Может ли страховая компания отказать в заключении договора ОСАГО


Почему страховая компания отказывает в страховании автомобиля

почему страховые компании отказываются страховать машину

Многие владельцы авто сталкивались с ситуацией, когда страховщик под разными предлогами отказывался заключать с ним договор ОСАГО. Все причины для отказа можно условно разделить на две группы – законные и неправомерные. Если водителю отказывается в оформлении полиса под явно надуманным поводом, он вправе обращаться на данную организацию с жалобой в надзорные органы.

Наиболее частыми поводами для отказа являются:

  • Ссылка не технические проблемы – отсутствие связи с базой РСА, сбои в компьютерной программе и т.д. Настоящая причина здесь обычно заключается в попытках фирмы оптимизировать расходы на выплату страховых компенсаций.
  • Навязывание дополнительных платных услуг. Это считается прямым нарушением ФЗ №2300-1 «О защите потребительских прав», но некоторые фирмы сознательно идут на это.
  • Недостаточное количество полисов. Такое случается, если филиал получает ограниченное число полисов из-за низких объёмов оборота.
  • Отзыв у страховщика государственной лицензии. Без этого компания не вправе заключать сделки с клиентами.
  • Предоставление клиентом неполного комплекта документации, либо поданные бумаги содержат некие ошибки и неточности.

Если собственник авто считает, что ему отказали в заключении договора незаконно, он может подать претензию на данную страховую фирму.

Как же принудить страховую компанию оформить ОСАГО?

Автовладельцу, которому представители страховой отказывают в оформлении полиса ОСАГО, необходимо:

  1. В присутствии свидетелей потребовать представителя компании оформить отказ. Страховщик должен письменно обосновать причины, которые стали основанием для такого решения.
  2. Попробовать оформить ОСАГО в другой компании, предоставляющей услуги страхования гражданской ответственности. Если и здесь автовладельцу показывают на двери, нужно в любом случае требовать мотивированный письменный отказ.
  3. Зная, что действия сотрудников страховой являются незаконными, нужно ссылаться на нормы Закона «Об ОСАГО» (ч. 1 ст. 4 № 40-ФЗ от 24.04.2002) и п. 2 статьи 16 ФЗ РФ 2300-1 «О защите прав потребителей». Также можно вызвать начальника отделения — если сотрудники страховой компании увидят, что их посетитель юридически подкован, то чаще всего они согласятся решить вопрос в пользу клиента.
  4. Зафиксировать на видео (как было указано выше) все действия сотрудника компании, не желающего выписывать бланк или давать письменный отказ. Собрать свидетелей и также зафиксировать их показания на видеокамеру или мобильный телефон.
  5. Предупредить сотрудника страховой компании об ответственности за нарушение закона, напомнить ему об административной ответственности должностных лиц, совершающих подобные правонарушения.

В большинстве случаев такая тактика срабатывает, и страховщики удовлетворяют заявление собственника автотранспорта. Когда все же клиенту отказано в оформлении полиса ОСАГО, и получить отказ в письменном виде все же удалось (как показывает практика, делать это очень сложно – почти всегда результат близок к нулю), данный документ может быть основанием составления претензии к этой страховой компании.

Как подать жалобу на страховую компанию

Ст. №426 ГКРФ указывает, что каждый гражданин вправе самостоятельно выбирать, где ему приобрести полис ОСАГО. После подачи полного комплекта необходимых бумаг, сотрудники страхового агентства обязаны заключить с автовладельцем договор страхования. Оформление полиса происходит в день обращения, в исключительных ситуациях компании отводится на это трое суток.

При незаконном отказе в обслуживании, имеется два варианта действий:

  1. Обратиться в другую страховую организацию.
  2. Добиваться заключения договора с данным страховщиком.

Мнение эксперта
Мария Мирная

Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

Во втором случае закон предоставляет собственникам авто возможность обращения с жалобой в надзорные инстанции. Если страховая отказывается страховать по ОСАГО, первым делом, подавать претензию следует руководству той организации, сотрудники которой нарушают действующее законодательство. Сделать это можно при личном визите в головной офис организации, отправив жалобу по почте заказным письмом, или через сайт фирмы-страховщика.

