тела и прочего;
  • механоскопическое исследование – изучение следов от предметов и повреждений, найденных на вещах, а именно: орудий, инструментов, механических повреждений одежды, узлов и петель;
  • исследование замков – изучение основных характеристик замков, в том числе их состояния на момент экспертизы;
  • исследование пломб – изучение оставленных пломб на предмет их целостности;
  • исследование отпечатков производственных механизмов на предметах – проводится с целью определения отношения исследуемого предмета к оборудованию;
  • транспортное исследование – изучение следов транспортных средств: отпечатков шин, вмятин, царапин и других повреждений;
  • исследование отпечатков животных – изучение следов от лап и подков.

Стоимость процедуры

Когда дело касается оплаты экспертизы, то тут все будет возложено на того, кто и стал виновником происшествия. Но это только в том случае, когда проведение исследования является обязательным и играет существенное значение. Но практически всегда именно так все и происходит.

Первоначально именно заказчик должен будет оплатить всю сумму по экспертизе. В последующем уже выставляется иск, по которому требуются средства именно от виновника. Нельзя сразу же и точно указать на то, сколько будет стоить исследование. Все зависит от сложности ситуации, наличия документации, срочность, важность и прочее. Средняя цена работы трасолога составляет 15-20 тысяч рублей. Снижение происходит, если нет срочности или упрощается весь процесс.

Общие положения методики проведения трасологических экспертиз

Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.

Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:

1) Вещественные доказательства (следы преступления);

2) Материальная обстановка места преступления;

3) Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например — протокол осмотра места происшествия);

4) Материалы справочного характера;

5) Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).

Объекты трасологической экспертизы также делятся на объекты прямо участвующие в процессе идентификации и косвенно участвующие в идентификации.

Объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:

1) Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;

2) Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.

К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.

Стадии трасологической экспертизы:

1) Предварительное исследование;

На этом этапе эксперт знакомится с материалами, поступившими на исследование, производит осмотр объектов, производит проверку соответствия их постановлению (описанию) следователя, далее эксперт производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объекта. После этого эксперт должен составить план дальнейших исследований.

2) Детальное исследование;

На стадии детального исследования эксперту предстоит выявить идентификационные признаки объекта, которые должны отображать свойства идентифицируемого объекта. Среди видов идентификационных признаков выделяют: признаки группового и индивидуального значения. Также признаки подразделяются на общие и частные, общие признаки характеризуют объект в целом (конструкция, форма, масса и др.), а частные признаки характеризуют детали и части объекта.

По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки делятся на необходимые и случайные признаки.

По времени возникновения признаки делятся на признаки, появившиеся во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения.

По характеру оценки частоты встречаемости признаки делятся на статистически определяемые и субъективно определяемые признаки.

Также стоит сказать об идентификационном периоде, в течение которого можно произвести идентификацию объекта по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться непосредственно сам эксперимент, а также сравнительное и раздельное исследование.

3) Оценка результатов и формулирование выводов;

На данной стадии оценки эксперт должен оценить и сопоставить выявленные совпадающие и различающие признаки и впоследствии сформулировать выводы.

Выводы эксперта должны быть четко сформулированными и не иметь двоякого смысла, выводы должны содержать четкий ответ и пояснения на поставленный вопрос или задачу. В том случае, если эксперт не может решить вопрос, то он должен дать соответствующие пояснения и указать причины невозможности решить поставленную задачу.

Выводы эксперта подразделяются на выводы содержащие ответ на поставленный вопрос, и выводы, которые указывают на возможность решения вопроса.

Также выделяют условные и безусловные выводы, положительные и отрицательные, категорические и вероятные, а также однозначные и альтернативные.

4) Оформление материалов исследований.

На стадии оформления материалов исследований эксперт составляет письменное заключение в соответствии с процессуальными требованиями, вытекающими из требований УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Этот документ должен иллюстрироваться схемами и фотоснимками, документирующими экспертные находки и выводы.

Как проводится при ДТП: пошагово

Алгоритм проведения независимой трасологической экспертизы при ДТП выглядит следующим образом:

  • выбор компетентной компании;
  • заключение договора и оплата услуг;
  • сбор пакета необходимой документации, в том числе:
  • схемы ситуации;
  • протокола;
  • фотоматериалов с места аварии;
  • правоустанавливающих документов;
  • справки из полиции, подтверждающей ДТП;
  • письменных пояснений участников и свидетелей ДТП.
  • приглашение эксперта для осмотра места аварии;
  • согласование места и времени осмотра ТС;
  • ожидание результатов моделирования ситуаций с места ДТП;
  • получение отчета о проделанной работе.

Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета

Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.

Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта

Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.

Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.

Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.

Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе

В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.

Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:

  • описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
  • показания свидетелей;
  • сведения об участниках аварии;
  • изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
  • сведения из протокола осмотра места ДТП.

Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.

Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда

Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.

Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.

Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов

Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.

Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.

Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.

О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.

По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме.Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

  1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
  2. В суде первой инстанции.
  3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний

В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально.

1)

Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.

Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.

Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:

  • задавайте вопросы автоэксперту;
  • получайте профессиональную помощь юриста;
  • наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»

Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.

Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.

Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

3) Экспертно-правовое бюро «Honest»

Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.

Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.

Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.

В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.

Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:

  • единоличное;
  • комплексное;
  • комиссионное.

Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.

Объекты трасологии:

  • доказательства вещественного характера;
  • материальная обстановка места происшествия;
  • процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);
  • справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).

Перечень вопросов, которые раскрывает трасология, обширен. Классификация подвидов исследования поможет разобраться детальнее.

Следы человека

Гомеоскопическое исследование изучает следы, оставленные непосредственно человеком:

  • рук;
  • ног (босых, в обуви или чулочно-носочных изделиях);
  • зубов;
  • эпителия головы.

Благодаря этому типу экспертизы решаются такие задачи:

  • наличие на объектах следов рук, их идентификация;
  • выяснение возможных особенностей строения кистей рук;
  • давность оставленных следов;
  • количество участников преступления.

Эксперты легко определяют, какой рукой и даже каким пальцем был оставлен отпечаток на изучаемом объекте, половую принадлежность по таким следам также вычисляют.

Вопросы, на которые поможет ответить изучение следов от ног, такие:

  • размер ноги, особенности строения;
  • фасон обуви, чулок, носков;
  • половая принадлежность, примерный возраст и рост;
  • особенности походки, наличие протеза, ортопедических приспособлений;
  • способ передвижения (спокойная или суетливая ходьба, или разной интенсивности бег);
  • направление движения участника происшествия.

Следы ног позволяют определить в некоторых случаях механизм их возникновения, тем самым помочь выяснить, как преступник, или не относящийся к преступный действиям человек, оказался в исследуемом месте.

Отпечатки зубов могут быть оставлены как преступником, так и жертвой, экспертиза выясняет:

  • каким именно зубом или зубами оставлен след;
  • наличие протезов, отсутствие зубов;
  • особенности строения челюсти;
  • механизм возникновения отпечатков.

Отпечатки губ на одежде, посуде или коже человека иногда помогают вычислить объект, оставивший их. Однако, в первую очередь, необходимо определить, пригодны ли они для идентификации.

Кожный покров головы (лоб, нос, щека, скула) расскажет о половой принадлежности, иногда о возрасте, особенностях строения и дефектах.

Отдельно выделяют микротрасологию, предметом ее являются микрочастицы и миниатюрные следы.

Механоскопическая экспертиза

Такие следы относят к орудиям преступлений, действиям, производимым человеком.

Исследование предполагаемого орудия преступления определяет:

  • характеристику орудия (размер, наличие насечек);
  • наличие его следов на других предметах;
  • направление и силу использованного орудия;
  • взаиморасположение объектов на момент использования;
  • последовательность ударов, разломов, порезов.