Если это не привело к положительному результату, клиенту нужно обратиться в контролирующие ведомства. Это:

  • РСА.
  • Территориальное отделение Центробанка.
  • Прокуратура.
  • Судебные органы.
  • Антимонопольная служба.

Жалоба составляет в вольной форме, но с обязательным указанием данных заявителя, компании-нарушителя и описанием обстоятельств возникшей проблемы.

Образец заявления можно скачать по ссылке.

Порядок подачи претензии при отказе от оформления полиса

При невозможности оформления полиса автовладельцу можно подать претензию в страховую компанию, воспользовавшись для этого одним из способов:

  1. Отнести заявление-оферту лично в офис агентства.
  2. Отправить заявление через почту России.

Заявление, подаваемое лично, необходимо делать в двух экземплярах. Один из них остается в страховой компании, второй с подписью получателя, печатью и датой приема должен остаться на руках у страхователя. Оно должно быть зарегистрировано с присвоением ему входящего номера, который также указывается на втором экземпляре.

Отправлять письмо по почте необходимо заказным письмом с уведомлением о получении. В соответствии с законодательством, договор ОСАГО является публичным, поэтому обращение клиента в письменной форме должно быть рассмотрено в обязательном порядке. На это обращение страховщик должен выслать письменный отказ или подписанный договор.

Какие документы нужно приложить

Вместе с составленной претензией, заявителю понадобится приложить определённые документы.

  1. Копию паспорта заявителя для подтверждения его личности.
  2. Заверенный второй экземпляр претензии, поданной компании-страховщику.
  3. Доказательная база, подтверждающая факт нарушения страховщиком законодательных норм. Это бумага с официальным отказом, фото и аудио-видеозаписи, показания свидетелей.

После получения заявления от потребителя, надзорные инстанции назначают проверку по изложенным в нём фактам. Если выясниться, что отказ ОСАГО был незаконен, контролирующими органами выписывается представление с требованием исправить допущенные нарушения.

Подача жалобы на страховщика

Если сотрудники агентства стойко отказывают в предоставлении полиса ОСАГО, то следует оспорить их неправомерные действия.

Для этого предварительно подготавливаются следующие документы:

  • заявление от водителя, в котором он обращается к организации за предоставлением полиса ОСАГО, с подписью и печатью;
  • отказ страховой компании в предоставлении полиса в письменной форме (при наличии);
  • показания свидетелей, которые можно собрать как в письменном виде, так и с помощью аудио и видео фиксаторов.

После того, как водитель имеет на руках все эти документы, он может их направить в следующие компетентные органы:

  • в региональное отделение Центробанка России;
  • в судебную инстанцию по месту регистрации;
  • в прокуратуру по месту регистрации;
  • в ближайшее отделение РСА или ФАС.

При намерении отстоять свои интересы через уполномоченные органы, следует оповестить об этом сотрудника организации, в некоторых случаях подобные действия приводят к положительному результату.
Страховые компании отказываются страховать автомобиль по ОСАГО, что делать? В данном случае можно сразу обратиться в суд или прокуратуру, как правило, данные органы быстро поставят на место недобропорядочное агентство и водителю оформят полис.

Дополнительно следует заметить, что исковому заявителю в данном случае ничего не светит сверх свободного оформления полиса, так как инстанции правосудия сами проведут расследование и накажут организацию по всей строгости действующего законодательства.

Дополнительно со страховой компании будет удержан крупный штраф.

Что делать, если нет времени на оспаривание отказа

Рассмотрение поданного заявления может растянуться на длительное время. Так, в судебных инстанциях на это может уйти до нескольких месяцев, в зависимости от загруженности судьи. Поэтому, во избежание длительных тяжб, можно просто обратиться за страховкой в другую организацию, либо оформить ЕОСАГО через интернет. Когда страховщик, в качестве условия заключения договора, выдвигает требование приобрести дополнительный продукт, клиент может пойти на небольшую хитрость. Он соглашается на это условие, но в срок 5 дней отказывается от дополнительных услуг и забирает уплаченные за них деньги. Это допускает ФЗ №2300-1.