Следы волочения или борьбы определяют не только по состоянию жертвы, но и по наличию механических повреждений на одежде, следов на траве, земле, полу.

Случаи связывания объекта не остаются незамеченными для эксперта. По типу вязания узлов и созданию петель специалист определит:

  • механизм связывания;
  • наличие профессиональных навыков при связывании (морской узел, «грейпвайн», «штык», «заячьи уши», применяемые в основном в альпинизме);
  • левша или правша человек, связавший объект.

Исследование замков, в первую очередь, выявляет следы взлома, предмет отпирания (отмычка, дубликат ключа), определяет наружную или внутреннюю сторону механического воздействия. Также выясняют, срывались ли пломбы с различных замков.

Транспортная экспертиза

Экспертиза транспортных средств и следов, оставленных ими при нарушении ПДД – достаточно обширная подгруппа механоскопического исследования.

Часто при написании названия этой экспертизы используют двойное «с». Ошибка возникла именно из-за автолюбителей, связывающих название исследования «трасологическая» с трассой.

Мероприятия, назначенные для изучения механизма происшествия, отвечают на такие вопросы:

  • какое из ТС виновно в ПДД;
  • выявление вмятин, царапин, относящихся к этому происшествию;
  • соответствие виновного ТС нормам технического осмотра;
  • правомерность действий водителя для предотвращения наезда, аварии;
  • исследование структурных особенностей шин, деталей двигателя, трансмиссии и других важных элементов;
  • режим езды участников ПДД (торможение, занос, превышенная скорость);
  • предположительную марку шин, модель и другие особенности автомобиля, оставившего место преступления.

Благодаря современным разработкам, трасологическая экспертиза позволяет реконструировать действия при происшествии, смоделировать любое преступление, согласно росту, половой принадлежности преступника или габаритам и скорости движения автотранспорта.

Также выделяют таврологическую трасологию, которая специализируется на следах от животных и одорологическую, которая выявляет газообразные следы – запахи.

Следы выявляют несколькими методами:

  • люминесцентным;
  • термовакуумное напыление;
  • нанесение клея «Циакрин ЭО».

Последний определяет наличие даже старых следов.

Кто заказывает исследование?

Несмотря на то, что трасологическое исследование относят к процессуальному процессу, то есть необходимому при судопроизводстве, независимая экспертиза также возможна.

В случае, когда участник дорожного происшествия не согласен с обвинением или выступает против действий определенного лица и не верит в правосудие, может заказать независимую экспертизу. Поскольку часто гражданские споры проходят без участия суда, внесудебное исследование следов востребовано.

Кто проводит процедуру?

К исследованию места преступления допускается ограниченное число людей. Эксперт-криминалист собирающий следы, оставленные участниками происшествия называется трасологом (криминалистом-трасологом). То есть высшее образование должно быть по специальности «судебная экспертиза».

На помощь ему, особенно при комплексном исследовании, привлекаются баллисты, материаловеды, судебные медики, химики, биологи.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

  • предварительный осмотр;
  • детальное обследование предоставленных следов;
  • оценочный этап полученных результатов;
  • предварительные выводы, подтверждение их;
  • оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

Какие документы необходимы?

Список документов, которые понадобятся сотрудникам экспертной службы, зависит от установленной проблемы.

Если необходимы трасологические исследования места преступления, идентифицированного, как убийство, понадобится полный отчет следователя, дознавателя, протокол обследования. Также, если эксперт не выезжал сразу на место происшествия, понадобятся фотографии, слепки обуви и другие объекты исследований.

Для заказанной экспертизы ПДД частным лицом потребуется следующее:

  • справка о совершенном ДТП;
  • материалы дела, составленные сотрудниками ГИБДД (фото-таблицы, схемы, протокол);
  • технический паспорт авто, сведения о пройденном техническом осмотре.

Эксперту предоставляют в обязательном порядке доступ к ТС, одежду и другие материалы от лиц, участвующих в ДТП.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]