Специальное предоставление дополнительных услуг

Нередки случаи, когда отказ в оформлении полиса ОСАГО связан с дополнительным предложением опций, от которых владелец транспортного средства отказывается в силу ненадобности. Организации специально навязывают своим клиентам дополнительные опции, тем самым существенно увеличивая стоимость бланка, это позволяет страховщику хоть как-то перекрывать свои убытки и извлекать прибыль из продажи полиса ОСАГО.
И лишь при условии, что автолюбитель соглашается на уговоры сотрудников страховой компании приобрести какие-либо ненужные для него опции, оформляется полис. Подобные явления на данный момент носят массовый характер во всех регионах России.

Стоит отметить, что в соответствии с законом о защите прав потребителей, страхователь, который приобретает обязательный автогражданский полис, не обязан идти на уступки страховому агентству и приобретать вовсе ненужные для него дополнительные опции.

Если без этого ему отказывают в оформлении бланка, то он имеет все законные основания написать судебный иск на организацию и отстаивать свои права в органе правосудия.

При неудовлетворении требований клиента в оформлении полиса ОСАГО, в обязательном порядке требуется, чтобы сотрудники организации зафиксировали причину в письменной форме, что позволит получить законные основания для подачи искового заявления в судебную инстанцию. Дополнительно автолюбитель может произвести фиксацию того факта, что ему отказывают в оформлении полиса с помощью аудиозаписи или видеосъёмки. В двух последних случаях, чтобы суд смог учитывать свидетельства, следует предупредить сотрудника компании о том, что вы осуществляете видео или аудиозапись всего разговора. Дополнительно в пользу автолюбителя, получившего отказ, могут выступить показания свидетелей, которые в момент попытки оформления документа присутствовали в организации. Всё это поможет отстоять свои права в органах правосудия и призвать страховщика к ответственности за неправомерные действия.

Стоит отметить, что в том случае, когда представитель страховой компании не был уведомлен о проведении видео или аудиозаписи разговора, то в суде данные свидетельства не будут расцениваться как доказательства.

Когда отказ будет законным

В некоторых ситуациях возможность отказа в оформлении ОСАГО предусматривается законом. На полных основаниях отказать в предоставлении страховки компания в таких случаях:

  • Отсутствие связи с системой АИС, что не позволяет провести расчёты цены полиса.
  • Отказ собственника авто предоставить машину для оценки её техсостояния.
  • Неполный комплект поданных страхователем бумаг.
  • Страхователь, не являющийся собственником ТС, не имеет нотариальной доверенности от владельца машины.

Во всех прочих случаях отказ в страховании ТС расценивается как незаконный.

Возможные причины, по которым страховая компания отказывает

Страховой полис

Страхование транспортных средств регулируется Федеральным законом № 40 от 25.04.2002 (последняя редакция) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В настоящее время участились случаи, когда водитель получает отказ страховой компании в заключении договора ОСАГО, при этом данная проблема охватила уже многие регионы России. Наиболее часто подобная ситуация происходит по той причине, что для страховых компаний крайне невыгодно предоставлять полисы, так как это достаточно убыточный сегмент, особенно если учесть тот факт, что с каждым днём число ДТП на дорогах России увеличивается. Даже прошедшее не так давно повышение тарифов всё равно никак не повлияло на данную ситуацию. По мнению страховых организаций, предоставление полиса и последующий ремонт за счёт организации – это несоизмеримые величины.

Рассмотрим основные причины, по которым водители нередко могут столкнуться с отказом:

  • лимит по страховым выплатам был увеличен до 400 тысяч рублей;
  • для расчёта полученных убытков была введена единая система расчёта;
  • дополнительно на автогражданку распространяет своё действие закон о защите прав потребителей;
  • большинство импортных запчастей для транспортных средств подорожали, что привело к росту компенсационных выплат.

В силу того, что предоставление полисов ОСАГО крайне не выгодно для страховых компаний, многие организации вовсе отказались от этого вида страхования, а некоторым даже пришлось закрыться из-за банкротства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: